Автор: Илья Рябцев

На днях в «Новой газете» была опубликована сразу же ставшая скандальной статья известного режиссера-постмодерниста Константина Богомолова «Похищение Европы 2.0». Текст этот, представляет собой монтаж из набора импровизаций в виде поверхностных и привычно самоуверенных размышлизмов о судьбах современного Запада. Но, если вдуматься, горестный плач Богомолова о, как ему видится, неожиданно постигших Европу метаморфозах и недоразумениях, является всего лишь парафразом (независимо от того догадывается об этом сам Богомолов или нет) неоднократно высказанной героями Ф. Достоевского заветной мысли писателя (Иван в «Братьях Карамазовых», Версилов в «Подростке») о вырождении и все более мемориальном характере Западного цивилизационного проекта.

Несколько сумбурные положения статьи модного режиссера, да еще и опубликованные в откровенно прозападном ресурсе, сразу же скромненько окрестили ни больше ни меньше, как «антизападным манифестом». Так и видится Константин Богомолов, он же Мартин Лютер, озираясь прибивающий свои тезисы к вратам замковой церкви в Виттенберге, каковой с известной натяжкой можно считать Новую газету – один из главных духовных храмов чахоточного российского либерализма.

Какой уж тут манифест? По форме публикация Богомолова не кажется продуманным и четко артикулированным текстом. В нем узнается отредактированный и зафиксированный на бумаге, до боли знакомый (в стиле необязательного, но греющего душу бла-бла-бла) треп на винтажной московской кухне а-ля 70-е. Тем не менее, судя по мгновенной редакции газеты, вслед за текстом Богомолова, опубликовавшей несколько статей его оппонентов, акция эта, скорее всего, была загодя спланированной.

Изначально эпатажная и провакативная идея: неожиданные, на первый взгляд, антизападные тезисы, растиражированные в ультралиберальном издании, за авторством ультралиберального режиссера,  призывающего «сформулировать новую правую идеологию», сработала на все 100%.  Статья прогнозируемо получила широкий резонанс. На Богомолова мгновенно налетели простаки и слева и справа. Первые, за осквернение святыни (Запада и его новых поликорректных ценностей на которые обрушивается Богомолов). Вторые, за то, что назвал Россию XX века «страной вертухаев и рабов».

Чрезмерно серьезная и абсолютно неадекватная реакция, последовавшая со всех сторон, это именно то, на что и рассчитывал автор. Мастер провокации, умело срежиссировавший реакцию зрительного зала. И ведь действительно, что нового и оригинального было сказано Богомоловым? Да ровным счетом НИЧЕГО. Весь его текст – это, в сущности, синопсис банальностей типа: «Волга впадает в Каспийское море», авантажно выдаваемый за прозрение о судьбах мира и расцвеченный эффектными образами и стилистическими завитушками. Обо всех этих абсурдах поликорректности: харасментах, абьюзах, диктатуре приверженцев девиантных форм поведения, трансгендерах, фем-фанатиках и экопсихопатах, наступлении эры квир-социализма и прочих прелестях вырождения глобально поразившего Западное общество уже столько писано-переписано, что вряд ли господину Богомолову по силам сообщить что-то новое. Пусть он, судя по его своеобразному творчеству, и знает все эти «важнейшие» и животрепещущие экзистенциальные темы, что называется не понаслышке.

Весь цимес статьи Богомолова, предопределивший её масштабный отклик объясняется не содержанием статьи (оно банально), а тем: кто (либерал), о ком (о боготворимом либералами Западе) и где (в либеральном издании) опубликован этот отлично рассчитанный и, как теперь говорят, хайповый текст.

И последнее. Пожалуй,  главное соображение по поводу текста «Похищение Европы 2.0».  Никаких похищений Европы, по крайней мере со времен отца истории Геродота, не было. Тревожные признаки тяжелой духовной болезни, наконец, замеченные и так огорчившие режиссера, являются абсолютно логичным и законным следствием тотальной апостасии современного Запада.  Неожиданно обратившийся к такому непривычному для себя инструменту, как здравый смысл, убежденный западник, режиссер-провокатор и хрестоматийный либертарианец (сторонник неограниченной свободы) Константин Богомолов именно в силу ограниченности своего мировоззрения так и не сумел понять элементарную истину, давно и многократно зафиксированную отцами Церкви, русскими и рядом западных философов. Еще несколько столетий назад предсказавших, что культ неограниченной личной свободы (главная из религий Запада), рано или поздно, неизбежно должен обернуться самой жестокой и беспощадной диктатурой, что мы, собственно, и наблюдаем в динамике. Согласно извечной тактике врага рода человеческого: «Разнуздать, чтобы взнуздать!»

Поделиться ссылкой: