Автор: Виталий Даренский
В настоящее время Россия ведет войну на два фронта: на внешнем — против коллективного Запада в виде НАТО, использующего Украину как «пушечное мясо» (фактически это геноцид Украины Западом); и на фронте внутреннем – против коллаборантов Запада (либералов). К этому еще добавляется идеологическая война русских против советских, которая сильно ослабляет Россию изнутри. В этой ситуации важна эффективность и точность терминов, которые используются в этой борьбе: они должны быть не только ясными и четкими, но и создавать такую картину реальности, которая бы несла в себе глубокий смысл, понятный даже врагам России. То есть термины должны иметь просветительский характер: возможно, они даже могут и переубедить кого-то из врагов, но главное, чтобы они консолидировали своих.
Можно констатировать, что уже привычные термины идентификации – патриоты против либералов – к настоящему времени стали явно малоэффективными и отчасти бессодержательными не только в силу их затёртости, но и потому что обе стороны привыкли употреблять их иронически, то есть фактически нивелируя их изначальный смысл. В свою очередь, бинарная оппозиция «консерваторы» («охранители») против «радикалов» (оппозиционеров) также не очень удачны в силу своей двусмысленности, если их соотносить не с большим историческим контекстом, а с текущей ситуацией. Здесь патриоты могут тоже пониматься как радикалы и оппозиционеры, поскольку хотят быстрых изменений в России. Если их по традиции называть «консерваторами» и «охранителями», то это касается только их отношения к тысячелетней русской культурной традиции, а не к текущему моменту. По отношению к текущему моменту «охранителями» являются как раз русофобы и либералы, которые стремятся «законсервировать» положение России как зависимой страны третьего мира, из которого она выходит, но как раз этот выход они извращенным образом и воспринимают как «возвращение к авторитаризму».
В этой запутанной ситуации, когда привычные термины работают плохо, нужны радикальные инновации в символическом поле. Принцип непрямого действия – подрыв символической базы противника и укрепление своей – оставляет здесь самое широкое поле для творчества. В качестве примера мемов непрямого действия можно предложить пару: «взрослые» (патриоты) против «инфантилов». Эта пара основана на противопоставлении тех, кто понимает законы развития современного мира и тот факт, что «российский либерализм» – это идеология превращения России в колонию и разрушения ее как государства и цивилизации – и тех, кто этого не понимает в силу своей наивности и манипулируемости (т.е. инфантильности). В качестве другого варианта можно использовать уже существующий хлесткий термин «содомиты» и в качестве противоположности к нему использовать удачный неологизм А.И. Солженицына «нравственники», который он однажды применил к писателям-деревенщикам в своей речи на вручении премии В. Распутину. Эта пара терминов «нравственники» против «содомитов» может быть эффективной, поскольку она противопоставляет не политические позиции, а типы людей и мировоззрений.
В свою очередь, противопоставление «взрослых» патриотов и «инфантилов»-западопоклонников является и просветительской, поскольку заставляет задуматься, на чем основаны такие наименования. Тем самым человек волей-неволей что-то узнает о том, почему одни понимают устройство современного мира, жестко разделенного на грабителей («золотой миллиард») и ограбляемых (весь остальной мир), и почему Россию в «золотой миллиард» никто пускать не собирается, – а другие этого не понимают. Этот просветительский процесс рефлексии, в свою очередь, будет определять политический и идеологический выбор человека. То же самое касается и второй пары: «нравственники» против «содомитов» – она четко вводит разделение на тех, кто защищает основы человеческих ценностей, и тех, кто их уничтожает под лицемерной маской «свободы». Просветительский характер русских терминов является их «козырем» в борьбе с манипуляциями.
Смысл этих терминов работает двойственно: с одной стороны, он всегда вписан в ситуативный исторический контекст, а с другой – всегда опирается на определенную базовую смысловую «матрицу», которая остается неизменной независимо от контекста. Например, выражение «Святая Русь» хотя и имеет специфически православное происхождение тем не менее обычно не вызывает отторжения и у людей со светским мировоззрением – если они являются настоящими патриотами. Тем самым и православные, и светские по убеждениям в равной степени могут себя идентифицировать как «святорусы» – и хотя последние не будут при этом вкладывать в это слово изначальный религиозный смысл, но нравственно-патриотический смысл этого термина будет для них таким же священным, как и для православных.
Парным негативным мемом противников «святорусов» может быть термин «интервенты» или«коллаборанты». Здесь тоже работает принцип просвещения, поскольку эти термины прямо указывают на тот факт, что русофобы являются агентами влияния Запада и рассматривают Россию как пространство колонизации и подчинения его интересам. При этом мемы «интервенты» и «коллаборанты» практически невозможно будет сделать ироническими, но вместе с тем они и не является личным оскорблением.
Когда патриотов обзывают «русскими фашистами», это почти всегда дает обратный эффект – усиливает их массовую поддержку людьми, которые также воспринимают это как оскорбление своих патриотических чувств. Как известно, в числе «русских фашистов» к настоящему времени уже успели побывать все без исключения выдающиеся русские люди ХХ и нынешнего века – от философа И.А. Ильина до композитора Г. Свиридова, художника И. Глазунова, писателей А.И. Солженицына, А. Распутина и В. Астафьева. Тем самым этот изначально ругательный термин в устах русофобов фактически превратился в комплимент и может рассматриваться как акт широкого признания заслуг этих людей перед народом. И тот факт, что русофобы до сих пор продолжают использовать это выражение, не замечая его действия, свидетельствует об их недалекости. К чести патриотов, они не придумали никаких реально оскорбительных прозвищ для русофобов, и это хорошо не только в моральном, но и в прагматическом смысле.
Важно и то, что «русскими фашистами» патриотов часто называют и «ностальгирующие по СССР». Это очень показательное саморазоблачение неосовков, которые тем самым ясно показывают свою ненависть к подлинной, православной России и настоящим русским людям.
«Русский мир» как ключевое понятие современной «точки сборки» национального и цивилизационного самосознания в информационном поле выступает и в качестве термина, действующего на русофобов как красная тряпка на быка. Хотя Русский мир давно уже стал и научным понятием, и культурным символом, его функция в качестве символа в политическом и идеологическом пространстве только усиливается. Вместе с тем в этой функции ему не хватает определенной развернутой формы – такой очень краткой расшифровки глубинного смысла и сущности Русского мира, которая сама могла бы действовать как отдельный термин.
Очень эффективной является расшифровка «Русский мир – цивилизация совести», а также «Цивилизация совести» как отдельный термин – синоним понятия «Русский мир». Этот смыслоцентрирующий термин хорошо соотносится с очень удачным определением Запада как «империи лжи», которое применил В.В. Путин, поскольку проясняет главную суть русской цивилизации в ее мировоззренческом и нравственном аспекте. Данный аспект является самым важным и определяющим, поскольку политические и религиозные убеждения людей Русского мира могут быть разными.
Русский мир как цивилизация совести противопоставляется Западу как «цивилизации корысти» по трем аспектам. 1) По мировоззрению: Запад – это мир людей как «биосоциальных автоматов» с их (псевдо)ценностями эгоизма и потребительства; Русский мир – это мир традиционных духовных ценностей и противостояния деградации личности («антропологической катастрофе»). 2) По социальному устройству: Запад – это корыстный индивидуализм, Русский мир – это принцип взаимопомощи. 3) По типу глобализации: Запад – это диктатура «золотого миллиарда», Русский мир – это многополярный мир равных возможностей для всех стран и регионов мира.
Вместе с тем во всех рассмотренных терминах при всей их важности не хватает базовой смысловой основы, которая бы предельно обобщала их смысл – в контексте уже не русской только, но всей мировой истории. Нужны такие обобщающие термины, которые были бы понятны во всем мире и четко поясняли, между кем и кем в конечном счете идет сейчас война в России.
Такой базовой парой терминов, как нам представляется, может быть противопоставление русских как «традиционалов» и врагов России как «инферналов». Эти термины эсхатологические, они основаны на библейских смыслах и на христианском понимании человека. Россия сейчас осталась последним бастионом Христианства в антихристианском мире. Это ситуация приближающегося конца времен, Апокалипсиса, в которой Россия, как страна, выполняет миссию Катехона («Удерживающего»), задерживающего приход в мир антихриста. Именно поэтому она является предметом ненависти и лжи со стороны всех антихристианских сил в этом мире. Важно понимать и говорить об этом прямо, что война против России в наше время – это война не против России, а против самого Христа. В свою очередь, Россия сейчас защищает не только свое существование, но и удерживает мир от Апокалипсиса.
Русские как «традиционалы» – это люди, защищающие христианскую традицию и удерживающие мир от Апокалипсиса; а их враги «инферналы» (от. Inferno– ад) – это люди, готовящие приход антихриста. Это не только сознательные содомиты, но и «украинцы», даже наивно считающие себя христианами, но на самом деле изначально служащие антихристу как враги православной Руси. «Инферналы» – это и «ностальгирующие по СССР» неосовки, наследники тех, кто превратил Россию в безбожный концлагерь. Сейчас они враги «украинцев», которых в свое время они сами и создали, но это вражда пауков в банке. Идущая сейчас война – это уже не война между государствами или даже цивилизациями, это уже начало последней войны – Армагеддона. Она уже не закончится в этом мире никогда, лишь меняя свои внешние формы. А когда она закончится, этого мира уже не будет.