Автор: Геннадий Литвинцев
В бытность мою в Вильнюсе день памяти Пушкина отмечался православной панихидой в церкви во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Небольшой по размерам храм в историческом центре «Старого места» не был действующим, но ежегодно 10 февраля открывал свои двери и наполнялся кадильным дымом, пением, голосами верующих и просто почитателей поэта. Эта традиция, пишут мне, сохраняется и поныне.
Александр Сергеевич никогда не бывал в Вильне (так назывался город во времена Российской Империи). Но Пятницкий храм неразрывно связан с именем поэта. Приглядимся к бронзовой табличке на здании. Вот что гласит высеченная надпись: «В сей церкви Император Пётp Великий в 1705 году слушал благодарное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII, пoдаpил ей знамя, отнятое в той победе у шведов, которое впоследствии было передано в Пулавский музей, и крестил в ней африканца Ганнибала, прадеда знаменитого поэта нашего А.С. Пушкина».
Церковь Св. Параскевы Пятницы построена на месте святилища языческого бога Рагутиса в 1345 г. Та церковь сгорела, и в конце XVI в. на этом месте была возведена каменная. К XIX в. церковь разрушилась, в 1864 г. ее восстановил и перестроил в неовизантийском стиле русский архитектор Н. Чагин.
Из исторических источников известно, что младший сын эфиопского владетельного князя Ибрагим восьмилетним мальчиком, вместе с другими знатными юношами, был отправлен из Эфиопии в Константинополь в качестве заложника после кровопролитной войны с Турцией. В 1696 году его поместили в сераль, откуда в 1705 или 1706 году посол Савва Рагузинский «тайным и отнюдь не безопасным способом» (слова Пушкина) переправил его в Москву в подарок Петру I. Миловидный и смышленый юноша понравился царю и он принял живейшее участие в его судьбе. При крещении Ибрагима в православие Петр Алексеевич сам стал его восприемником, пожаловав крестнику и отчество. В церковных документах юноша записан как Петр Петрович Петров, но он не желал называться новым именем. Видя упорство крестника, царь разрешил ему впредь подписываться в документах Абрамом (или Ибрагимом) Петровичем. Много позже, когда в 1742 году Абрам Петрович был назначен Ревельским комендантом, он взял себе фамилию Ганнибал и герб-эмблему с африканским слоном. На гербе изображен слон, несущий на подушке княжескую корону (то же изображение было выбито и на печати). Слон указывал на африканское происхождение обладателей герба, а корона на то, что их предки были князьями. В начале 1731 года Ибрагим Петрович женился в Петербурге на Регине Кристине Шёберг, от которой имел одиннадцать детей. Один из сыновей, Осип, стал отцом Надежды Осиповны Ганнибал, матери Александра Сергеевича Пушкина. Так от «африканского древа» отпочковалась ветвь великого русского поэта.
После крещения Ганнибала прошло около 180 лет – и 24 октября 1883 года в той же виленской Пятницкой церкви обвенчался младший сын Пушкина. Григорий Александрович женился поздно, 48-ми лет от роду. После тринадцати лет военной службы в чине подполковника в 1865 году он вышел в отставку и поселился безвыездно в родовом имении – селе Михайловском. Его избранницей стала Варвара Алексеевна Мельникова,дочь инженер-генерала Алексея Петровича и племянница первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова (это ему поставлен недавно величественный памятник в Москве на «Площади трех вокзалов).
Варвара Алексеевна жила в Вильне (вернее, в предместье Маркучай) с детского возраста. По территории Литвы прокладывалась железная дорога Петербург – Варшава. Алексей Петрович был в то время комендантом Варшавы и членом Совета Министерства путей сообщения ипринимал непосредственное участие в строительстве дороги. Приглянулось ему местечко Маркучай, да так, что он немедля приобрел там участок изаказал построить дом на холме. Вскоре сюда на жительство из Петербурга приехали жена Мельникова Варвара Николаевна с 12-летней дочкой Варенькой. Усадьба в Маркучай стала свадебным подарком ей от отца и дяди.
Для Варвары Алексеевны брак с сыном поэта был вторым по счету – первый, заключенный в 1875 году с офицером лейб-гвардии конного полка В.Н. Машковым, оказался несчастливым и недолговечным. Варвара Алексеевна так восприняла перемены в своей судьбе: «Я – счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба быть невесткой Пушкина!»
Сразу же после свадьбы молодожены уехали из Вильны в Михайловское и прожили там шестнадцать лет до 1899 года. Варвара Алексеевна все силы и средства отдавала на сохранение пушкинского наследия в Святогорье, оберегала могилу Пушкина, домик няни Арины Родионовны. В канун 100-летнего юбилея поэта общественность обратилась к Григорию Александровичу с предложением продать Михайловское Российской Академии наук «для сохранения его в памяти потомков». Решение Григорию Александровичу далось нелегко, но он уступил настойчивым просьбам. Сохранилось воспоминание, что, прощаясь с фамильной усадьбой, поклонился на четыре стороны – дому, роще, саду и могиле отца: «Прощайте, милые мои, навсегда!»
Григорий Александрович с женой переехали на жительство в Маркучай, в дом, подаренный Варваре Алексеевне братьями Мельниковыми.
С собой из Михайловского они привезли некоторые личные вещи А. С. Пушкина –мягкую кушетку, два кресла из орехового дерева, две книжные полки, письменный стол флорентийской работы, три дверные занавеси, вышитые дворовыми девушками, и двухметровый ствол одной из трех сосен, воспетых Пушкиным и сломленных бурей в 1895 году.
В том же 1899 году Григорий Александрович присутствовал при открытии памятника своему отцу в Вильне. Бюст великого поэта был установлен за Кафедральным собором, у подножия Замковой горы, на которой Dеликий князь литовский Гедимин основал крепость, положившую начало городу. Постамент из черного мрамора выполнила финская фирма «Коссъ и Дюръ», а бюст поэта и лиру на постаменте отлили в Петербурге на заводе Берда. Автор памятника – Василий Грязнов. Сквер в народе вскоре прозвали Пушкинским. Он так назывался и в советское время.
В годы I Мировой войны бюст Пушкина из-за опасения немецкого вторжения в Вильну сняли иотправили в Россию. Там он и потерялся в лихолетье революции и гражданской войны. А постамент польские власти города перенесли в сквер у костела Св.Екатерины и водрузили на нем бюст польского композитора Станислава Монюшко. Там он стоит и по сей день.
Второй памятник Пушкину работы скульптора Бронюса Вишняускаса установили в 1955 году на старом месте в Пушкинском сквере. Памятник скромный, уже не такой высокий – с человеческий рост (прежний был 2,5 метра) и с единственной надписью на литовскомязыке – Puškinas. Русские туристы считали последние две буквы AS инициалами поэта. В 1992 году новые власти Литвы отправили памятник из центра города в Маркучай.
Здесь провел Григорий Александрович последние шесть лет своей жизни. К тому времени дом Пушкиных в Маркучай уже играл роль своего рода музея-заповедника. В нем проводились пушкинские вечера, любительские спектакли, нередко из пушкинского репертуара. Варвара Алексеевна была на двадцать лет моложе своего супруга, женщиной предприимчивой, энергичной и волевой. Оставшись вдовой, она старалась сохранить живительный огонь светильника памяти А.С.Пушкина. Варвара Алексеевна пережила мужа на тридцать лет. До своей кончины в 1935 году она заботилась о том, чтобы ее имение оставалось хранилищем памяти о Пушкине. В завещании Варвары Мельниковой говорилось: «Дом в Маркучай не может отдаваться внаймы или в аренду, а всегда должен быть в таком состоянии, в каком находится теперь, при моей жизни, дабы в имении Маркучай сохранялась и была в попечении память отца моего мужа, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, и дабы равно центр имения Маркучай, как и находящийся в нем жилой дом, в доказательство его памяти, всегда служил лишь культурно-просветительским целям».
И сегодня в усадьбе на берегу речки Вильняле, окруженной дубовой рощей, действует литературный музей А.С. Пушкина. Еще Григорий Александрович постарался воспроизвести в доме в Маркучай обстановку Михайловского той поры, когда там жил поэт. Здесь был устроен камин, поставлен бильярдный стол. Одна из этих комнат, названная «Пушкинский уголок», и в настоящее время сохраняется в том же виде, какой она имела и при жизни Григория Александровича. В ней, как и прежде, хранятся личные вещи поэта: стул, кресло, ломберный столик; на стене висит портрет Наталии Николаевны (акварель), подаренный некогда ею сыну. В этой же экспозиции находятся рисунки с посмертной маски поэта и копия с картины Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском» с автографом: «Григорию Александровичу Пушкину от Николая Ге. 1875 год». В усадьбе-музее сохранилась мебель работы мастеров XVII века, шкафы, письменный стол, зеркала с родовым гербом Пушкиных и инициалами «В. П.» (т. е. Варвара Пушкина) работы вильнюсских мастеров прошлого столетия, выполнявших заказы из древесины деревьев приусадебной рощи. Рядом с литературным музеем А.С. Пушкина на пригорке, стоит маленькая каменная и очень изящная домовая церковь, построенная в 1905 году и освященная во имя святой великомученицы Варвары.
Конечно, виленские Пушкины не могли полностью воспроизвести у себя обстановку господского дома в Михайловском, но особняк в Маркучай все-таки обрел определенный «пушкинский налет». В целом же здесь была сохранена атмосфера русской помещичьей усадьбы ХIХ века. Русские общественные деятели, часто посещавшие гостеприимный дом в Маркучай, по признанию одного из них, «не только отдыхали здесь душою, но и как бы черпали силы и набирались духа для своей работы».