Автор: Д. Володихин
Кронштадтское восстание, вспыхнувшее и подавленное в марте 1921 года, — историческое событие исключительной важности. Последняя капля перед вводом нэп вместо людоедского «военного коммунизма».
Мое отношение к восстанию в Кронштадте таково: люди оказались лишены элементарной социальной справедливости кучкой свирепых вождей, которые повели социум к осуществлению химеры, не интересуясь ценой воплощения своих планов в жизнь.Ну, им напомнили о цене «социально близкие». Какое удивление! Подразделения и даже части красной армии отказываются идти на подавление восстания, некоторые — поверить невозможно! — присоединяются к восставшим. 8000 человек уходят из Кронштадта по льду в Финляндию, так они любят соввласть и все её прелести, и всё её «светлое будущее» в стиле баракко.
Вместе с тем, от Белого дела это очень далеко. Лучшая часть белых, настоящие «идейные» были, в сущности, свидетелями о Христе с оружием в руках, твердый домен монархизма в море «непредрешенчества». Так вот, влияние Белого дела в Кронштадте было небольшим, там верховодили совсем другие люди, там, скорее, прослеживается влияние социалистических партий, леваков-небольшевиков. И под этим влиянием люди шли против плодов революции, используя методы революции. Шли без Бога, без Отечества, только «за правду». Получилась своего рода вариация на тему Гракха Бабёфа в тельняшке и с наганом.
Я понимаю их гнев, я понимаю их желание справедливости в холодной казарме «военного коммунизма». Я очень хорошо понимаю их чувство «нас обманули» и «нас грабят». Но ведь почву для лжи и узаконенного грабежа создали в 1917 году в том числе и те же социалистические партии, создали шедшие за ними группы матросов и солдат. Притом создали путем простого незамысловатого насилия, злой и бесстыдно лживой пропаганды, путем предательства Российской империи. Что ж, разочаровавшись в посулах «народной власти», с их же помощью созданной, большая масса народа пошла на фронты «Третьей революции», теперь уже «истинно народной». Именно так в ту пору и говорили: «Третья революция», великий март после «великого февраля» и «великого октября»…
Но по сути дела это ведь… в третий раз на те же самые грабли. Людей, замороченных, измученных, вставших на бой от отчаяния, жалко до слёз.
Однако… Что доброго может совершаться в России без веры и без любви к родной земле?