Автор: Агидель Епифанова
В конце апреля не стало известного историка и археолога, ученого с мировым именем, академика Петра Петровича Толочко. Ему было 86 лет, и последний год своей жизни он провел под домашним арестом по обвинению в «измене Родине», весьма популярном в современной Незалежной.
«Почему я здесь, на Всемирном русском соборе? Во-первых, потому что я считаю себя частицей Русского мира. Русский мир начинался не с Московского царства. Он рождался на берегах Днепра, на древней Киевской Руси. Когда первые летописцы и первые богословы пытались осознать, что такое Русь, они идентифицировали это огромное пространство от Новгорода до Киева, от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство», — так говорил Петр Петрович, отважно приехав на ВРС в 2018 году.
Надо ли говорить, что украинские нацисты устроили настоящий шабаш, проклиная «предателя» и требуя для него всевозможных кар? Коллеги ученые выступили тогда с открытым письмом, объясняющим, что точка зрения Толочко не отражает воззрений научного сообщества Украины…
Впрочем, травля ученого началась значительно раньше. До 2014 г. Петр Петрович возглавлял институт археологии в Киеве, которому отдал 55 лет жизни. Однако после осуждения майдана ученого принудили написать заявление об уходе с должности. Тогда на заседания ученого совета, прямо в кабинет Толочко, врывались «правосеки», угрожавшие ему расправой. Убрав академика с поста директора Института археологии, ему перекрыли и возможность преподавать. Этот отрыв от привычной среды, невозможность общаться со своими студентами стали для Толочко тяжелым ударом. Однако это не сломило Петра Петровича, и он продолжал прямо высказывать свою позицию, защищать русский язык, поддерживать контакты с Россией, писать книги. В 2020 и 2023 годах усилиями Дома Русского Зарубежья были изданы два последних труда ученого, фундаментальное исследование «От Руси до Украины: Пути исторической памяти» и монография «Откуда пошла русская земля». «В них, — как пишет директор ДРЗ Виктор Москвин, — на основе огромного количества самых разнообразных источников снова и снова проводилась мысль о едином происхождении восточно-славянского государства и единой русско-украинской истории. Так, к примеру, Толочко просто приводил в бешенство идеологов современной Украины, когда спокойно, указывая на летописи, доказывал, что восточные славяне построили свое государство задолго до призвания варягов, а название Русь было общим для наших предков».
80-летний юбилей Толочко также отмечался в стенах ДРЗ.
Петр Петрович на протяжении всей научной деятельности специализировался на археологии раннесредневекового Киева. Его кандидатская диссертация была посвящена топографии древнего Киева, а докторская — роли Киева в XII—XIII веках. Вся его жизнь прошла в Киеве, который он беззаветно любил. В той трагедии, которая постигла Россию и Украину, он считал виноватыми обе стороны: Украину – за отрыв от России и устремление на запад, а Россию – за то, что она упустила момент этого отрыва, закрывала глаза на процесс отчуждения Украины, дождавшись таким образом до необратимой беды…
Нацистская Украина стала чужой для Толочко. «С одной стороны, я понимаю, что жить я могу только в Киеве, только на Украине, — говорил он в интервью «Украине.ру». — Я не понимаю слов: «Ах, я люблю Украину!» Я не знаю, как любить Украину. Но я знаю, как любить то место, где ты родился, как любить могилы своих предков. Каждую весну я езжу на эти могилы, привожу их в порядок. Я знаю, как любить мой город родной, где я всю жизнь прожил, я знаю, как любить своих друзей. Вот в этом проявляется «любовь к отеческим гробам», как писал Пушкин. Абстрактной любви не бывает. Вот в этом смысле я, конечно, привязан всеми фибрами своей души к Украине.
Но с другой стороны, та Украина, которая сегодня, она совершенно некомфортна для меня и моей души. У меня иногда возникает чувство, что я живу, вроде как не в своей стране, что-то другое, чуждое мне, не мое происходит, то, что я не разделяю. Я не могу смотреть, как горят покрышки на «майданах», я не могу спокойно видеть, как кто-то марширует с факелами по Крещатику… Я многого не принимаю в этой жизни. И это, наверное, моя личная трагедия. Вот такое двойственное чувство. Не мыслю себя нигде, кроме Киева, Украины и чувствую, что она уже не моя».
Сразу по выходе последней книги Толочко, в апреле 2023 года, против 85-летнего ученого было возбуждено дело по обвинению в «государственной измене». Киевский «суд» отправил его под домашний арест, где Петр Петрович находился ровно год, до самой своей кончины…
«Про таких людей, как Петр Петрович Толочко, говорят: «Человек-эпоха», — пишет Виктор Москвин. — Великий историк, археолог, ученый, пользовавшийся огромным авторитетом во всем мире, человек огромного гражданского мужества и порядочности. Подлинный пример ученого, готового за правду и истину взойти на любой костер.
Много лет он возглавлял Институт археологии Украинской АН, был вице-президентом Украинской академии наук, членом многочисленных научных исторических и археологических организаций. Его труды по истории Киевской Руси, древней культуры Восточной Европы (а всего их более 500) входят в золотой фонд мировой историографии.
И еще Петр Петрович всегда был борцом за историческую истину, как бы неудобна она ни была властям. Но академик Толочко всегда говорил и писал только то, что подтверждалось историческими фактами. Он решительно восставал против искажения истории Украины в угоду политическим веяниям, особенно его возмущало стремление представить Россию как вечного врага Украины. Несмотря ни на что, в том числе и на угрозы, Петр Петрович продолжал настаивать на единых корнях русского, украинского и белорусского народов. Он категорически выступал против представления голода начала 1930-х годов как геноцида украинского народа, ведь голод охватил тогда целый ряд регионов Советского Союза.
Его травили, обвиняли в государственной измене, но ничего не могли сделать с этим удивительным человеком».
Следует напомнить, что Толочко далеко не первый ученый, ставший жертвой укронацистсткой «охоты на ведьм». Расправы начались ещё в 2014-м. Летом того года был жестоко избит на глазах у жены и малолетней внучки и отправлен в СИЗО проректор Международного Славянского университета, преподаватель Европейского университета Алексей Самойлов, выступавший против Евромайдана и за интеграцию с Россией. В заключении ученый пробыл полгода, после чего был освобожден во время очередного обмена пленными.
Повезло попасть под обмен и старейшему политузнику Украины, доктору технических наук Мехти Феофановичу Логунову, 1934 г.р. Его отец, абхаз, был расстрелян в 1937 г., и мальчика усыновил инженер–строитель Феофан Георгиевич Логунов. Мехти Феофанович имел много патентов на различные изобретения, занимался проблемой строительства в Харькове мусороперерабатывающего завода, работал в этом направлении с немецкими и словацкими коллегами. В 2014 г. он был техническим директором германо-словацкого концерна GRIMI (Германия — Словакия). Также учёный выступал консультантом по открытию перерабатывающего производства в соседнем с Харьковом Белгороде. На Украине это приравняли к разведке. 83-летнего учёного обвинили в «измене Родине», заключили в СИЗО и запретили свидания с родными. Логунов отказался идти на сделку с украинскими силовиками и давать ложные показания против РФ. «Я осознаю, что живым мне выйти из тюрьмы не получится, но на сделку с совестью я не пойду», — заявил он. Мехти Феофанович также категорически отказался от предъявляемых СБУ обвинений и возможности смягчить приговор, признав выдуманные обвинения. В итоге после нескольких лет мытарств он был вывезен в Россию после очередного обмена пленных.
Остается неизвестной судьба арестованного в марте 2022 года СБУ известного историка Александра Каревина. Александр Семёнович является автором многочисленных работ по украинскому вопросу, приверженцем концепции единства русского народа и противником украинского сепаратизма. Одним из значимых трудов историка стала книга «Русь нерусская (Как рождалась «рідна мова»)», посвященная настоящей, невыдуманной истории украинского языка и украинизации. В названии книги используются слова, сказанные малороссийским философом Григорием Сковородой: «Всякий должен узнать свой народ, и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице (Екатерине II) право, люби братию «нравно». Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте и в своей мере, и все прекрасно, что чисто природно, т. е. не подделано, не подмешано, но по своему роду. Не будь ни тепел, ни холоден, да не изблюют тебя. Русь не русская представляется мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».
Каревин всегда отличался интеллектуальной честностью, которая роднила его с лучшими представителями русской интеллигенции и русского народа вообще. В одном из интервью историк открыто признал, что украинская национальная идея строится на лжи, а язык во многом создан искусственно.
«Я просто писал правду», — говорил Каревин. Он неоднократно подвергал резкой критике действия украинских властей в области гуманитарных наук, языковой политики, политики исторической памяти. «СБУ ПРИШЛА» — это была последняя запись в ФБ историка 10 марта. С тех пор нет никаких известий о его судьбе. Очень вероятно, что Александра Семеновича уже нет в живых. К сожалению, о его судьбе практически не вспоминается ни на официальном уровне (в рамках международных организаций, где РФ продолжает иметь право голоса), ни на уровне общественном (в публикациях русских патриотических организаций и СМИ имя Каревина встречается нечасто). Между тем новости о судьбе русского историка, настоящего защитника Русского мира должны были не сходить с полос русских СМИ и постоянно звучать из уст российских представителей на международном уровне – с требованием, чтобы Киев прояснил участь беззаконно репрессированного ученого.