Автор: Елизавета Преображенская
Жемчуг был одним из любимых украшений британской королевы Елизаветы I, собравшей самую крупную жемчужную коллекцию в Европе. Часть этой коллекции она унаследовала от своего отца, часть была награблена в Шотландии, многое доставлялось с разграбленных испанских кораблей, кое-что покупалось в Португалии, Бургундии, Наварре…
Жемчуг, символизирующий чистоту и невинность, использовался для украшения платьев Елизаветы, изображавшей себя королевой-девственницей, той, которая в новой протестантской Англии должна была заменить почитаемую католиками Богородицу. Пристрастие английской королевы к жемчугу отражено на многих ее прижизненных портретах. Но не только Елизавета любила жемчуг. Не меньшей его поклонницей была польская королева Барбара Радзивилл, чьей коллекцией восхищалась Елизавета и рассчитывала ее выкупить. Предположительно, коллекция Барбары все-таки попала в Англию после ее смерти и не последнюю роль в этом деле сыграла семья Мнишек и их авантюра с походом на Москву.
Барбара Радзивилл была представительницей могущественного литовского рода. Рано овдовев, Барбара в 1547 году тайно обвенчалась с литовским великим князем Сигизмундом Августом. Женитьба эта состоялась вопреки воле дворянства королевы Боны. Спустя год Сигизмунд-Август стал королем Польши и потребовал признать Барбару королевой. Добиться этого он смог в 1550 году, но уже через год Барбара скончалась после мучительной болезни. Эта история породила множество легенд о прекрасной королеве. Популярности способствовали ее портреты, на которых Барбара представала в нарядах из тканей золотого, черного или винного оттенка, усыпанных жемчугом. На многих портретах она изображалась в характерном жемчужном головном уборе с жемчужной лентой, перекрывающей подбородок. Впоследствии этот образ был развит в творчестве польских писателей и художников XIX века. До сих пор живы легенды о коварном отравлении Барбары и о том, что ее призрак являлся королю. К последнему, то есть к легенде о призраке, и приложила руку семья Мнишек.
Барбара умирала очень страшно, она буквально гнила заживо, слуги не могли выносить зловония, заполонившего ее покои. Единственным, кто оставался с ней на протяжении всей болезни и в последние минуты, был король. Он так и не смог оправиться от этой утраты, а его болезненное воображение было очень шатким, что предоставило благодатную почву для всякого рода авантюристов. Тут-то и вышли на арену братья Мнишек. Николай Мнишек (дядя той самой печально известной Марины Мнишек) заметил в варшавском монастыре бернардинок послушницу, некую Барбару Гижанку, удивительно похожую на покойную королеву Барбару Радзивилл. Николай Мнишек проник в монастырь, переодевшись монахиней и представившись родственницей Гижанки Марией Опацкой. Известно, что таким образом королевский дворянин посещал красавицу неоднократно; возможно, в один из визитов ему пришла в голову мысль использовать поразительное внешнее сходство Гижанки с любимой умершей женой Сигизмунда Августа Барбарой Радзивилл, дабы снискать расположение монарха.
Внешнее сходство двух Барбар породило в голове хитрых братьев план мистификации: создать иллюзию призрака умершей королевы при помощи Гижанки. Так, согласно рукописи Гизеуса, в ночь с 7 на 8 января 1569 года в Варшавском замке при помощи некой «ведьмы из Блони» для полубезумного государя был устроен спиритический сеанс с явлением духа умершей королевы Барбары, чью роль и выполняла Гижанка, доставленная в замок Николаем Мнишком через подземный ход, соединяющий резиденцию Сигизмунда Августа с монастырем.
Гижанку нарядили в точную копию платья, которое носила покойная королева, при произнесении соответствующего заклинания она вошла в комнату, где находился монарх, тот вскрикнул, протянув руки к любимой, однако в соответствии со сценарием ловких заговорщиков тусклый свет свечи тут же погас, а спустя четверть часа Гижанка уже находилась в монастырской келье. Перед колдовским сеансом короля предупредили: он не может прикасаться к призраку.
Прошло совсем немного времени, и братья Мнишек представили свою протеже королю уже как живого человека, а не призрак, и это план прекрасно сработал. Гижанка стала фавориткой короля, а на семью Мнишек посыпались королевские милости. Юрий Мнишек получил Саноцкое староство, должность коронного кухмистра и командующего драбантами его величества; его брат Ян — Ясельское и Красноставское староства. Управлять полубезумным и недееспособным монархом, словно марионеткой было очень просто, но в 1672 году Сигизмунд Август умер. Король хранил как самые драгоценные реликвии расшитые жемчугом одежды и драгоценности умершей Барбары и после своей смерти завещал их своим сестрам. Но сестры так ничего и не получили, так как обещанные платья, якобы съели крысы…
А что же произошло со знаменитой коллекцией жемчуга Барбары? Одно из предположений заключается в том, что жемчуг после смерти короля украли Мнишки.
Согласно отчету следственной комиссии, назначенной сеймом, к краже были причастны Николай и Ежи Мнишек. Однако хаос, связанный с первыми польскими выборами и последующим недолгим правлением Генриха Валуа, не способствовал расследованию, которое было прекращено после его бегства во Францию. Тем не менее ходили упорные слухи о том, что люди Мнишека выносили тяжелые сундуки из Кнышинского замка за четыре дня до смерти Сигизмунда Августа и в ночь после его смерти. Об этом свидетельствовал и тот факт, что люди, связанные с Мнишками, вдруг начали сорить деньгами. Вероятно, награбленное богатство позволило Ежи Мнишеку профинансировать поездку в Москву, где он планировал посадить на престол своего зятя Лжедмитрия и дочь Марину. Предположительно, средства, которые он потратил на подготовку к войне, могли быть получены в результате выгодной сделки между Мнишеками и английской королевой, которая в течение многих лет безуспешно пыталась купить коллекцию Барбары Радзивилл.
Действительно ли жемчуг Барбары Радзивилл оказался в руках Елизаветы и помог предпринять попытку воцарения поляков на русском престоле? Прямых доказательств этому нет, хотя в 1914 году один из хранителей Британского музея в Лондоне якобы нашел письма Елизаветы I, в которых королева приказывала своим агентам в Польше приобрести жемчуг. Об этом писал в своих «Воспоминаниях» Мариан Роско-Богданович, служивший некоторое время камергером при австрийском дворе. умный господин и мемуарист, который в 1900 году восхищался жемчугом Елизаветы, висевшим длинными нитями, почти до колен, на шее бывшей королевы Ганновера Марии. Ганноверский двор должен получил этот жемчуг в наследство, и королева Виктория даже пыталась судиться за него, но безуспешно. К сожалению, Роско-Богданович не уточнил, где именно хранитель Британского музея наткнулся на переписку Елизаветы I, и в имеющихся коллекциях писем елизаветинской эпохи ее следов нет. Тем не менее на открытия Роско-Богдановича ссылаются многие исследователи и писатели, в том числе Станислав Шенич.
Дело о жемчужной коллекции Барбары Радзивилл остается открытым, и версия о том, что она оказалась в английской казне, является одной из многих. Возможно ли это подтвердить? Если Роско-Богданович не фантазировал, пропавшая корреспонденция королевы Елизаветы все еще ждет своего часа в английских архивах…