Автор: Алексей Селиванов
21 сентября 1920 года Совет народных комиссаров Украины принял постановление «О введении украинского языка в школах и советских учреждениях». Согласно этому постановлению, изучение украинского языка стало обязательным.
Здесь надо понимать, что на момент принятия этого документа украинский язык не был чем-то устоявшимся. Характерно, что одним из канонических основоположников украинской мовы называют русского офицера малороссийского казачьего происхождения, писателя Ивана Котляревского. Иван Петрович в в 1798 году написал «Энеиду, на малороссийский язык перелицованную» — юмористическое произведение, изображавшее античных богов и героев в виде затрапезных малороссиян – запорожских казаков и провинциальных помещиков, объедавшихся салом с селедкой и запивавших его самогоном. Произведение писалось с целью повеселить читателя. Для этого язык героев делался нарочито карикатурным. Котляревский нарочно выискивал малоупотребляемые диалектные слова и выражения, а если их не хватало, то выдумывал их самостоятельно. При этом «Энеида» Котляревского была написана в русской дореформенной орфографии. Потому что никакого отдельного «украинского» алфавита к моменту написания «Энеиды» просто не существовало. Произведение легко читалось веселящимся петербургским обществом, что и обеспечило его успех. Причем, что интересно, позднейшие украинофилы сначала проклинали Котляревского и его «Энеиду» за то, что малороссийский быт и малороссияне выставлялись в ней нарочито приземленными, комедийно-бурлескными. Но позже, понимая, что именно это произведение и привлекло внимание к малороссийскому говору, произвели Ивана Котляревского в «основоположники украинской мовы».
Русским алфавитом была написана не только «Энеида, на малороссийский язык перелицованная», но все произведения «отца украинской мовы» Тараса Шевченко. Даже самые заядлые украинизаторы не смогут предъявить никаких словарей отдельного украинского языка раньше XX века. Писатель Пантелеймон Кулиш, создавший в 1870 году «кулешовку» — вариант упрощенного написания слов для обучения крестьян грамоте, — позже проклял свое создание именно за то, что оно могло содействовать расколу единого русского народа.
Первым же «словарем украинского языка» стал словарь, созданный коллективом авторов под руководством Бориса Гринченко в 1907-1909 годах. То есть, до начала XX века не существовало украинского правописания. Стало быть, и говорить об отдельном украинском языке нет никаких оснований. С начала же XX века, а в особенности после революции, предпринимаются лихорадочные попытки этот язык создать, для чего в малороссийскую практику втягиваются диалектные особенности из Галиции. При этом простой народ попытки украинизации отвергал. Один из ведущих лидеров Украинской Народной Республики, а затем Директории УНР, Владимир Винниченко писал, что простой народ украинизации не принимает и над ней потешается. Автор текста гимна современной Украины Павел Чубинский за самостийническую агитацию среди полтавских крестьян был ими попросту избит.
Все изменил захват власти в России, и на Украине в частности, большевиками. Этнический состав большевистского руководства – отдельная большая тема. Здесь и евреи, и венгры, поляки, и другие самые разнообразные и экзотические «интернационалисты». И представители местной полуобразованщины и «пролетариата». Но очевидно, что среди партийных лидеров не было никого, для кого были бы близки идеи единства русского народа. Напротив, разделение России и русских было практически программной целью коммунистической партии. Ленин писал: «Если Финляндия, если Польша, Украина отделятся от России, в этом ничего худого нет. Что тут худого? Кто это скажет, тот шовинист. Надо сойти с ума, чтобы продолжать политику царя Николая» (В.И.Ленин («Седьмая (апрельская) всероссийская конференция РСДРП(б)», ПСС, т.31, с.339-453, «Правда» № 41, 9 мая (26 апреля) 1917). Еще в 1914 году Ленин называл Российскую Империю «Тюрьмой народов».
Не имея русского национального чувства, выступая против всех, кто этим чувством жил, именно большевики и создали Украину, как отдельное государство. Как отдельную республику, имевшую право выхода из Советского союза. Главными противниками большевиков в Гражданской войне были не петлюровцы и не махновцы, а Белые – люди, которые во главу ставили именно единство России. Главным лозунгом Белых был «За единую и неделимую Россию», а главной песней – «За Русь Святую», а не «Интернационал». Закономерно, что большевики больше всего боялись именно русских идей, а не сепаратизма и не «украинского буржуазного национализма». Именно поэтому первым делом чекисты расстреляли в Киеве носителей русского самосознания – членов Клуба русских националистов. Это был ведущий культурный слой Киева: интеллектуалы, ученые, меценаты, общественники – все, кто воспитывал народ в духе единства России и интеллектуально противостоял приходившим из Польши и Австро-Венгрии сепаратистским тенденциям. Зато все руководство украинской сепаратистской Центральной рады было приглашено в верхний слой советской Украины. Для проведения украинизации русского малороссийского края. Например, руководитель УНР и самый на сегодняшний день известный фальсификатор истории Михаил Грушевский в почете и признании завершил свою жизнь в звании советского академика. А буйный украинизатор Владимир Винниченко не остался в УССР только потому, что ему, наряду с прочими должностями, не предложили места в Президиуме центрального комитета украинской коммунистической партии.
Придя к власти на штыках, большевики широко использовали карательные органы в виде Чрезвычайной комиссии, никогда не церемонясь с инакомыслящими. Так что, обычные малороссийские крестьяне, которые могли пинками гонять по всей территории украинизаторов из Центральной Рады, теперь были вынуждены терпеть эксперименты интернационалистов. Ведь противники украинизации прямо признавались контрреволюционерами. И самое мягкое, что им грозило – это увольнение с работы. Даже большевистские газеты (а других в УССР и не было) пестрели заголовками о преодолении сопротивления украинизаторской политике большевистского руководства. Вырезками из этих газет сегодня полон интернет.
Факты неопровержимо свидетельствуют о том, что именно советская власть и создала массовую украинскую идентичность, просто обозвав всех славян, проживавших на территории произвольно созданной УССР, «украинцами» и безальтернативно навязывая им новосозданную украинскую идентичность. Слова «малоросс», «русин», «руський», «Новороссия» при советской власти запрещались. Да, оголтелая украинизация 20-х –30-х годов была частично свернута Сталиным. Когда обезумевшие от вседозволенности украинские коммунисты и чекисты (типа Николая Хвылевого-Фитилёва) начинали требовать «Геть вид Москвы!». Однако, в целом украинизация при советской власти не прекращалась никогда. Русских националистов на Украине, стараниями большевиков, уже не было. Гражданская война (а затем Вторая Мировая) вместе с большевистской политикой несколько раз прошлась по территории Юго-Западной Руси катком террора. Конечно, некоторые выжившие русские люди из Малороссии – белогвардейцы – вроде Валентина Катаева, Евгения Шварца, Михаила Булгакова все-таки смогли реализоваться в условиях большевистской России. Но никакого влияния на сохранение массовой русской идентичности Украины – Русского Юго-Западного края они оказать уже не могли…