Главе управы района Коптево

города Москвы

Катанову Николаю Алексеевичу

Уважаемый Николай Алексеевич!

Скандал вокруг открывшегося недавно в районе Коптево заведения фастфуда c провокационным названием, использующим имя Сталина, и антуражем в тонах НКВД, вызвал громкий общественный резонанс. Очевидно, на подобную шумиху в качестве рекламной акции и рассчитывали создатели этого «бизнеса на крови». Также очевидно, что использование в качестве одной из главных «изюминок» заведения формы НКВД, в которую одеты сотрудники, имеет целенаправленно глумливый и эпатажный характер. Мало того, что это сознательное оскорбление памяти миллионов людей, без вины пострадавших во время сталинского правления, убитых и замученных в лагерях и в «спецпоселениях». Мало того, что это искажение истории: с конца 1920-х и до 1950-х годов большинство населения страны жило впроголодь, а периодически — в условиях тотального голода, искусственно вызванного политикой Сталина, так что фразы в оформлении этой точки общепита вроде «Иосиф Виссарионович приглашает отведать!» звучат откровенно издевательски не только над людьми, жившими в то время, но над самой историей.

Помимо всего этого, фастфуд с подобным дизайном является лишь чуть закамуфлированной пропагандой каннибализма. Сталин представлен этаким шеф-поваром, приглашающим отведать блюда. Какой смысл может подразумеваться в таком представлении шеф-поваром руководителя государства, чье правление привело к уничтожению на расстрельных полигонах, к гибели в лагерях, ссылках и от массового голода огромных масс народа, чья политика была прицельно направлена на создание системы подавления, государственного террора, бесправия граждан и беспредела карательных органов, тотального страха во всех слоях общества? Этот смысл только один — шутовское обыгрывание образа Сталина-людоеда, пожиравшего свой народ, создателя системы «государственного каннибализма» на уровне органов ГПУ-НКВД-МГБ. И чем в таком случае бизнес-концепция этого заведения отличается от идеи некоторых предпринимателей на Украине подавать в ресторанах блюда типа «жареные колорады» или «шашлык из москаля»?

Наконец, недопустимо, чтобы трагические и драматические страницы истории использовались для обслуживания чьих-то бизнес-проектов в виде хохмы и пошлой карикатуры. Недопустимо прежде всего с нравственной и политической точек зрения. Политики и чиновники, допускающие в своей стране, в своем городе подобное хамски-клоунское отношение к реалиям истории, тем более истории, окрашенной в кровавые тона, — сами неизбежно начинают восприниматься в глазах общественности как паяцы, участники пошлой комедии. Страна, в которой безнаказанно происходит подобное уничижение ее истории, карнавально-базарное глумление над прошлым, теряет свое лицо и право на самоуважение. Как бы ни относиться к Сталину и его эпохе — но о каком патриотическом воспитании молодого поколения может идти речь, если этому молодому поколению (а молодежь является главным клиентом таких фастфудных лавочек) открыто навязывается презрительно-насмешливое, издевательское отношение к миллионам репрессированных соотечественников, многие из которых реабилитированы самой же советской властью, признавшей свои «ошибки»?

Во многих городах России установлены памятники жертвам политических репрессий 1920—1950-х годов. Есть такой памятник и в Москве — «Стена скорби», на его открытии в 2017 г. присутствовали президент России В. В. Путин, мэр столицы С. С. Собянин, глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл. Президент Путин в тот день подчеркнул: «…когда речь идет о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять —​ никаких оправданий этим преступлениям быть не может». Так почему же мы на частном примере в коптевском заведении уличного общепита наблюдаем не просто оправдание сталинских преступлений, но, что еще хуже, повторное шельмование, оскорбление жертв сталинского режима?

Просим Вас разобраться в этом деле и принять необходимые административные меры для пресечения этой наглой провокационной выходки.

Д. М. Володихин, доктор исторических наук, профессор МГУ, писатель

О. И. Елисеева, кандидат исторических наук, писатель, доцент

Г. А. Елисеев, кандидат исторических наук, доцент

С. В. Алексеев, доктор исторических наук, профессор

А. М. Малер, преподаватель философии ГАУГН, глава Интеллектуального клуба «Катехон», член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

А. Е. Чернова, кандидат филологических наук, писатель

Н. В. Иртенина, писатель, публицист

И. А. Прососов, писатель

Поделиться ссылкой: