Автор: Виталий Даренский

 

Все события истории христианской эры имеют свои прообразы в истории народа Ветхого Завета. Сама Церковь Христова именуется Новым Израилем на основании того, что Сам Христос именуется в Евангелии Царем Израилевым (Мф. 27:42), а апостол говорит христианам: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9–10). Россия как главная хранительница веры православной есть Третий Рим, а Москва – Новый Иерусалим.

Соответственно, и все события русской истории можно осмыслять через их ветхозаветные прообразы, через Священное писание. В частности, период советской оккупации России безбожной властью православными мыслителями всегда сравнивается с Вавилонским пленом народа Ветхого Завете, который является его прообразом и тоже длился около 70 лет.

Причиной Вавилонского плена было отступление народа от Бога и впадение в идолопоклонство, в том числе и «чужебесие» – перенятие обычаев других народов. По той же причине Господь попустил и русскую Голгофу 1917 г. И как народ Ветхого Завета должен был исправиться через страдания и изгнание, так и народ Нового Израиля потерпел кары Божии не столько в наказание (ведь до 1917 г. народ в целом был еще праведен, испортилась еще небольшая его часть), сколько для вразумления и будущего духовного возрождения. Как сказал пророк: «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (Иер. 29:10). Точно так же и в наше время после 70 лет рабства у безбожников народ должен возродиться.

Но как мы видим, возрождается только небольшая его часть. То же самое было и с народом Ветхого Завета: большая часть его так и осталась в Вавилоне, впав в язычество, и только небольшая его часть вернулась и восстановила Храм. Этот «малый остаток» был и тогда, есть и сейчас.

Однако кроме прообраза нашей истории ХХ века в Вавилонском плене есть в Священном Писании и еще более древний и более фундаментальный прообраз – это плен египетский. Он еще более детально соответствует тому, что происходило в ХХ веке – а именно, геноциду, откровению Бога народу и Исходу из рабства (поэтому и сама книга об этом называется в славянском переводе «Исход»). Чудо прохождения по дну моря имеет и свой особый символический смысл прохождения по краю смерти. В ХХ веке с русским народом произошло то же самое – он прошел по дну бездны, но не утонул.

Как некогда Моисею Господь явился в Неопалимой Купине, так и сейчас наш народ возвращался к Богу чудом – не имея никакого религиозного воспитания, но наоборот, одурманенный современными предрассудками. В ХХ веке каждый человек, вернувшийся из безбожия к Православию, символически повторил путь откровения, которое было Моисею.

Однако придя к границам земли Обетованной, своей древней святой земли, народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над местными язычниками – хананеями, начал роптать и захотел вернуться в Египет. За это Бог присудил ему сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто на этот момент был старше 20 лет (Чис. 14:26–38). То же самое происходит сейчас и с Россией – символические 40 лет закончатся в 2031 году – и по демографической статистике тех, кому в СССР было уже 20 лет, к тому времени останется 10 процентов населения. (Признаюсь, для меня лично большим утешением является то, что в 1991 году мне было 19 лет, и я в это число не попадаю). Если же от символики перейти к эмпирике, то важно понимать, что нынешний всплеск «неосоветских» настроений вызван именно тем, что этот тип людей чувствует, что его время уже заканчивается, уже пришла иная эпоха, и эта агония вызывает у них истерическую агрессию.

Внешний парадокс состоит в том, что в 1990—2000-е годы сторонников СССР было намного больше, чем сейчас, но их было почти не видно и не слышно; а сейчас, когда они уже вымирают, создается впечатление, что их большинство и они едва ли не стали господствующей идеологией, которой активно подыгрывает государство. Почему возникла такая странная ситуация? Во-первых, просто потому, что существует простая закономерность: кого меньше всех, тот громче всех кричит. А реальное большинство обычно бывает «безмолвствующим большинством» (например, именно так и называется одна из «классических» книг по средневековой культуре). Большинству кричать не надо, оно и так создает реальность; кричат же те, кто уже далек от реальности. Вот и сейчас большинство населения не испытывает никаких симпатий к СССР (а молодежь вообще не знает, что это такое) и поэтому молчит.

Но проблема состоит не в том, кто кричит, а кто молчит; а в том, что из себя представляют собой дети «ностальгирующих по СССР». Сами они отнюдь не ностальгируют, они к этой теме либо вообще равнодушны, либо испытывают отвращение. Чаще всего дети «ностальгирующих» – это явные русофобы, презирающие «рашку» и мечтающие из неё уехать. Как известно: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:16–17). Поэтому беда не в «ностальгирующих», а в том, кого они воспитали и оставят после себя.

Священное Писание содержит прообраз и этой ситуации. Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай – десять заповедей были высечены на каменных плитах. Но эти первые скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Но затем, когда народ начал покаяние, Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1–4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1–5), и народ принял их. Вот и сейчас народу, привыкшему в плену безбожников заботиться только о брюхе, сейчас естественно в первую очередь поклониться золотому тельцу, а не преображаться перед Богом и Его заповедями. По этому пути, увы, идет большинство, но есть «малый остаток», который и восстановит Храм.

Об этом есть и особые пророчества в Ветхом Завете, и заповеди для христиан в Новом Завете. Пророк Исайя: «Выходите, выходите из среды их и не касайтесь ничего нечистого; выходите из среды его и отделитесь, носящие следы его» (Ис 52:11). Апостол Павел: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2Кор. 6:17). Наконец, в откровении о конце мiра сего повторяется это как последний выбор – исход из цивилизации Антихриста: «выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её» (Отк.18: 5-6).

Наши сорок лет в пустыне скоро заканчиваются, и очень скоро станет окончательно понятно, сформировался ли достаточный «малый остаток», который восстановит храм Святой Руси, или Россию окончательно поглотит масса потомков «рожденных в СССР» идолопоклонников золотого тельца. В последнем случае вместе с Россией уйдет в небытие и весь мiр сей, поклонясь Антихристу – его бытие станет бессмысленным в глазах Божиих.

Но пророчества наших великих православных святых говорят о том, что этого не произойдет так быстро, что «малый остаток» будет достаточным для того, чтобы спасти Россию и продолжить бытие человечества.

 

 

Поделиться ссылкой: