Автор: Михаил Смолин

 

В каноническом праве роль благочестивых правителей в христианском государстве состояла в заботе («пещись»), чтобы Церковь была ограждена помышлением царским «от наветов на Церковь, от произведения расколов и от еретического безумия удержаны были люди, отлагающие помышление о вечном наказании» (Карфагенское правило 104).

Русские Государи с самого начала христианства на Руси взяли на себя это нелёгкое служение защитников Церкви и имеют следующие существенные заслуги перед Православной верой:

1. Выбор Православной веры для Руси

И великая княгиня Ольга, и великий князь Владимир выбрали для своего государства и русских людей Православную веру. Это был их личный и общественный выбор, и за себя, и за свой народ. Церковь обоих правителей прославила в чине равноапостольных как крестивших свой народ.

Повесть временный лет сообщает, что по инициативе Великого князя Владимира в Киев приходили представители разных вер: западные христиане, мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи из Хазарии и византийский христианский «философ». И в результате испытания их веры, Великий князь Владимир избрал Православие.

2. Распространение христианства

После личного крещения Великого князя Владимира именно он и его потомство, приложило максимум усилий, чтобы распространить христианство на Руси.

По приказу Великого князя были разорены языческие капища, устроенные им самим в разных крупных городах Руси. Жители прежде всего крупных городов, таких как Киев, Новгород и другие были крещены. А там, где при крещении было возмущение, как в Новгороде, то была именем князя применена сила (Добрыня, дядя Владимира).

3. Масштабное строительство храмов

Особое попечение князей, царей и императоров было христианское храмостоительство. Начато оно было ещё при первых православных князьях: кафедральные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Преображенский собор в Чернигове, главный храм Черниговско-Северского княжества, усыпальница князей Ольговичей, потомков князя Олега Святославовича.

К 1917 году было построено в том числе и на деньги власти 78.767 храмов и часовен.

4. Составление церковных уставов

Хорошо известны Церковный устав Владимира, Церковный Устав Ярослава Мудрого, Церковный Устав Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и другие.

5. Активное участие князей и царей в возрастании и самостоятельности Русской Православной Церкви

Неоднократно во времена нерадения Константинополя о церковных делах русские князья созывали соборы русских епископов и выбирали русских ставленников в митрополиты.

Так было в 1051 или 1052 году, когда по воле Ярослава Мудрого митрополитом был поставлен Иларион, автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В это же время был дан и новый церковный устав.

При задержке в поставлении нового митрополита на Русь в 1147 году при Киевском князе Изяславе Мстиславиче был созван Собор епископов юга Руси и поставлен митрополитом знаменитый богослов Клим Смолятич (умер после 1164).

После захвата Киева татарами, около 1243 года, Собором русских епископов митрополитом был поставлен Кирилл II (умер в 1281) при поддержке князя Даниила Романовича Галицкого.

6. Русская власть отстояла правоверие Русской Церкви от униатов

Особую роль сыграла Русская власть в деле защиты Православия от Флорентийской унии.

После её подписания митрополит Исидор вернулся в Москву, помянул за литургией Римского папу Евгения IV и зачитал документ об Унии. Великий князь Василий II Тёмный тут же приказал его арестовать как предателя веры. В последствии Исидор сбежал из под стражи, и великий князь созвал в 1441 году Собор епископов Восточной Руси, осудив унию и Исидора как еретика и отступника.

Поскольку уния в Константинопольском патриархате не заканчивалась, в Москве были вынуждены созвать новый Собор русских епископов и выбрать русского митрополита Иону, с титулом Митрополит Киевский и всея Руси.

7. Русские Государи боролись с церковным сепаратизмом

Так, в 1478 году после присоединения Новгорода к Московскому государству, наконец, была ликвидирована юрисдикционная автономия Новгородской епархии, которая стремилась отложиться от Московского митрополита.

8. Разгром ереси жидовствующих

При Великом князе Иоанне III и его молодом соправителе великом князе Василии III была разгромлена ересь жидовствующих.

На Соборе 1504 года под председательством Великого князя Василия III ересь была осуждена и главные её деятели были сожжены в деревянных срубах.

9. Активное участие в учреждении патриаршества на Руси в 1589 году

Царь Феодор Иоаннович сыграл ключевую роль в учреждении патриаршества на Руси. Именно он пожелал получить от Константинопольского патриарха Иеремии II, приезжавшего в Москву Уложенную грамоту об учреждении патриаршества, официальный документ «для утверждения от рода в род и навеки» Московского патриархата.

Другая часть Русской Церкви, находившаяся под властью католической Речи Посполитой и оставшаяся под властью Константинопольской патриархии, вскоре заключила Брестскую унию с папством (1596) и долгое время находилась в ужасном разорении.

10. Активное участие в передаче киевской митрополии в ведение Московского патриарха.

Цари Иоанн V и Пётр I вместе с московским патриархом Иоакимом добились от великого турецкого визиря согласия на переход Киевской митрополии к Московскому патриарху. Иерусалимский патриарх Досифей II согласился с этим решением и поспособствовал, чтобы Константинопольский патриарх Дионисий IV передал московским послам грамоты, по которым он передавал власть над Киевской митрополией Московскому патриарху. От московского посла патриарх Дионисий получил 120 соболей и 200 золотых.

11. Благоверное служение князей и царей Церкви и руководство русским православным народом

На протяжении более чем тысячелетия Русские Государи усердно несли свою царскую службу. Русская Православная Церковь прославила в лике благоверных более 70 князей и царей. Но были князья и цари, прославленные Церковью и как страстотерпцы, и как преподобные.

Русские Государи активно занимались церковным ктиторством и развитием церковного образования. При их покровительстве были основаны 4 духовные академии, 55 духовных семинарий, 185 духовных училищ, 38 тысяч церковно-приходских школ.

В 1914 году, по официальным данным обер-прокурора Святейшего синода, общее число духовенства составило 112.629 человек. В России также действовали 1.025 монастырей и общин: 550 мужских (с 11.845 монахами и 9.485 послушниками) и 475 женских (с 17.283 монахинями и 56.016 послушницами).

12. По инициативе Императора Николая II было учреждено Предсоборное Присутствие для восстановления патриаршества.

По инициативе Императора Николая II, 16 января 1906 года было учреждено Предсоборное Присутствие — церковный орган, организованный для подготовки Поместного Собора.

В составе Присутствия было образовано семь отделов по разным церковным вопросам, от состава и проведения Поместного Собора, до вопросов епархиального управления, церковного суда, вопросов приходской жизни, образования и вероучения.

Предсоборное Присутствие с перерывами работало в Александро-Невской Лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года и подготовило Собор 1917-1918 годов и восстановление патриаршества.

Русские Государи всегда охраняли Православную веру как первенствующую и господствующую в Русском государстве. Во главе Российской Империи мог стоять только правитель, исповедующий православную веру. И как христианские Государи — великие князья, цари и Императоры в нашей истории были верховными защитниками веры и блюстителями правоверия.

 

 

Поделиться ссылкой: