Автор: Александр Гончаров

 

Западная цивилизация началась Аврелием Августином (354—430), а закончилась Фридрихом Ницше (1844—1900). Конечно, можно найти и другие ее вехи, но эти уж больно бросаются в глаза.

Блаженный Августин проделал путь от язычника и еретика до настоящего христианского богослова. Сын пастора Фридрих Ницше смело прошагал же от протестанта и до банального атеиста. Беда только в том, что немец скатился до самого радикального варианта язычества. Идея сверхчеловека — только налет на этом самообожествлении. В конце концов в своем «Антихристе» Ницше антихристом назначил себя самого.

Ницше очень хотелось принадлежать к знатному польскому роду, однако исследователи не подтверждают его чаяния и насчитывают среди предков «Заратустры» несколько поколений протестантских пасторов, но не рыцарей.

Собственно, польская шляхта не зря привлекала философа. Как раз в ней и выразился в наибольшей степени образ произвола в отношении «быдла».

По сути, типичный шляхтич с его гонором, пустыми карманами, плохой саблей, невнятной родословной, дешевым героизмом и есть сверхчеловек Ницше.

Эгоизм шляхты и довел некогда блистательную Речь Посполиту до развала и гибели. При праве на рокош государства не удержишь. Оно истребляло вообще какую-либо иерархию, что и вполне понятно – когда все вокруг сверхчеловеки, кто более сверхчеловечен понять невозможно.

Польшу от самоубийства удерживал лишь католицизм. Поэтому и падение ее пришлось как раз на «Век Просвещения», разрушивший в Европе традиционное христианское мировоззрение. Первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрийским Эрцгерцогством и Российской Империей − это 1772 год. Еще были живы Руссо и Вольтер, а «Севильский цирюльник» (1775) Бомарше только писался.

Современный Евросоюз часто называет себя приемником чуть ли не Священной Империи германской нации, а на самом деле является духовным потомком Речи Посполитой, которую с удовольствием дергали за ниточки чужеземные кукловоды.

Фридрих Ницше, безусловно, был талантлив. Его труды по античности до сих пор представляют научную ценность. Но о них знают в основном только ученые. Обыватель же любит философию Ницше, упиваясь ее яркостью и оригинальностью. Но всё, что изрек больной немец, давным-давно было сказано до него. Создается впечатление, что даже свою «волю к власти» и «сверхчеловека» он вытащил из античного мира и эпохи Ренессанса, прикрыв изысканиями философов-«просветителей». А критика христианства у Ницше просто повторяет «глубочайшие» мысли ругателей Христа из античного времени.

Ницше отлично видел, что западная цивилизация летит под откос. Его совершенно не восторгал победивший материализм. Он не мог терпеть равнодушия обывателя. Но полностью осознать случившееся философ, филолог и поэт не смог. Сказалась его ушибленность протестантизмом, хотя уж душеньку этого реииудаизированного «христианства» он рассмотрел во всей красе: «К таким равнодушным принадлежит большинство немецких протестантов среднего сословия, особенно в больших центрах торговли и промышленности, равно как и большинство трудолюбивых ученых с их университетами в полном своем составе. Каждая эпоха имеет свой собственный, божественный вид наивности, изобретению которого ей могут завидовать другие эпохи: и сколько такой наивности, почтенной, ребяческой и бесконечно глупой, кроется в сознании своего превосходства y ученого, в добросовестности его терпимости, в той беспечной, легкомысленной уверенности, с которою он инстинктивно считает религиозного человека за маловажный, низший тип, который он будто бы перерос во всех отношениях, он, этот ничтожный карлик, человек черни, прилежный, ловкий умственный ремесленник, делатель современных идей».

Но милосердный Господь Ницше все-таки помиловал. Страдающий немец сошел с ума и скончался, так и не узнав, что постулаты его философии воспринял на ура столь ненавидимый им равнодушный европейский человек. Дегенеративному обществу очень понравилось учение о сверхчеловеке, основанное на крайнем ублажении эго.

История зло посмеялась: несчастный Ницше оказался передовиком упаднического мира, и, желая притормозить скатывание Европы в бездну, он, наоборот, подтолкнул ее к более быстрому скольжению по склону вниз − к пропасти.

Очень удобно каждому почитать себя самого сверхчеловеком, находящимся вне морали и устоев общества. В итоге вместо шествия исполина со сверкающим мечом получается гей-парад. Не надо никакого аскетизма, никакого сдерживания греха, никаких авторитетов и т. д.

Но виноват в этом не столько Фридрих Ницше, он всего-навсего зафиксировал мировоззрение субпассионария в эпоху всеобщей западной обскурации, сколько субпассионарный «сверхчеловек» (по Л. Н. Гумилеву) – существо страшное, уничтожающее любого, пытающегося противостоять его «воли к власти» и желанию вечно паразитировать на других.

Западная цивилизация наполнилась субпассионариями и сошла с ума от переживаний о важности собственного комфорта. Именно поэтому ее так и задела спецоперация России на Украине.

Преподобный Антоний Великий был совершенно прав, утверждая: «Придет время — и люди сойдут с ума. Того же, кто останется разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они».

 

P.S. Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) − люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, «бомжами» и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев − неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим.

(Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.)

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: