Автор: Елена Мачульская
20 декабря 1699 года Петр I издал указ о переносе празднования Нового года в России с 1 сентября на 1 января.
Государь объяснил свое решение следующим образом: «Не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».
По велению Государя надлежало «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе.
1 января 1700 года в Москве состоялось невиданное доселе торжественное действо. Накануне во всех церквях началось полночное бдение. Пётр со своим двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». А потом улицы первопрестольной и её крепостные стены озарились ярким фейерверком. «Полыхала в зимнем небе иллюминация, горели костры и смоляные бочки подобно факелам, закрепленные на длинных шестах. Потехи и увеселения продолжались до самого Рождества. И все это время городские улицы и площади украшали высокие лохматые лесные гостьи – вечнозеленые ели».
Первые «огненные потехи», как их тогда называли, появились на Руси еще при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче стали регулярными. Уже тогда фейерверк был не просто яркой вспышкой в небе, а грандиозным действом c надписями и движущимися фигурами.
В те времена сюжеты новогодних представлений были отнюдь не сказочными, а в основном военными. Петр приглашал на новогодние празднества зарубежных дипломатов, и фейерверк был удобным способом продемонстрировать русские военно-политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях.
.Датский посол в России Юст Юль в своих воспоминаниях оставил нам описание фейерверка 1 января 1710 года. Ранее, в 1709 году, русская армия победила шведов в Полтавской битве, и Петр не мог не отметить это событие. По сюжету фейерверка из-за каменной горы выходил лев (то есть шведская армия), который подходил к «столпу с короною» (то есть к Польскому государству) и опрокидывал его. Имелось в виду завоевание Польши: отречение Августа II от престола Речи Посполитой и воцарение Станислава Лещинского, ставленника Карла XII. Далее лев приближался с тем же намерением к другому столбу с короной (то есть к Российскому государству). Потом «явился орел для защищения оного столпа» (это была русская армия) и «оного лва Перуном [или огненными стрелами] разшип с великим громом». В конце фейерверка первый столб распрямлялся, являя избавление Польши и возвращение Августа II на престол благодаря русской армии. В это время Петр показывал гостям гравюру с изображением фейерверка и объяснял его аллегорический смысл.
31 декабря 1724 года Петр издал еще один указ с новыми правилами: теперь столичные жители должны были украшать дворы фонарями. В тот год как раз появились фонарики «голландского образца». Это были камеры из редкого и дорогого в те времена материала — стекла, которые заправляли маслом и ставили на специальные столбы. Горели они тускло и еле-еле освещали путь во тьме. Лампы, по предписанию Петра, зажигали в ночь с 1 на 2 января.
Когда Петербург стал столицей государства, празднование Нового года переместилось туда. Из походного журнала Петра и дневниковых записей камер-юнкера Фридриха Берхгольца известно, что 1 января 1724 года Петр Алексеевич, как обычно, отправился на литургию в Троицкую церковь, а после обеда поехал на ассамблею «в аудиенц-камеру», то есть в Сенатский зал. На балу присутствовали герцог Голштинский, Гессен-Гамбургские князья, супруга Екатерина с цесаревнами и другие знатные гости. Ассамблеи в те годы были новым явлением: Петр ввел их специальным указом только в 1718 году. Это были специальные светские вечера, учрежденные «не только для забавы, но и для дела». На таком балу можно было не только потанцевать, поиграть в карты или шахматы, пообщаться с дамами, но и побеседовать о делах.
До самой своей кончины Пётр I следил за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. Праздновать наступление Нового года предписывалось в течение 7 дней.