Автор: Геннадий Литвинцев
Как попала христианская святыня на Русь и её дальнейшая судьба
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
Федор Тютчев
23 июля н. ст. Русской Православной Церковью празднуется «Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в граде Москве». Праздник этот исторически связан с далекой мусульманской Персией, ибо оттуда в 1625 году, в неделю крестопоклонную, прибыл в Москву золотой ковчег с честной Ризой Господней. Как же оказалась в Персии эта святыня христианского мира?
По свидетельству Священного Писания, воины, распявшие Христа, «…взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жребий» (Евангелие от Иоанна 19, 23-24). По преданию Грузинской Православной Церкви, в пределах Иверии (Грузии) еще со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете – древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, став очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе, уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету. Святыня оставалась здесь до вторжения в начале XVII века шаха Аббаса I в Восточную Грузию, во время которой было разграблено множество храмов и монастырей, а более 100 тысяч грузинских семей были угнаны в Персию и поселены недалеко от ее столицы Исфагана. Разорен был и собор Светицховели; печальную участь пленных разделила и честная Риза Господня.
Шах Аббас весьма практично распорядился награбленными в Грузии христианскими реликвиями, послав их часть в дар русскому царю, с которым искал союза – и тратиться особо не нужно, и услуга христианским государем будет оценена высоко. В древнерусской письменности существует несколько сказаний о том, каким образом Риза Господня попала в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семену Шаховскому (оно было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н.С. Тихонравова). Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. В 1879 г. они были изданы, впоследствии было опубликовано и «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом Ризы Господней», принадлежавшее тому же архиву. Тексты посольских документов приведены в исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году» (1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки.
Итак, в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привез честную Ризу в Москву в дар от шаха Аббаса царю Михаилу Феодоровичу и Святейшему Патриарху Филарету. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с дарами посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрел эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперек пяди».
Поскольку дар прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа. Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».
Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. В течение Крестопоклонной недели было выявлено четырнадцать случаев чудесных исцелений от Ризы Господней. Это неоспоримо свидетельствовало о ее подлинности. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатер в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.
Хотя святыня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила Федоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце — Риза Господа нашего Иисуса Христа… Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем… Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов…» Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой.
В 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «…чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, «в крепости». Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля.
В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжелые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения – каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезенной в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна в Ярославль.
Святыня, хранившиеся в Успенском соборе Кремля, оберегалась от взора чужеземцев – они могли созерцать их лишь издали. Не было доступа к Ризе Господней и во время «нашествия галлов», когда Москва была занята наполеоновскими войсками: она вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена в Москву, и Риза Господня заняла свое прежнее место в Успенском соборе.
Частицы Ризы сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова, дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета». От сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке Елене Александровне фон дер Розенмайер. После октябрьского переворота эта святыня дома Пушкиных отправилась в Константинополь. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся…
После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращен в музей. Драматична и судьба частей Ризы Господней, пребывавших в московском Успенском соборе. Современная исследовательница Н. Энеева сообщает: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».
Еще одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г. к 250-летию этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.
19 августа 2000 года, в день великого освящения храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев Московского Кремля ковчег с частицей Ризы Господней обнесли вокруг храма. Весь день она пребывала в храме Христа Спасителя. После этого святыня была возвращена в музеи Московского Кремля.
19 ноября 2007 года президент России Владимир Путин вручил Святейшему Патриарху Алексию II ковчег с частицей Ризы Господней. «Мне очень приятно, – отметил Владимир Путин, – что я передаю эту святыню в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской православной церкви». Святейший Патриарх Алексий II в ответном слове поблагодарил и подчеркнул, что Церковь «сегодня получила огромный подарок». «Это одна из наиболее значимых христианских святынь, – отметил Первоиерарх. – Она будет находиться в храме Христа Спасителя».
«Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам».