Автор: Илья Рябцев

 

Я римский мир периода упадка,

Когда, встречая варваров рои,

Акростихи слагают в забытьи

Уже, как вечер, сдавшего порядка.

                                                   

Душе со скуки нестерпимо гадко.

А говорят, на рубежах бои… 

П. Верлен

 

Поистине прав был Екклесиаст, предостерегавший искателей знаний и книжных людей неизбежным искусом: «…во многой мудрости много печали». Такова не нами установленная такса за знание и понимание. Интересно, что сам процесс усвоения знаний и их практического применения в реальной жизни заключается в поиске исторических (ситуативных) аналогий. Это самый короткий и надежный способ умозаключений. Таким образом, богатство и широта имеющихся в арсенале аналогий (цитат), в значительной степени определяет качество образования и глубину исторического понимания, а, стало быть, и вероятность выбора правильных решений возникающих проблем. Ибо как справедливо утверждал все тот же мудрейший Царь Соломон: «…нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Но о чем, собственно, идет речь? Вот о чем!

Прошедшие в Москве пафосные торжества, посвященные на этот раз 875-летней годовщине города, вызвали, честно говоря, весьма неоднозначные чувства. Многих смутило, если не сказать возмутило, это в сложившихся обстоятельствах неуместное веселье, совпавшее с серьезной тактической неудачей, да что там, поражением, нашей армии на Харьковском направлении. В голову автоматически и услужливо полезли нестерпимо банальные, но от того ничуть не менее тревожные цитаты: «Пир во время чумы», «Танцы на костях» и т.п. С другой стороны, прошедшие торжества лишь окончательно оформили уже более полугода существующий в российском обществе тотальный, болезненный и непристойный диссонанс (и когнитивный, и поведенческий, и какой угодно). Где-то там вдалеке, на периферии сознания, пока еще за пределами слуховой и визуальной доступности, героически умирают наши дети, братья, сестры, отцы и матери, лучшие, самые чистые и честные (те, что всё еще верят в долг, честь и справедливость). Цвет нашего народа жертвует своими жизнями за всех нас, за само будущее свободной России как исторической державы. А где-то в столицах и по всей стране, как ни в чем не бывало, беспечно и необременительно продолжается обычная жизнь: люди ходят на работу, в театры и на концерты, ночные клубы, строят планы и делают ремонт, ездят на рыбалку, отдыхают в Турции, трудятся на дачных участках… Процентов 80 наших сограждан безнадежно инфантильны и легкомысленны, они просто не понимают, а те, кому по должности положено говорить с людьми и на пальцах объяснять, что к чему, почему-то не хотят разъяснить им, занятым, что именно «ныне лежит на весах, и что совершается ныне». А «на весах ныне» между тем лежит ни много ни мало само наше существование. Всех нас. Наших детей и внуков. И тех, кто понимает, и тех, кто не понимает. Тех, кто за СВО, и тех, кому все равно, недосуг или, как выражается молодежь, пофиг, и даже большей части тех, кто против.

Непонятно, зачем вообще был нужен этот постыдный, особенно в нынешнем злободневном контексте праздник. Только потому что бюджет (огромный) выделен и надо (еще бы!) его осваивать? Но зачем все-таки так глупо и безсовестно? Быть может, в анестетическом качестве? Это, положим, в известном смысле как раз удалось. Благодаря в том числе и такого рода безпардонным, но зато «тучным» для кое-кого мероприятиям, наше общество в целом по-прежнему и находится в примороженном, безчуственном и невменяемом относительно возможности весьма вероятных и страшных перспектив, анабиозе. Зато мы зло иронизируем над хохлами, развлекающимися в ночных клубах и на фешенебельных курортах, когда их побратимов на передовой фрагментирует русская артиллерия. Но разве у нас по-другому? Разве не то же самое? Или нам можно, у нас ведь СВО, а им, хохлам, нет, у них-то война (не моги!). Остается только один, правда, главный вопрос: сможет ли победить в начавшейся смертельной схватке за существование общество, находящееся в таком вялом, теплохладном и гедонистическом состоянии? Общество, так и не въехавшее в то, что апокалипсис здесь, рядом? Уже начался!

Какой смысл во всей этой неумеренности и роскоши не к месту? Сколько на эти громадные средства, выброшенные на ветер и чью-то гнилую репутацию, сотен, если не сказать, тысяч беспилотников и качественных средств связи, так остро необходимых в сражающейся армии, можно было бы купить! Но зачем? Ведь это все так далеко. За линией горизонта Собянина-Раковой. Которые, если мне не изменяет память, на всякий случай (подробнее, какой именно?) еще ни разу ни словом не обмолвились на счет поддержки СВО.

Какой смысл в приезде Верховного главнокомандующего на открытие этого совершенно идиотского колеса обозрения? Разрекламированного ещё и тем, что оно (колесо) якобы «больше, чем в Лондоне». Круто! Достойная цель! Уже проходили, пока не надорвались, «догоним и перегоним»! Право, ради этого стоило наизнанку выворачиваться! Чем мы хуже Лондона! Жаль, только колесо это (в народе, кстати, уже почти сотню лет называемое «чёртовым») на следующий день почему-то закрыли для посещения. То ли сломалось, то ли чего недоделали по нашей извечной традиции…

Но президент! Что все-таки хотел он всем нам сказать своим участием в этих никчемных, несуразных в эти трагические дни чувствительного, болезненного поражения и отступления нашей армии торжествах? Какой сигнал россиянам содержался в этом, чего греха таить, таком не частом, а потому всякий раз важном его появлении на людях? Что «жизнь продолжается», «полет проходит в штатном режиме», «все цели (до сих пор, кстати, все ещё не до конца проясненные) СВО будут безусловно выполнены», все хорошо, прекрасная маркиза» и «враг будет разбит, победа будет за нами»? Как говорилось в нашем гениальном мультфильме «Падал прошлогодний снег»: маловато будет!

И от тяжкой, двоящей абсурдности этой разлитой в воздухе липкой реальности нехорошо и тревожно на чутком и вещем сердце.

В связи с этим живо вспоминается картина-притча великого нидерландского художника Питера Брейгеля — старшего «Падение Икара», завораживавшая меня еще в раннем детстве. Только с большой старательностью и усердием можно обнаружить на полотне едва заметные ноги падающего в морскую пучину Икара. На переднем плане классический пейзаж, на фоне которого продолжается обычная жизнь, кто-то в поте лица пашет землю, кто-то пасет овец, а кто-то ловит рыбу, а где-то словно птицей навстречу приключениям стелется по морским волнам каравелла. Никто ничего не заметил. Как будто и не произошла мифологическая катастрофа… Но таков, видимо, неумолимый закон жизни! Правда, от этого, все равно никому не легче.

Однако на эту тему есть и другие аналогии, куда более поучительные, страшные. С куда более серьезными историческими последствиями.

Вот перед нами блистательный библейский пир Валтасара, последнего царя древнего Вавилона. Собравшиеся гости – элита древнего мира на вершине могущества и блаженства… Но во все времена происходит все то же. Ты думаешь, что «жизнь удалась», а в это самое время к воротам твоей крепости подходит огромное войско Кира Великого…

Эти люди ещё не знают, не подозревают, что их ожидает, не видят того, что в обратную (как в перевёрнутый бинокль) перспективу минувшего видим мы. Как на мраморных стенах зала, где они сидят и «пиршествуют блистательно», уже проступают огненные знаки «мене, текел, фарес», подводящие страшную и окончательную черту под всем этим баснословным великолепием: «исчислил Бог царство твоё и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень лёгким, разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам».

P.S. Как уже было сказано, образованный человек может найти немало исторических аналогий происходящим событиям. Вопрос лишь в том, какая из них окажется точнее и поучительнее… Если только мы еще способны извлекать уроки из аналогий!

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: