В последние годы «перестройки» и начале 90-х гг. XXвека, будучи еще студентом исторического факультета, я неожиданно обнаружил, что в научно-популярных журналах, да и в обычных СМИ, развернулась откровенная информационная атака на Куликовскую битву (1380) и на святого благоверного князя Дмитрия Донского.

Само место Куликовской битвы переносилось по «приказу» и произволу горе-историков на разные территории из современной Тульской области: «от Москвы до самых до окраин». А князь Дмитрий Донской объявлялся душителем народных чаяний и «демократии».

На первых порах этот отрицательный оценочный всплеск казался непонятным. Ради каких пропагандистских целей развернули его? Ясно, что, например, Имперская Россия подвергалась осмеянию ради чисто политических задач  либералов и коммунистов-«патриотов». Но издеваться над событиями и героями XIV века виделось перебором в идеологических играх. Ответ, впрочем, нашелся быстро. У русского историка и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912-1992): «Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале. Но Москва перехватила инициативу объединения Русской земли, потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди. Они рождали детей и внуков, которые не знали иного отечества, кроме Москвы, потому что их матери и бабушки были русскими. И они стремились не к защите своих прав, которых у них не было, а к получению обязанностей, для обеспечения несения которых полагалось «государево жалование». Тем самым служилые люди, используя нужду государства в своих услугах, могли служить своему идеалу и не беспокоиться о своих правах…

Эта оригинальная, непривычная для Запада система была столь привлекательна, что на Русь стекались и татары, не желавшие принимать ислам под угрозой казни, и литовцы, не симпатизировавшие католицизму, и крещеные половцы, и меряне, и мурома, и мордва…

На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».

Информационный удар наносился в самые духовные недра нашего Отечества, ведь святой великий князь Дмитрий должен быть по праву назван одним из родоначальников России, а победа на Куликовом поле – это «повивальная бабка» русской нации. И либералам, и коммунистам всегда требовались «Иваны, не помнящие родства», беспочвенные интернационалисты и любители материального комфорта. Ими так легко управлять и манипулировать. Совсем не случайно в советском, да и современном кинематографе нет ни одного полнометражного фильма, посвященного Куликовской битве. Хорошо, что хоть литература не обошла вниманием Дмитрия Донского и его подвиг.

Святой благоверный великий князь Дмитрий Иванович родился 20 октября 1350 года. Он рано осиротел. И его наставником стал святитель Алексий, митрополит Московский. Этот же архипастырь, фактически, возглавил власть в Москве по малолетству князя. Благодаря усилиям митрополита и его соратников из бояр и служилых людей удалось отстоять ярлык на Великое княжество Владимирское, которое и представляло собой формальное владение, позволявшее считаться верховным владетелем всей Руси.

В середине XIV века Русь, за исключением частей подчиненных Литве, Польше и Венгрии, представляла собой конгломерат государств, объединенных под эгидой Великого княжения Владимирского, то есть этакий аналог рыхлой Священной Римской Империи германской нации. Но беда заключалась еще и в том, что Русь числилась под властью Орды, ханы которой и распоряжались Владимирским престолом, передавая ярлык на княжение по своему произволу, стимулируя смуты, распри и отдельные стычки между русскими правителями. Кроме Москвы на Великое княжение серьезно претендовали Нижний Новгород, Тверь и Рязань. Попутно в русские дела вмешивалась Литва, мечтавшая расширить свои границы.

Дмитрию Ивановичу за время своего правления пришлось решать сразу несколько наиважнейших задач: обеспечение безопасности государства на западном направлении (сдерживание экспансии Великого княжества Литовского);противостояние с Ордой (дипломатическое и военное) ради недопущения погрома поднимающейся Руси; организация настоящего, а не фиктивного единства внутри самой общности из русских княжеств; укрепление Москвы в качестве центра объединения русских земель.

Все данные задачи святой князь выполнил в полной мере. Это в значительной степени подорвало его здоровье и привело к безвременной кончине.

Безусловно, главной победой Дмитрия Донского стал результат битвы на Куликовом поле. Разгром воинства ордынского темника Мамая, правившего за спиной ханов-марионеток, показал всей Руси, что иго не вечно, что освобождение реально и наступит несмотря ни на что.

Конечно, это была не первая битва, одержанная над татарами Дмитрием Донским. Но сражение на реке Воже в 1378 году, когда русские во главе с великим князем разгромили пять туменов мурзы Бегича, по своему масштабу значительно уступает Куликовской битве. На Воже русская армия остановила набег, а на Куликовом поле – новое нашествие.

Куликовская битва вызвала небывалый духовный подъем. О чем и свидетельствует средневековая русская литература: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и даже «Повесть о приходе Тохтамыша-царя, и о пленении им, и о взятии Москвы».

Не секрет, что даже после сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году, на ситуацию взаимоотношений Москвы и Орды продолжала оказывать Куликовская битва. Да, Руси пришлось опять платить дань, но хан признал, что ярлык на Великое княжение теперь постоянно остается в роду святого князя Дмитрия Донского.

Надо сказать, что в XIV веке, было написано еще одно выдающееся литературное произведение, относящееся к циклу творений о Куликовом поле – «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, Царя русского». В нем Дмитрий Донской открыто именуется Царем, по примеру летописных прозваний византийских басилевсов и ордынских ханов. Русский летописец осознает святого благоверного князя Дмитрия Ивановича равным им по статусу. И сие есть начало пути к Империи. И его указал прямой потомок святого великого князя Александра Невского святой благоверный великий князь Дмитрий Донской.

Автор: Александр Гончаров

Поделиться ссылкой: