Автор: Александр Гончаров
26 сентября 1815 года в Париже три монарха подписали Акт о заключении «Священного Союза». Документ был достаточно небольшим, но в нем оказались отражены все принципы, на которых казалось возможным построить единую Европу, ограничить распространение революционного движения и тайных экстремистских обществ и обеспечить безопасность подданным всех государей и государств Старого Света.
Итак, Акт гласил:
Во имя Пресвятой и Нераздѣлимой Троицы,
Ихъ Величества, Императоръ Австрійскій, Король Прусскій, и Императоръ Россійскій, вслѣдствіе великихъ происшествій, ознаменовавшихъ въ Европѣ теченіе трехъ послѣднихъ лѣтъ, наипаче же вслѣдствіе благодѣяній, которыя Божію Провидѣнію было угодно изліять на государства, коихъ правительства возложили свою надежду и упованіе на единаго Бога, возчувствовавъ внутреннее убѣжденіе въ томъ, сколь необходимо предлежащій Державамъ образъ взаимныхъ отношеній подчинить высокимъ истинамъ, внушаемымъ вѣчнымъ Закономъ Бога Спасителя.
Объявляютъ торжественно, что предметъ настоящаго акта есть открыть предъ лицемъ Вселенныя Ихъ непоколебимую рѣшимость, какъ въ управленіи ввѣренными Имъ государствами, такъ и въ политическихъ отношеніяхъ ко всѣмъ другимъ правительствамъ, руководствоваться не иными какими-либо правилами, какъ заповѣдями сея Святыя Вѣры, заповѣдями любви, правды и мира, которыя, отнюдь не ограничиваясь приложеніемъ ихъ единственно къ частной жизни, долженствуютъ напротивъ того непосредственно управлять волею Царей и водительствовать всѣми ихъ дѣяніями, яко единое средство, утверждающее человѣческія постановленія и вознаграждающее ихъ несовершенства.
На семъ основаніи Ихъ Величества согласились въ слѣдующихъ статьяхъ:
Статья I.
Соотвѣтственно словамъ Священныхъ Писаній, повелѣвающихъ всѣмъ людямъ быть братьями, три договаривающіеся Монарха пребудутъ соединены узами дѣйствительнаго и неразрывнаго братства, и, почитая Себя какъ-бы единоземцами, Они во всякомъ случаѣ и во всякомъ мѣстѣ, станутъ подавать другъ другу пособіе, подкрѣпленіе и помощь; въ отношеніи же къ подданнымъ и войскамъ Своимъ, Они, какъ отцы семействъ, будутъ управлять ими въ томъ же духѣ братства, которымъ Они одушевлены, для охраненія вѣры, мира и правды.
Статья II.
По сему единое преобладающее правило да будетъ, какъ между помянутыми властями, такъ и подданными Ихъ: приносить другъ другу услуги, оказывать взаимное доброжедательство и любовь, почитать всѣмъ себя какъ-бы членами единаго народа христіанскаго, поелику три Союзные Государя почитаютъ Себя аки постановленными отъ Провидѣнія для управленія тремя единаго семейства отраслями, а именно Австріею, Пруссіею и Россіею, исповѣдуя такимъ образомъ, что Самодержецъ народа христіанскаго, коего Они и Ихъ подданные составляютъ часть, не иной подлинно есть, какъ Тотъ, Кому собственно принадлежитъ Держава, поелику въ Немъ единомъ обрѣтаются сокровища любви, вѣдѣнія и премудрости безконечныя, то есть Богъ, нашъ Божественный Спаситель, Іисусъ Христосъ, Глаголъ Всевышняго, Слово жизни. Соотвѣтственно съ симъ, Ихъ Величества съ нѣжнѣйшимъ попеченіемъ убѣждаютъ Своихъ подданныхъ со дня на день утверждаться въ правилахъ и дѣятельномъ исполненіи обязанностей, въ которыхъ наставилъ человѣковъ Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миромъ, который истекаетъ отъ доброй совѣсти, и который единъ проченъ.
Статья III.
Всѣ державы, желающія торжественно признать изложенныя въ семъ актѣ священныя правила, и кои почувствуютъ, сколь нужно для счастія колеблемыхъ долгое время Царствъ, дабы истины сіи впредь содѣйствовали благу судебъ человѣческихъ, могутъ всеохотно и съ любовію быть приняты въ сей Священный Союзъ.
Написанъ втройнѣ и подписанъ въ Парижѣ, въ лѣто Благодати 1815-е, 14 (26) Сентября.
(М. П.) ФРАНЦИСКЪ.
(М. П.) ФРИДРИХЪ-ВИЛЬГЕЛЬМЪ.
(М. П.) АЛЕКСАНДРЪ.
Как мы видим, в тексте всего-навсего три статьи, но они охватывают огромный политико-исторический пласт и раскрывают большие перспективы мирного развития и сотрудничества в Европе на основах христианства. Любопытно, что в дальнейшем к «Священному Союзу» присоединились почти все европейские государства, даже не имеющие монархической формы правления, например, Швейцария и ряд вольных городов Германии. За форматом «Союза» оказались папский Рим и Блистательная Порта.
26 сентября 1815 года фактически стал днем рождения Европы от Атлантического океана и до Тихого, той «Большой Европы», о которой недвусмысленно вещали в годы «перестройки» и в СССР, и на Западе уже в конце XX столетия. Но в наши дни не имелось никакой объединяющей идеи, ну нельзя же в качестве нее считать пресловутую «демократию», понимаемую по-разному, например, в России, США или Великобритании.
«Священный Союз» образовывался на христианской идеологии, а все народы почитались как единый народ христианский.
Борьба с революциями провозглашалась не по недоумию государей, но по той простой причине, что именно французская революция конца XVIII века привела Европу ко всеобщей войне, завершившейся только как раз в июне 1815 года.
Безусловно, Европа за свою историю перенесла немало войн (и даже больших по длительности), но количество жертв данной войны оказалось слишком большим, чтобы можно было игнорировать этот факт. Кроме того, в нее оказалась втянута вся Европа, но военные действия еще периодически велись и в других частях света, хотя и не носили там масштабного характера. Если подходить честно к истории, то перед нами реальная Первая мировая война, опередившая Великую войну (1914-1918) более чем на столетие.
Формирование «Священного Союза» носило и геополитический характер. Европейские державы получили возможность проводить более широкую экспансию вне пределов собственной части Света, имея относительно спокойный тыл.
Как известно инициатором создания «Священного Союза» выступил Император России Александр Павлович. Те историки, которые полагают это межгосударственное объединение мертворожденным, напрочь отказывают в уме Русскому Самодержцу, указывая на якобы скатывание Государя в дешевый мистицизм. Однако сии господа забывают, что никто иной как Наполеон IБонапарт соизволил назвать Александра Первого «лукавым византийцем». Опять же историки считают, что прозвище Русский Царь получил из-за его лицемерия и т. д. Но, извините, Наполеон и сам не являлся образцом добродетели, а «лукавый византиец» следует нам русским людям принимать не за ругательство, но за похвалу. Бонапарт великолепно знал историю, а Он подробно штудировал Кодекс Юстиниана, и впоследствии использовал его положения для собственного Кодекса Наполеона. Что касается Византийской дипломатии, то она не имела себе равных на фоне всего Средневековья, вплоть до падения Второго Рима − Константинополя в 1453 году.
«Лукавый византиец» сумел создать организацию, которая реально могла стать фундаментом глобального Христианского проекта. А вот воплощение в жизнь этого проекта автоматически перерубало заранее корни всем последующим: либеральному, расистско-фашистскому и социалистическому (коммунистическому), ибо все они выросли из революционных идей. Неудача «Священного Союза» не программировалась. Конгрессы объединения: Аахенский (1818), Троппауский (1820), Лайбахский (1821), Веронский (1822) показали жизнеспособность организации и ее способность решать весьма сложные вопросы. «Священный Союз» выступил за активную борьбу с работорговлей. И тогда европейские страны начали более решительно и успешно действовать, чтобы остановить это уродливое явление.
Успехи «Священного Союза» в политике и подавлении революционного движения вне зависимости от того, какими лозунгами оно не прикрывалось, поставили перед противниками монархизма проблему ликвидации его любыми способами.
Становым хребтом «Союза» стала Российская Империя. Вывести ее из «Священного Союза», а еще лучше добиться распада державы, эту задачу в первую голову поставили перед собой революционеры, инструментом которых оказались многочисленные масонские ложи.
В данном рассуждении нет никакой конспирологии. Любые тайные закрытые общества заставляют своих членов работать в своих интересах: продвигать на государственные посты «проверенных» людей, заключать невыгодные тому или иному государству договора и прочее. Само же возникновение и существование тайных обществ присуще любым эпохам и временам, когда ведутся попытки преодоления государственных границ в интересах какой-либо большой социальной общественной группы. В Европе XIX века роль на себя чисто исторически взяли масонские ложи, а в том же Китае – буддистские ордена.
В ракурсе того, что Россию следовало бы отстранить от участия в «Священном Союзе». Необходимо рассматривать и восстание декабристов в 1825 году. Вспомним их революционные программы и связи с европейскими масонскими ложами, и такая версия не покажется притянутой за уши. Любопытно, что подобный аспект декабристского движения практически не исследован. А ведь какая параллель вырисовывается.
Революция декабристов должна была уничтожить решающую роль России на европейской геополитической сцене, а революция 1917 года не позволила Российской Империи занять место, ей подобающее в европейской и мировой политике…
«Священный Союз» начал распадаться в 1830 году, когда Австрия отказалась совместно с Россией разобраться с узурпированием французского трона Луи-Филиппом Орлеанским. Противоречия усилились в «Священном Союзе» в период бельгийско-голландской войны 1831 года, прозванной «Десятидневной». Но «Союз» продолжал действовать. Последним актом в рамках его надо признать подавление восстания венгров в Австрийской Империи русской армией по воле Императора Николая Павловича в 1849 году.
Обратим внимание на то, что Государь совершенно не сочувствовал Австрии, которая в «Священном Союзе» частенько проявляла двурушничество и пренебрежение русскими интересами. Но Николай I был мудр. Победа венгерских повстанцев приводила к тому, что на границах нашей Империи возникало государство, не просто основанное революционерами, но при непосредственной помощи польских инсургентов. В венгерских отрядах воевали 20 тысяч поляков. А польская эмиграция готовила свои планы. Достаточно прочитать письмо Адама Чарторыйского генералу Дембинскому: «Пусть поляки воюют под венгерскими знаменами; но пусть королевство польское остается в резерве для последнего удара!.. Нам необходимо действовать на провинции, подвластные России. Необходимо произвести военную экспедицию в Литву и на Украину, прежде чем допустить восстание в самой Польше. Поляки Кракова и Галиции не должны подыматься, пока их провинции не будут заняты венгерскими войсками. Но самый сильный способ действия против России заключается в организации экспедиции на Кавказ. Русские офицеры из поляков и литовцев отосланы русским правительством в кавказские войска. Вот там и должно произойти наше сближение с казаками. Необходимо чтобы почва была подготовлена польскими офицерами, чтобы там воцарился польский дух».
Россия, подавляя венгров помогала, прежде всего, самой себе. Однако наша держава и доказала одновременно верность принципам «Священного Союза».
Распад же его зафиксировала Крымская война (1853-1856), когда сооснователи «Союза» Австрия и Пруссия откровенно предали Россию. Пожалуй, после этой войны, напрямую связанной с геополитикой, надо и говорить о конце «Священного Союза» и надежд на Христианскую глобализацию. В этой точке бифуркации Европа повернула в сторону двух величайших в истории человеческого рода катастроф, приключившихся в 1914-1918 и 1939-1945 гг.