Автор: Александр Гончаров

 

Современному человеку даже в голову не приходит, что можно прожить без календаря.

Впрочем, на протяжении всей своей истории человеческий род никогда и не существовал без календарей. Археологи все выискивают и выискивают артефакты, связанные с исчилениями времени у древних народов. Каждое новое открытие сопровождается немалым шумом и интересом со стороны публики.

Однако обыватель XXI века, прочитав очередную статью или заметку о календарях майя или шумеров, спокойно продолжает жить по григорианскому, введенному в 1582 году Римо-католической церковью и с тех пор постепенно заполонившему весь мир, за исключением небольшого количества стран. Даже государства, сохранившие свои «аборигенные» календари, все равно вынужденно используют его не только для внешних сношений, но и внутри себя. Это касается и Исламского мира, и Юго-Восточной Азии.

Григорианский календарь, а не открытие Колумбом Америки и начавшаяся европейская экспансия в XV столетии, явился первой глобальной экспансией, с ее всеобщим унификацией всего и вся и стиранием местных стереотипов поведения.

Собственно, введение нового календаря в Европе не диктовалось научными соображениями, да и в религиозном плане оправдать его можно, только отказавшись от правил Вселенских Соборов.

Проще всего было бы свести календарную реформу к амбициям римского папы Григория XIII (1572-1585). Но это не так. К новому календарю подступали и папы Павел III (1534-1549) и Пий IV (1559-1565). На изменениях настаивал и Тридентский собор (1545-1563).

Кстати, великий астроном и каноник Католической церкви Николай Коперник (1473-1543) отказался заниматься новым календарем, видимо понимая, что данное дело не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к науке.

По существу, григорианский календарь без (если не принимать во внимание фарисейские оправдания о правильности соблюдения Великого поста) является разрывом с истинной христианской традицией.

Поэтому в Российской Империи все попытки перехода на григорианский календарь неизбежно заканчивались только пустыми разговорами. А календарная катастрофа произошла только после революции 1917 года.

Население Российской Советской Республики (РСР) легло спать 31 января 1918 года, а проснулось 14 февраля. Переход совершился по распоряжению Совета народных комиссаров во главе с Ульяновым (Лениным).

Думается, что вряд ли большинство граждан РСР с воодушевлением приняли «календарный» декрет СНК. Но народные комиссары они ведь и у власти оказались, чтобы думать за народ, решать за народ, а тех, кто сопротивляется их благоглупостям и издевательствам объявлять «врагами народа».

Товарищ Ленин отлично понимал, зачем католицизм создавал новый календарь. «Вождю мирового пролетариата», люто ненавидящему Россию и русскую историю, просто требовался разрыв с православной национальной традицией. В григорианский календарь Россию резко впихнули по его настоянию.

Любопытным выглядит оправдание отказа от юлианского календаря и восхваление изначально католического григорианского. Фраза из декрета просто уникальна: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». В ней так и слышится преклонение перед Западом: «Ах, культурные народы!» Вряд ли тогда вспоминались, Китай Япония и Корея.

Впрочем, идеологически большевики, сделавшие ставку на Всемирную Советскую республику, оказались вполне последовательными и прилежными выучениками папства. Недаром Ф. М. Достоевский в «Идиоте» высказал устами своего персонажа следующую мысль: «Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! (лат. «мы не можем»). По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской Империи, и в нем всё подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм, прежде всего, с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и безсилия духовного!»

Они приступили к созданию своего Вавилона, где русскому народу отводилась роль раствора для скрепления фундамента.

Чтобы оторвать русских от Православия – родовой пуповины, скрепляющей веру, мир, общество и государство, большевизм и начал репрессии против Церкви Русской, изгнал из образования историю, запретил в светских школах церковнославянский язык, имевший для России огромное религиозное, культурное и литературное значение. В этой же плоскости лежит и «реформа» русского правописания.

14 февраля 1918 года, то есть 105 лет тому назад, прозвенел лишь первый звоночек, начавшихся похорон русской традиции, да и самой русскости.

В дальнейшем, уже после лютой смерти выжившего из ума Ульянова, в 1929 году была предпринята попытка полной советизации календаря, а, следовательно, и элементарного быта людей в СССР.

С помощью «пятидневки», а затем и шестидневки», советская власть постаралась прикончить семидневную неделю, плюс еще и создать дополнительные трудности для верующих в соблюдении постов и праздничного православного цикла. Но от затеи пришлось отказаться, несмотря на приманку в виде увеличения числа советских выходных дней, сокрушить традицию не удалось.

В конце концов, «старый стиль» исчисления дней, хоть и не был признан официально, в народе сохранился. Так возник светский праздник, не имеющий аналогов в других странах, – «Старый Новый год». Да и Церковь, подвергнувшись насилию, все-таки отстояла юлианский календарь в своем богослужебном круге.

Русский историк, ученик и друг Льва Николаевича Гумилева А. Н. Зелинский в разгар «застоя» (1978) опубликовал статью «Конструктивные принципы древнерусского календаря», где прикровенно выступил в защиту юлианского календаря: «Если вспомнить древнее пифагорейское воззрение о том, что «все есть число», то средневековый календарь предстанет перед нами как особым образом организованное число, раскрывающее «Божественную геометрию» Вселенной, которое не только упорядочивает время мира, но и освящает его. В контексте этой мысли календарь становится особой космотворческой силой, высветляющей из Хаоса Космос или, если говорить языком естественных наук, уменьшающий энтропию в поле человеческого сознания.

Именно с этой точки зрения нами и была рассмотрена совокупность тех принципов, которые со времен Никейского собора легли в основу Великого индиктиона византийцев и сохранялись на протяжении веков Великим миротворным кругом средневековой русской культуры.

Наша задача заключалась в том, чтобы наиболее полно и адекватно воплотить эти принципы в геометрически образной работающей модели этого календаря, представляющего, по нашему убеждению, одно из высочайших достижений человеческого гения».

Сейчас настало время задуматься о том, чтобы восстановить нашу традицию, может быть возвратиться к юлианскому календарю, не обращая внимания на «цивилизованный мир», ведущий с Россией необъявленную (пока) войну.

Нам надо сделать первый шаг, пусть и на уровне календаря, повернуться от духовного Хаоса к Космосу, от попрания национальных основ к русскости, от атеизма к Богу.

Вернуться в Россию…

 

 

Поделиться ссылкой: