Автор: Виталий Даренский

 

К 50-летию публикации «Архипелаг ГУЛАГ»

 

Часть.1

По мере течения времени из наследия прошлого постепенно забывается всё сиюминутное, хотя бы и казавшееся в свое время важным, и остается только самое главное. Такова судьба книг. В ХХ веке были тысячи книг, в свое время наделавших много шума, но в большой исторической памяти останется всего несколько. И среди этих нескольких, безусловно, навсегда останется «Архипелаг ГУЛАГ». Причина этого очень проста: эта книга рассказывает о том самом главном, что произошло в мире в ХХ веке – о геноциде русского народа антихристовой властью, о страшном Русском холокосте.

В этом году исполняется 50 лет публикации этой книги, ставшей источником возрождения русской национальной памяти и продолжающей быть предметом ненависти и беснования для врагов России, разоблаченных в ней. И. Бродский, как бы к нему ни относиться, иногда писал парадоксально точные вещи. Он написал так: «Я бы назвал автора «Архипелага ГУЛАГ» гением социалистического реализма. Если советская власть не имела своего Гомера, в лице Солженицына она его получила. Эта книга написана, безусловно, в первую очередь для русского читателя, но отказываться от ее чтения на этом основании – все равно что отказываться от чтения «Илиады» на основании незнания греческой мифологии. Общим знаменателем этих двух произведений является тема разрушения: в одном случае – города, в другом – нации. Возможно, что через две тысячи лет чтение «ГУЛАГа» будет доставлять то же удовольствие, что чтение «Илиады» сегодня. Но если не читать «ГУЛАГ» сегодня, вполне может статься, что гораздо раньше, чем через две тысячи лет, читать обе книги будет некому» (Бродский И. «География зла»).

«Архипелаг ГУЛАГ» – социологическое исследование: оно основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора. Первый том увидел свет 28 декабря 1973 года в известном эмигрантском христианском издательстве YMCA–PRESS. Новая редакция книги увидела свет в 1980 году, уже в составе Собрания сочинений А.И. Солженицына (Собр. соч.: В 20 т. Вермонт; Париж, YMCA–PRESS. Т. 5–7). Естественно, что в живых свидетельствах очевидцев есть элемент личного субъективизма, но он нивелируется в силу их многочисленности и взаимной коррекции. ХХ век был веком огромной официальной лжи, причем не только в СССР, хотя СССР в этом отношении превзойти невозможно. До сих пор история этого столетия тщательно скрывается и загромождается массой лжи. В этой ситуации спасением от официальной псевдоистории стала память самого народа, тайно передававшаяся от выживших их потомкам. Именно она спасла наш народ от исторического беспамятства. А.И. Солженицын совершил научный подвиг – он собрал свидетельства выживших, и теперь они уже останутся навсегда, как бы ни бесновались сейчас потомки палачей.

«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Александром Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 2 июня 1968 года). Солженицын пояснил природу жанра своей книги так: «Художественное исследование – это такое использование фактического (не преображённого) жизненного материала, чтобы из отдельных фактов, фрагментов, соединённых однако возможностями художника, общая мысль выступала бы с полной доказательностью, никак не слабей, чем в исследовании научном» (Солженицын А. И. Интервью на литературные темы с Н. А. Струве // Вестник Русского христианского движения. 1977. № 120. С. 135).

Историк Владимир Козлов писал в книге «Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг.»: «В 1970-е гг. «Архипелаг ГУЛАГ», универсальный символ тотального зла, стал достоянием мирового исторического и культурного опыта благодаря великой книге Александра Солженицына. Именно Солженицын восстановил (в основном по устным свидетельствам очевидцев) историю сообщества заключенных 1930—1940-х гг. и описал ход и исход беспрецедентных по размаху восстаний узников особых лагерей в 1953—1954 гг. В определённом смысле его труд можно сравнить с первыми мореходными картами: при всей неточности и легендарности тех или иных конкретных сведений исследование Солженицына превратило историю ГУЛАГа из terra incognita в реальное, интеллектуально постигаемое пространство, в факт мировой истории» (Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. М., 2006. С. 12).

Вопреки распространённому мнению, присуждение Солженицыну Нобелевской премии по литературе в 1970 году никак не связано с «Архипелагом ГУЛАГ», который к тому моменту не только не был опубликован, но и оставался тайной даже для многих близких Солженицыну людей. Формулировка, с которой присуждена премия, звучит так: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован только в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый мир», 1989, № 7-11). Последние дополнительные примечания и некоторые незначительные исправления внесены автором в 2005 году и учтены в екатеринбургском (2007 года) и последующих изданиях. Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным, а Министерство образования РФ 9 сентября 2009 года внесло «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.

23 августа 1973 года А.И. Солженицын дал интервью иностранным корреспондентам, и в тот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя Елизавету Воронянскую из Ленинграда. В ходе допроса её вынудили выдать местонахождение одного экземпляра рукописи «Архипелага ГУЛАГ». Вернувшись домой, она повесилась. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и передал просьбу начать печатание «Архипелага» на Западе. Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал отказаться от коммунистической идеологии и сделать шаги по превращению СССР в русское национальное государство.

Велика ценность А.И. Солженицына и как писателя, ведь он создатель великой «деревенской прозы», которая началась с его рассказа «Матренин двор» (первоначальное название «Не стоит село без праведника» заставил изменить Твардовский как условие публикации). А летописное полотно об уничтожении России революционными бесами «Красное колесо» вообще вряд ли можно превзойти по охвату и осмыслению материала. Не во всем прав А.И. Солженицын как историк: он в упор не хотел видеть «тайны беззакония», лежавшей в основе 1917 года, и списывал всё лишь на естественный ход событий. Но это уже давно увидели за него другие. Солженицын велик как личность – как символ неубиенного русского народа, нашедшим в себе силы для опамятования, духовного возрождения и борьбы за свое будущее.

Впрочем, значительные художественные достоинства есть и в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Как писал Ж. Нива, «прежде всего «Архипелаг» изобилует портретами – живыми, подлинными, фотографическими» (Нива Ж. Александр Солженицын: Борец и писатель. СПб., 2014. С. 100). Ведь «Солженицын рассказывает здесь о людях, оставшихся несломленными и перед лицом смерти, о силе, которую даёт вера, о тонкой границе между добром и злом, которую заключённый находит в своём сердце: «Архипелаг» – историческое исследование, исповедь, сборник свидетельских показаний, репортаж; он задуман как постепенное развертывание, как путешествие по следам зэков, как некое посвящение… Происходит в некотором роде второе рождение человека в обстановке абсолютной обездоленности. Человек может возродиться или выродиться, он на распутье» (Там же. С. 102). Всё это – главные темы всей русской литературы, которую достойно продолжил А.И. Солженицын. Он считается классиком абсолютно заслуженно.

Безграмотные неосоветские Шариковы, не читавшие и не собирающиеся читать книгу, обвиняют Солженицына в «фальсификациях», обычно упоминают то общее количество жертв советского режима, которое он приводит в «Архипелаге». А поскольку они его не читали, то не знают, что он приводит эти цифры со ссылкой на другого автора и не утверждает, что они точны. Он писал: «По подсчётам эмигрировавшего профессора статистики И.А. Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от пониженной рождаемости, – оно обошлось нам в… 66,7 миллиона человек (без этого дефицита – 55 миллионов)… Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова, но не имеем официальных. Как только напечатаются официальные, так специалисты смогут их критически сопоставить» (А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 3. Истребительно-трудовые. Гл. 1: Персты Авроры, с. 8). Но в том- то и дело, что никаких «официальных» цифр до сих пор нет, и можно быть уверенным, что никогда и не будет, ибо страшную статистику эту до сих пор контролируют наследники большевиков. Поэтому до сих пор засекречены важнейшие архивы – очевидно, им есть что скрывать. Кроме того, огромная доля жертв вообще осталась не зафиксированной в официальных документах. Реальное количество жертв можно определить только косвенно – по демографической динамике, что первым сделал именно И.А. Курганов, и поэтому Солженицын имеет все основания на него ссылаться. Более того, даже эти цифры Курганова при всей их чудовищности, скорее всего, являются очень заниженными, если исходить из прогноза Д.И. Менделеева в более чем полмиллиарда населения России к концу ХХ века. Посчитаем разницу…

 

Окончание следует…

 

Окончание — по ссылке https://rusnasledie.info/strashnyj-epos-xx-veka-2/

 

 

Поделиться ссылкой: