Автор: Александр Гончаров
Антон Иванович Деникин – сложная, неоднозначная и трагическая историческая фигура первой половины XX века. Родился он 150 лет тому назад, 16 декабря 1872 года, на территории Варшавской губернии Российской Империи, а скончался в 1947 г. за тридевять морей и тридесять земель от любимой Отчизны, в далеком штате Мичиган (США).
О Деникине после падения советского режима в России написано достаточно много как научных, так и популярных книг и статей. Оценки его судьбы и деятельности часто даются совершенно противоположные и во многом зависящие от политической позиции писателя или автора исследования.
Впрочем, еще при жизни в среде белой эмиграции отношение к Антону Ивановичу было неоднозначным, имелись и сугубые восхвалители его, да и ругателей тоже хватало. В любом случае он не получил упрека только в одном, но зато очень важном, главнейшем — в отсутствии патриотизма и приверженности Православию.
Если разбираться спокойно, то критики Деникина чаще оказываются более правы, чем его защитники в вопросах политико-нравственного порядка, в отличие от дел военных.
Участник Японо-Русской (1904-1905) и Великой (1914-1918) войн Антон Деникин ничем не запятнал ни своей чести, ни оружия. Он являлся талантливым военачальником и достижение им чина генерал-лейтенанта Генерального штаба вполне закономерно, естественно и соответствует бесспорным его заслугам. Здесь, пожалуй, и спорить не о чем.
Как к одному из вождей и военных руководителей Белого движения на Юге России к нему претензии, безусловно, есть. Однако командование Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) в период весны-осени 1919 года показало выдающиеся качества Деникина-военачальника.
Белая армия, находясь в тяжелейших условиях крайнего дефицита личного состава, оружия и технических средств, предприняла сверхудачные действия по освобождению русских земель от оккупационной советской власти. Противник был разбит, хотя имел значительное численное преимущество в живой силе (примерно 3 к 1).
К июню 1919 года красные практически были выбиты из Южной России. В начале июля ВСЮР овладели Харьковом, Екатеринославом и Царицыным.
Лидер большевиков Ульянов (Ленин) разродился статьей-агиткой «Все на борьбу с Деникиным!». Если ее внимательно проанализировать этот текст, то легко заметить в нём панический страх поражения, буквально волнами исходящий от воззвания Ильича. Естественно, у Ленина ложь ложью погоняет и на лжи едет: «Наступил один из самых критических, по всей вероятности, даже самый критический момент социалистической революции. Защитники эксплуататоров, помещиков и капиталистов, русские и иностранные (в первую голову английские и французские) делают отчаянную попытку восстановить власть грабителей народного труда, помещиков и эксплуататоров, в России, чтобы укрепить падающую их власть во всем мире».
Незадачливый помещик Ульянов (он не сумел управиться с поместьем в Алакаевке (40 верст от Самары), купленным ему маменькой за 800 руб. в 1889 году) призывал рабочих и крестьян до смерти сражаться с генералом Антоном Деникиным, который был сыном крепостного крестьянина, отданного в рекруты и выбившегося в майоры Отдельного корпуса пограничной стражи и никаких поместий и заводов никогда не имевшим.
Последним крупным достижением Белой армии в наступлении на Москву стало взятие Орла 13 октября 1919 года. Дальше поход выдохся и захлебнулся. Отбить Тулу у красных просто не хватило сил. К тому же против ВСЮР выступили махновцы и «зеленые», по договору с большевиками нанеся удар по коммуникациям белых.
Отметим, что Советы заключили ещё и негласное перемирие с поляками и Петлюрой, чтобы снять и перебросить войска против Деникина.
Надо сказать, что и надежды на порядочность «союзников» по Антанте оказалась иллюзорной. Великобритания и Франция отнюдь не собирались по-настоящему помогать сторонникам «единой и неделимой России». Они вели двойную игру. Зимой 1919-1920 гг. Белая армия вынужденно оставила уже и Киев, и Харьков, и Ростов-на-Дону. Одновременной с этим 16 января 1920 г. Верховный Совет Антанты принял решение о торговом сотрудничестве с РСФСР на уровне кооперативных структур. И уже 24 февраля 1920 года была организована Торговая делегация (постпредство) для направления в Великобританию во главе с большевиком, бывшим террористом (и предполагаемым убийцей Саввы Морозова) Красиным.
Кстати, в самом начале 1921 года Красин заключил соглашение о поставке 70 автомобилей марки «Роллс-Ройс» для советских властей. И только голод в Советской России частично сорвал эту сделку. Общественное мнение Запада трат большевиков на роскошь в условиях массовой голодовки могло бы и не вынести. Было поставлено 13 автомобилей, два из которых пошли в гараж, обслуживающий товарища Ульянова. Одна из машин была исполнена специально в зимнем варианте и дополнительно оснащена уже в России на Путиловском заводе. «Заступник» бедных и «вождь мирового пролетариата» с удовольствием потом катался на этих лимузинах вплоть до октября 1923 года…
Политическая наивность генерала Деникина и неспособность объединить антибольшевистские силы привели и к его отставке, и отъезду в Константинополь в 1920 г.
Антон Иванович Деникин, увы, абсолютно не понимал роль монархии для Российского Государства. Его монархизм носил этакий «розовый» оттенок. К республиканцам Деникина причислить нельзя, но и дальше представлений о конституционной монархии он не шел.
Никто иной как «второй большевик после Ленина» Лев Троцкий высказывал в узком кругу, что «если бы Деникин выкинул лозунг кулацкого Царя, то наша советская власть не продержалась бы и двух недель». Источник этого сообщения точно не известен, но в самой мысли нет ничего нереалистичного.
В хаосе революции гражданской войны люди вспоминают, что «при Царе было лучше». И, конечно, Царская власть народу была понятнее, традиционнее и привычнее, чем «непредрешенчество» Деникина, чем призывы к Учредительному собранию.
В архивах сохранились письма крестьян Учредительному собранию от 1917 года. Например, в одном из них говорилось: «При Батюшке-Царе ничего такого не было, а теперь каждый день убийства, грабеж и жаловаться некуда. Зато теперь – свобода, подохнуть бы всем, кто это выдумал. Прошу, передайте Батюшке Николаю привет. Мы за него молимся, чтобы он встал на Престол» (ГАРФ, ф. 1781, оп.1, д. 20).
И ведь так думали не только крестьяне. В письмах Поместному Собору Православной Российской Церкви наблюдался тот же императив: «Созыв Учредительного собрания для выбора образа Правления в России подлежит проклятию Церкви. Гнев Божий тяготит над Россией за преступление заповеди 11-го анафематствования… Снова с благочестием вернется и самодержавный образ Правления. Мы должны быть благочестивы… Россия представляет из себя большой дом умалишённых; управление помешанных над помешанными невозможно. Пока не прекращена болезнь прелестью, Россия будет находиться на краю гибели: государство из помешанных невозможно» (Из письма выпускника Московского университета А. Д. Жирова, ГАРФ. Ф. 3431. оп. 1. д. 522. л. 37–38об. Рукопись. Подлинник).
Судя по «Очеркам русской смуты», написанным А. И. Деникиным и изданным в эмиграции, он так и не осознал своих ошибок и примитивного представления о монархии. Он оправдывал свою ограниченность ссылками на анекдоты о Распутине и прочими измышлениями либеральных кругов. И это, конечно, печально, но пусть же Господь будет Судьей рабу грешному Антону.
Можно ли оправдать Деникина?..
Генерал был верен Православию и Отчизне на полях сражений и за них пролил свою кровь. Он находился среди тех, кто основал Белое движение, которое и спасло честь России в годы невиданного в истории человечества лихолетья, предательства и низости.