Автор: Михаил Смолин
Историческая Россия у себя на Родине продолжает прозябать как территория неизвестного давно ушедшего мира. Благие слова о необходимости политики исторической памяти как-то не спешат перерастать в конкретные дела, эту память возрождающие. На фоне постоянного информационного шума о важности единства тысячелетней русской истории в высших учебных заведениях вроде бы даже вводятся специальные курсы «Основ российской государственности». Но эти добрые пожелания власти никак не становятся последовательной политикой по восстановлению национальной памяти и с печальной регулярностью торпедируются актами реваншистской советизации и оскорбительной установкой памятников натуральным палачам русского народа.
В реальности многие политические функционеры в России, напротив, стараются давать как можно меньше возможностей нашим согражданам узнавать о своей славной истории, сознательно подменяя в памяти нации настоящих аристократов духа на суррогатных «героев» революции.
Об одном из таких «отменённых» людей Империи хочется рассказать особо.
Юрий Александрович Колемин — родился 6 апреля 1874 года в семье русского дипломата, аккредитованного при дармштадском дворе Александра Александровича Колемина и Александры Адамовны, урожденной графини Гутен-Чапской (1?.11.1853 или 1854–08.05.1941), римо-католического вероисповедания.
Он происходил из старинного русского дворянского рода Колеминых, ведущих свое происхождение от Тимофея Дмитриевича Колемина, находившегося при осаде в Зарайске (1563).
Об отце Ю.А. Колемина почти ничего не известно. Но, скорее всего, это не Александр Иванович Колемин (1813–1898), которому приписывают Александру Адамовну, урожденную графиню Гутен-Чапскую, как вторую жену. Вероятнее, что это его сын Александр Александрович (р. 05.08.1844).
По законам Российской Империи, дети от межконфессиональных браков должны были быть крещены в православной вере. И младенец Георгий 23 апреля того же года был крещен в Кpестовоздвиженской цеpкви пpи pоссийской миссии в Швейцаpии, в Женеве. Среди восприемников между прочим была жена коллежского асессора князя Андpея Васильевича Тpубецкого княгиня Софья Николаевна Тpубецкая (1836–1884), уpождённая Смиpнова, дочь знаменитой А.О. Смирновой-Россет (1809–1882).
Родители Юрия Александровича в последствии развелись.
Далее Александра Адамовна Колемина была замужем еще дважды. Так, 30 апреля 1884 она стала морганатической супругой великого герцога Людвига IV Гессен-Дармштадтского и получила титул графини фон Ромрод. Среди падчериц у графини Ромрод оказались две знаменитые сестры-принцессы, ставшие в будущем Российской Императрицей Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Феодоровной.
Интересно, что Александра Адамовна сохранила хорошие отношения, по крайней мере, с одной из своих падчериц. Доказательством тому является переписка между ними. В письме к императору Николаю Александровичу от 26-го авг. 1915 г. императрица Александра Феодоровна отмечала следующее: «Я получила письмо от m-me Бахерахт [мама Колемина], где она просит, чтобы её мужа не удаляли до конца войны. Он достиг предельного возраста, но много помогает русским в Берне и проявляет много усердия. Может быть, ты будешь помнить это, когда Сазонов будет тебе о нем говорить?» (См.: Олег Платонов. Николай II в секретной переписке. Серия «Терновый венец России». Книга третья)
Новый супружеский союз не понравился слишком многим, в том числе английской королеве Виктории и германскому императору Вильгельму I и в течение года он был аннулирован.
В третьем браке она была за Василием Романовичем Бахерахтом, выйдя за него в январе 1893 года в Женевской русской церкви. Бахерахт В.Р. (1851–1916) происходил из семьи дипломатов и родился вне России. С 1871 г. на дипломатической службе. Будучи по рождению лютеранином, он в 1874 г. принял православие. В 1897–1906 гг. был первым русским министром-резидентом в Марокко. В 1906–1916 гг. — чрезвычайный посланник и полномочный министр в Швейцарии.
В этом браке Александра Адамовна отметилась и как писательница. В 1901 году, во время службы мужа министром-резидентом в Марокко, она выпустила под инициалами «Mme A. de B.» свои путевые марокканские заметки на французском языке, озаглавленные «Une mission à la Cour chérifienne» («Миссия при Шерифском дворе»)…
Юрий Александрович Колемин детство и юность провел с матерью. А затем, получив хорошее образование, поступил на службу в дипломатическое ведомство. Большую часть времени он прослужил секретарем в посольстве в Мадриде. Там же, в Испании, он нашел свою супружескую половину — Марию дель Валле Виллаверде. Детей у них не было.
Будучи глубоко верующим человеком, Ю.А. Колемин отметился в Мадриде обращением в православие начальника отделения генерального штаба в Испанской королевской армии, Викентия Гарсия Рюи-Переса. «Вместе они, — писала пресса, — проштудировали литургии Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста, катехизис и сочинения о. Владимира Гетте, сочинения Хомякова [«Luz dе Oriente. Khomiakoff». (Madrid, 1912)], специально для Викентия переведенные на испанский язык г-ном Колеминым православный молитвослов и многое другое» («Церковные Ведомости» от 25 июня 1911 г., № 26).
После возвращения в Россию Ю.А. Колемин состоял секретарем канцелярии министра иностранных дел, а также был членом цифирного комитета, который ведал всей шифровальной службой в Министерстве иностранных дел Российской Империи. Будучи теоретиком и практиком шифровального дела во время Первой мировой войны, в 1917 году он возглавил шифровальный отдел МИД.
Именно в эти последние годы перед революцией Ю.А. Колемин пишет несколько работ, которые составили ему репутацию яркого христианского полемиста и глубокого православного апологета. Главным его трудом стала изданная в 1913 году книга «Римский духовный цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви». Другие работы Ю.А. Колемина: «Авторитет в вопросах веры». Издание «Религиозно-философской Библиотеки». Сергиев Посад, 1915 (первоначально опубликована в журнале «Богословский вестник» 1915, № 5, с. 160–183); «Воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови». Петроград, 1916.
В 1917 г. революция в России взвесила все земное, и оно оказалось слишком легким для дальнейшего существования. Традиционная России ушла в небытие, а вместе со страной были потеряны и многие уникальные её люди.
Как и многие другие, Ю.А. Колемин эмигрировал. Сначала в Испанию, на родину своей жены-испанки, а затем в 1920 году состоял в формальной должности первого секретаря Посольства в Париже. Во Франции и в Швейцарии он не раз выступал с публичными богословскими лекциями в основном о разностях подходов православия и католичества к тем или иным вопросам. В 1921 году Ю.А. Колемин был рекомендован для участия в Русском Зарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах.
Скончался же он 22 ноября 1958 г. в городе Веве в Швейцарии и похоронен рядом с матерью и отчимом.
После него остался большой архив, около 300 единиц хранения, в числе которых находятся рукописи его трудов, переписка и другие печатные материалы. Все это сегодня хранится в Бахметьевском архиве в США (См.: «Russia in the Twentieth Century. The Catalog of the Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture») и ждет своего заинтересованного исследователя.
Но когда же нашим функционерам от истории заниматься такими наукоёмкими вопросами? Много других, сколь неотложных, столь же и бесполезных дел: где подновить памятник большевицким деятелям, где возвратить советские названия, а где и просто сделать вид, что всё и так обстоит совершенно прекрасно.