Автор: Александр Гончаров
Ядовитый анчар революции 1917 года отравил территорию загубленной Российской Империи на сто лет вперед. И ныне нам потомкам приходиться расплачиваться за революционный разврат предков. Бывшая советская Украина является наглядным примером отравления двумя видами ядов: коммунистического и националистического.
Революция всегда проводит жуткий отрицательный демографический отбор: исчезают самые честные и совестливые люди, ибо «подонки общества» стараются уничтожить, прежде всего, их.
От революционного безумия впадает в маразм и духовно-культурная сфера социального бытия. Наверх выходят беспринципные Маяковские, а погибают благородные Гумилевы.
В 1918 году Россия лишилась одного из тех поэтов, который мог стать ее гордостью, мог научить искренности, любви и совестливости молодые поколения, мог еще дальше продвинуть русскую литературу по пути Пушкина и Вяземского. Теперь он причислен Церковью Русской к лику святых, но очень горько, что свою земную работу ему не довелось доделать до конца, а в наших школах на уроках не звучат чистые строки великолепных стихотворений. Поэт был варварски убит и забыт…
18 июля 1918 года вместе с другими Алапаевскими мучениками был убит поручик лейб-гвардии Гусарского полка, князь и поэт Владимир Павлович Палей. Есть информация, что у него, в отличие от мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, Великого князя Сергея Михайловича и князей Константиновичей – Иоанна, Константина и Игоря, имелся шанс уцелеть. Незадолго перед беззаконной казнью большевики предложили Владимиру отречься от своего отца – Великого князя Павла Александровича и рода Романовых, но поэт этого не сделал. И, если задуматься, то такое предложение (о, как бы торжествовала советская пропаганда!) категорически противоречило его чести и вере. Находясь в узилище, и отлично понимая, что смерть рядом с ним, Палей написал в своем последнем письме родителям: «Всё, что раньше меня интересовало: эти блестящие балеты, эта декадентская живопись, эта новая музыка, − всё кажется мне теперь пошлым и безвкусным. Ищу правды, подлинной правды, света и добра».
Свою правду, веру и добро Владимир Павлович нашел в православной вере. И мученичество стало венцом его исканий. Он и все страстотерпцы Алапаевска уподобились первым христианам, пострадавшим в годы гонений языческих августов и кесарей Древнего Рима.
Большевик и один из душегубов Васька Рябов вспоминал: «Сначала мы подвели Вел. Княгиню Елизавету к шахте. Сбросив ее в шахту, мы в течение некоторого времени слышали, как она барахталась в воде. Затем мы сбросили и инокиню Варвару за ней. Опять мы услышали плеск воды и затем голоса двух женщин. Стало очевидно, что, вытащив себя из воды, Вел. Княгиня также вытащила и свою спутницу. Тогда, не имея другого выхода, мы сбросили туда и всех мужчин…
Никто из них, по-видимому, не утонул и не захлебнулся в воде, и через некоторое время мы снова могли слышать почти все их голоса.
Тогда я бросил туда гранату. Она взорвалась и все было тихо… Мы решили немного подождать, проверить если все они погибли. Вскоре мы услышали разговор и едва слышный стон. Я бросил туда еще одну гранату. И что же вы думаете – из-под земли мы услышали пение! Я был объят ужасом. Они пели молитву «Спаси, Господи, люди Твоя!»
У нас больше не было гранат, однако невозможно было оставить дело незаконченным. Мы решили завалить шахту сухим хворостом и зажечь его. Сквозь густой дым еще долгое время продолжало доноситься до нас их пение…»
Вот так большевистское иго в России и создавало духовную пустошь. Мы слишком хорошо знаем, что Алапаевские мученики – это далеко не последние жертвы коммунистического террора. Русь фактически лишали самой себя…
В древности поэтов живших тысячи лет назад приравнивали к пророкам. Читая стихи Владимира Палея убеждаешься, что такой взгляд на поэтов и поэзию был вполне оправдан. Описание времени начала XX века у Палея звучит голосом ветхозаветного Божьего глашатая Иеремии:
Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело −
О, как смеется сатана!
Участник Великой войны (1914-1918), награжденный орденом Святой Анны IV степени, Владимир Павлович Палей прочувствовал ее всем своим сердцем. Об этом говорят его строки его стихотворений:
Спите, солдатики, спите, соколики.
Вам здесь простор и покой
Благословил вас Господь наш Всевидящий.
Миротворящей рукой
Русь защищая, ребята бывалые.
Долго дрались вы с врагом
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.
И еще:
Огради меня, Боже, от вражеской пули
И дай мне быть сильным душой…
В моем сердце порывы добра не заснули,
Я так молод еще, что хочу, не хочу ли,
Но всюду, во всем я с Тобой…
И спаси меня, Боже, от раны смертельной,
Как спас от житейского зла,
Чтобы шел я дорогой смиренной и дельной,
Чтоб пленялась душа красотой беспредельной
И творческой силой жила.
Но, коль Родины верным и преданным сыном
Паду я в жестоком бою −
Дай рабу Твоему умереть христианином,
И пускай, уже чуждый страстям и кручинам,
Прославит он волю Твою…
Владимир Палей – православный поэт без всяких сомнений. Его душа постоянно тянется к Богу. И течет его стих совершенно как молитва:
Мы восходить должны, в теченье этой жизни,
В забытые края, к неведомой отчизне,
Навеявшей нам здесь те странные мечты,
Где свет и музыка таинственно слиты…
О, низшая ступень! О, лестница к святыне!
О, вещий, вещий сон Иакова в пустыне!
Важно сказать, что поэт не ощущает своей оторванности от Творца, даже перемена всей жизни не отвращает его от Того, кто выше времени и пространства:
Господь во всем. Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано…
Революционные события Владимир Павлович воспринял, как призрак всеобщего разрушения. Его дневниковая запись достаточно все разъясняет: «Неужели наши потомки увидят в событиях 1917 года одну лишь удручающую картину? Одну лишь кучку людей, вырывающих друг у друга право на катание на моторах, и то время как страна голодает. а армия целуется с врагом. Неужели те, кто бескорыстно создал революцию, кто, следовательно, таил в душе блаженные и светлые идеалы, надеясь на возможность осуществления этих идеалов, неужели эти русские люди не чувствуют, сколько страшен и ужасен переживаемый Россией кризис? Творимое вырвалось из рук творителей… Всей России грозит позор и проклятие. Пора, пора опомниться, если мы не хотим дать миру плевать нам в лицо».
Россия не опомнилась. Поэт заблуждался относительно бескорыстия революционеров…
Известно, что в Алапаевске князь Палей тоже создавал свои произведения. Однако, похоже, что ничего не сохранилось. И надо прямо сказать, что большевики сбросили в Новую Селимскую шахту не только русскую святость, но и русскую поэзию.
Сто лет анчарного яда не прошли даром. И сейчас мы только начинаем приходить в себя после тяжелого отравления. Стихи князя Владимира Палея – это тоже противоядие, которым не стоит пренебрегать образованному русскому человеку.