Автор: Елена Мачульская
18 ноября 1917 года митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Во времена страшной русской смуты он стал первым русским Патриархом после почти двухсотлетнего перерыва.
В роковой час, когда рушилось то, что казалось незыблемым, Поместный собор Российской православной церкви принял решение о возрождении Патриаршества. Это решение, наконец восстановившее должный порядок вещей, было принято после многих заседаний и горячих дискуссий. А потом по результатам голосования было названо три кандидата на патриарший престол.
Первым был известный богослов архиепископ Антоний (Храповицкий). Вторым кандидатом стал один из старейших архиереев Русской Православной Церкви архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). Третьим кандидатом — митрополит Московский Тихон, которого называли «самым добрым» архиереем.
На следующий день в храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия.
Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал :
«Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена трёх кандидатов. После литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12 000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовёт… По окончании молебна митрополит Владимир подошёл к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, — и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалёку от Троице-Сергиевской лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочёл: «Тихон, митрополит Московский».
Узнав о своем избрании, митрополит Тихон сказал в своем ответном слове: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, и стон, и горе”, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез.2:10, 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис.11:11-14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни. А сим кто доволен, даже из креплих мене? Но да будет воля Божия!»
Патриарха ожидал крестный путь. Митрополит Тихон не мог этого не знать… Через несколько дней он взял на себя ответственность не только за Церковь — за весь русский народ, оставшийся без Богом учрежденного правления…
Будущий патриарх родился в маленьком погосте Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье отца Иоанна Белавина, приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Сначала Василий (так звали его в миру) учился в Торопецком духовном училище. Потом поступил в Псковскую семинарию, а блестяще её окончив,— в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Добросердечного, кроткого, смиренного и благоговейного Василия товарищи в шутку называли Патриархом, даже не догадываясь о том, что их слова окажутся пророческими
После окончания академии Василий Белавин был отправлен в Псковскую духовную семинарию преподавателем. Ученики его очень любили, коллеги тоже. А через три года он был пострижен в монашество с именем Тихона в честь любимого им святителя Тихона Задонского. Потом он служил в Варшавской епархии, стал ректором Холмской духовной семинарии. А вскоре совершилась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии.
«Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко…», — вспоминал потом митрополит Евлогий.
Вскоре молодого епископа Тихона направили в Америку, где он прослужил почти 10 лет. Он очень деятельно взялся за благоустройство своей епархии, открыл духовные училища, развивал миссионерскую работу… И эти труды были ему только в радость.
В 1907 году архиепископ Тихон возвратился в Россию — его перевели на Ярославскую кафедру. И, разумеется, паства полюбила своего нового архиерея, с вниманием и участием относившегося к каждому, не забывавшего помещать даже самые маленькие храмы своей епархии. Но через шесть лет Синод принял решение о переводе Архиепископа Ярославского на Виленскую кафедру. Архиепископа Тихона на место его нового служения ярославцы провожали со слезами. Уже после его отъезда Городская Дума Ярославля приняла решение за «выдающуюся отзывчивость… беспрерывную благотворительность» присвоить владыке Тихону звание почетного гражданина г. Ярославля». Архиепископ Тихон стал первым и единственным русским архиереем, получившим это звание.
Вскоре началась война и служение архиепископа Тихона осложнилось новыми заботами — приходилось эвакуировать святыни, заботиться о беженцах. Бывал он и на фронте, даже под обстрелом…
Февральская революция 1917 года застает его в Москве. 21 июня тайным голосованием архиепископ Тихон был избран митрополитом Московским, а 4 декабря стал Патриархом Московским и Всея Руси.
По воспоминаниям близко знавших владыку Тихона, он всегда был очень внимателен к подчиненным. Вел специальный блокнот, в который записывал дни ангела близко знакомых ему людей. А когда стал патриархом, не забывал поздравлять с именинами старого швейцара Петербургской духовной академии — каждый год отсылал ему телеграммы.
Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, весь народ встречал его, потому в этот день никто не работал.
Но новая власть (большевиков) была безбожной. Вскоре после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавр 1 февраля Патриарх Тихон выпустил воззвание пытаясь вразумить безумцев, потерявших рассудок и облик человеческий:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной».
Но слова его, увы, не были услышаны…
Узнав об убийстве царской семьи в 1918 году, Патриарх немедленно приказал служить панихиды по государю Николаю как по убиенному Императору, невзирая на распространенную версию о его отречение.
В первую годовщину октябрьского переворота Патриарх Тихон обратился к Совету Народных Комиссаров со словом «обличения и увещания»: «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, — убийство, насилие, грабёж — всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».
Одновременно Патриарх призывал «верных чад Церкви» к покаянию и духовному, молитвенному подвигу: «Противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага»..
Его арестовывали и преследовали, неоднократно пытались убить… А Патриарх, предав себя в волю Божию непрестанно молился за святую Русь и до последнего своего дня совершал богослужения. Он говорил: «Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой».23 марта 1925 года Патриарх Тихон отслужил последнюю в своей жизни Литургию, и вскоре в день Благовещения отошёл ко Господу Богу.
«Патриарх в узах во главе России стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви», — писал протоиерей Сергий Булгаков.
9 октября 1989 года Тихон (Белавин) был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви. Мощи святителя покоятся в большом соборе Донского монастыря.
.