Автор: Вячеслав Бондаренко

 

1. Дизайн Государственного герба.

Удивительно, но знак, очень напоминающий маленький герб СССР, можно было видеть на костюмах и мундирах некоторых русских чиновников еще в 1914 году. И был это знак для выпускников Практической Восточной академии, где преподавали восточные и южнославянские языки и готовили специалистов по торговле с соответствующими странами. Знак этот состоял из венка, сплетенного из двух ветвей, в центре размещалось восходящее солнце (логично – академия ведь Восточная), вверху – Императорская корона, а поверх солнца – вензель Августейшей покровительницы академии, Императрицы Александры Федоровны.

Именно эта схема и легла в 1923-м в основу герба СССР: сплетенный из двух ветвей венок, снизу – восходящее солнце. Вензель сменили скрещенные серп и молот, корону – красная звезда, добавили земной шар… А в остальном – один к одному.

 

2. Первые автомобили

Советские книги с гордостью рассказывали о первых советских автомобилях, носивших странную марку «Промбронь».

Это были вполне современные для 1922 года открытые легковые машины, которые собирали на московском заводе 1-й БТАЗ. Самую первую такую машину торжественно подарили Калинину прямо на Красной площади. Правда, при этом забывалась небольшая деталь: фактически это был дореволюционный русский «Руссо-Балт», улучшенный в соответствии с требованиями русского же Военного министерства образца 1916 года.

 

3. Духи «Красная Москва»

Помните, в «Покровских воротах» любимая девушка Костика протягивала ему флакон духов со словами: «Эти духи ты подаришь маме. Она обожает «Красную Москву»… Хороший вкус был у мамы, ведь она ценила любимые духи Императрицы Марии Федоровны, для которой и создавался оригинальный аромат. Его разработала знаменитая русская парфюмерная фабрика Генриха Брокара к 300-летию Дома Романовых. После революции «Любимый букет императрицы» получил название «Красная Москва» и благополучно существует по сей день. Причем пробки подарочных исполнений этих духов оформлены почему-то в виде… церковных куполов, хотя именно во времена «Красной Москвы» храмы в столице уничтожались особенно интенсивно.

 

4. Погоны.

Когда в 1943 году в Красной Армии ввели погоны, это подавалось как великое достижение советской власти, которая, как внезапно выяснилось, «дорожит родной историей»: «Погоны были традиционным украшением доблестной русской армии. Мы, законные наследники русской воинской славы, берём из арсенала наших отцов и дедов всё лучшее, что способствовало поднятию воинского духа и укреплению дисциплины.

Погоны 1943

Введение погон ещё раз подтверждает славную преемственность воинских традиций, которая так ценна для армии, любящей своё отечество, дорожащей родной историей». На логичный вопрос «А зачем было их вообще отменять, если армия так дорожит родной историей?» ответа не следовало. Кстати, интересно, что с 1962 года в СССР готовилась не менее грандиозная контрреформа – в пику Сталину Хрущёв намеревался вернуться к «ленинским нормам», т.е. отменить погоны и вернуться к петлицам (в других ведомствах, например, в прокуратуре и МИД, это сделали уже в 1954-м). Но Министерство обороны СССР, формально не протестуя, начало «тянуть волынку», а там и Хрущёва сняли.

Погоны 1916

 

5. Дизайн рубля 1961 года.

Да-да, прошли уже десятки лет после революции, а старые наработки все еще пригождались и «шли в бой». В конце 2019 года в Гознаке прошла выставка российских банкнот, которые были разработаны, но так и не введены в оборот – «Деньги, которых не было». На этой выставке всеобщее внимание привлекла денежная купюра 1916 года достоинством один рубль.

И хотя эта купюра никогда не увидела света, у присутствующих тут же возникло ощущение, что она им хорошо знакома. И неудивительно, ведь ее дизайн лег в основу «долгоиграющего» хрущёвского рубля образца 1961-го!.. Сравните, к примеру, очертания цифры 1, рисунок картуша, их расположение, начертания букв… Правда, рубль 1961-го был чуть «потемнее», зато на его вариации 1991-го цвет банкноты в точности приблизился к прототипу 1916-го.

Автором этого дизайна был латыш Рихард Германович Зарин (Зариньш, 1869-1939), нарисовавший знаменитые русские банкноты начала ХХ века – трехрублевку 1905 года, 5, 10 и 25 рублей 1909-го (а уже после революции ставший автором герба Латвии).

 

Поделиться ссылкой: