Автор: Александр Гончаров

 

В 90-е годы прошлого века, когда в стране шли жаркие споры о флаге, гимне и гербе, один мой добрый знакомый, провинциальный историк, говаривал: «Чего зря воду в ступе толочь? Надо использовать образ Пресвятой Богородицы. Ее Матушки-заступницы». Причем этот человек – потомок сибирского казака, бывший коммунист (из КПСС, кстати, он добровольно не выходил подобно многим), даже не был крещен.

Что направляло его мысль? Да, русское сердце и русская душа. История России ведь нераздельна с православным христианством, с чудесами, которые даровал Единый Господь, в Троице славимый, через Свою Матерь и святых Своих.

Генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху (1683—1767), инженеру и полководцу, государственному деятелю «эпохи дворцовых переворотов» в России приписываются слова: «Русское государство имеет перед другими то преимущество, что оно управляется непосредственно Самим Богом, ибо иначе нельзя объяснить себе, каким образом оно может существовать». Другой вариант: «Русская Империя имеет то преимущество перед остальными, что она управляется непосредственно Богом. Иначе ее сохранение было бы непостижимым»

В реальности они принадлежат его сыну Эрнсту, тайному советнику, тоже немцу на русской службе. И он их произнес в беседе с пастором Антоном Фридрихом Бюшингом (см.: Мемуары Антона Бюшинга. – Halle, 1789.).

Наверное, первый разыскатель авторства цитаты, некто Яков Матис (может псевдоним?), литератор либерального толка откомментировал свою находку так, что, мол, все было сказано в ироничном ключе: в России – бардак и ей без Бога невозможно выжить.

Либералы, пылая нежной «любовью» к России, всегда ищут какие-то гадости в ее прошлом и настоящем, заодно выражая злорадное сомнеие относительно будущего «этой страны». Но в данном случае с Матисом пререкаться не будем. Немцы могли думать о нашем Отечестве как угодно, забыв, правда, что иностранцы, приехавшие «к медведям» на службу из упорядоченных Саксоний, Нассау и Брауншвейгов, зачастую казнокрадством занимались в больших масштабах, чем аборигены.

А еще есть маленькая деталь:  несмотря на хваленый «орднунг», Германия никогда даже отдаленно не приближалась в своей истории к территориальным размерам Российской Империи. Недаром же поэт Гейне высказался: «России Бог дал землю, Англии – море, а Германии – небо».

Раздвижение границ от Москвы и до Вислы – на западе, и до Камчатки – на востоке – дело невероятное без дисциплины (только не немецкой, а русской), без самоотверженности, без энергии, энтузиазма и здорового авантюризма, способности уживаться с другими народами, а не только получать с них ясак. Немец бы предпочел лишь ясак и на этом бы гарантированно спекся.

И, конечно, русские надеялись на помощь Спасителя и Его Пречистой Матери. «Без Бога – не до порога», – гласит наша известная пословица…

25 февраля (н. ст.) Церковь Русская совершает торжество в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В отличие от ряда иных высокочтимых икон Девы Марии, эта пришла на Русь достаточно поздно – в XVII веке со Святого Афона.

Копия древней иконы, сотворенной по Священному Преданию еще Апостолом и Евангелистом Лукой, была написана русским монахом Иамвлихом (Романовым), подвизавшимся на Афоне, специально для России. И это глубоко символично.

Иверская икона Богородицы связала воедино историю православной Ромейской Империи (Византии) и Святой Руси. Если вы не являетесь совершенно упертым атеистом, то легко поймете это. Даже горькие страницы из бытия Византии отчасти находят параллели в жизни России.

Иверская прославилась в годы гонений на православных в Ромейской Империи.

Ересь иконоклазма (иконоборчества) появилась в VIII веке от Р. Х. не по религиозным мотивам, но по совершенно политическим. Ромейский Император Лев III Исавр приказал Церкви отказаться от всенародного почитания икон. Им руководила не вера, а мнимый государственный расчет. С помощью иконоклазма Император надеялся объединить православных христиан с сектами, уклонившимися от правил и решений Вселенских Соборов, а также с иудеями и мусульманами, отвергавшими святые изображения.

Однако Бог и святые Его поругаемы не бывают. Вместо улучшения положения дел в Империи Лев Исавр получил раздрай и мятеж и совершенно не удовлетворил запросы противников Православия.

Несмотря на репрессии в отношении верных Господу священнослужителей и мирян, преследования и издевательства над иконописцами иконоборчество провалилось, хотя за ним стояла власть и весь Имперский аппарат принуждения.

Особо жестокие гонения произошли при Императоре Феофиле (829-842). Но ночь наступила перед приходом утра. После Феофила иконоклазм потерпел окончательное поражение. Предвестником Торжества Православия оказалось явление Иверской иконы Пречистой Девы.

Иконоборец ударил мечом (или копьем) икону Божией Матери, найденную в доме одной вдовы. И из щеки Богородицы потекла кровь. Но это чудо не вразумило иконоборцев.

Тогда вдова вместе с сыном отнесла икону к берегу моря около города Никеи и пустила ее по воде, чтобы уберечь святыню от нового поругания. Икону прибило к Афону у монастыря Иверон. Монахи обнаружили образ и с тех пор он находится постоянно в данной обители.

Икона прославилась чудесами. Сын Божий так показал всем неверам святость Своей Матери и укрепил силу духа православных христиан…

Иверскую икону в Москве встречал сам Царь Алексей Михайлович в 1648 году.

В дальнейшем для Патриарха Никона в 1656 году была на Афоне написана еще одна икона, размещенная затем в Валдайской Иверской обители.

Точно не известно, для какого из списков построили часовню у Воскресенских ворот, в центре Москвы. Часовня неоднократно перестраивалась. Православный человек, который шел к Кремлю, обязательно старался приложиться к иконе.

Иверская часовня стала одним из духовных центров России.

Однако в 1917 году к власти прорвались большевики, которых смело можно назвать новыми иконоборцами. В припадке бешенного иконоклазма они снесли часовню в 1929 году. Борьба с Православием, храмами и иконами, начавшаяся в 1917-м, сопровождалась откровенным глумлением. Зато «товарищи» во всех городах Руси напихали на площадях, скверах и улицах идолов своего кумира Ильича. У Кремля же появился языческий мавзолей, где по обычаю древних паганистов положили мумию «вождя мирового пролетариата».

Как верим, так и живем. Советская власть стоила народам России очень дорого, крови за время существования пролилось больше, чем за все предыдущие эпохи. Да и с демографией возникли проблемы. Атеизм рано или поздно приводит к вымиранию тех наций, которые завораживаются его огненным танцем.

После падения СССР, в 1994—1995 гг., Иверская часовня была восстановлена. И у России появилась надежда на воссоздание ее самобытного образа, который тоже есть икона. Но «Черным квадратом» Малевича «красуется» на Красной площади мавзолей богоборца Ульянова (Ленина). Не отсюда ли чудовищная раздвоенность нашей современной жизни, ведь на нее влияют два разновекторных духовных плана. Вот и существуем  как не то полуязычники, не то полухристиане.

И все же чаяние на воскресение Руси есть, пока в храмах поют перед Иверской иконой Пречистой Девы: «Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас…»

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: