Автор: Илья Рябцев
Вот уже полтора года со смешанными чувствами наблюдаю за стойкой и, на первый взгляд, непредсказуемой реакцией социума на возникшую и продолжающуюся вирусную пандемию. И поскольку сам переболел этой заразой, думаю, имею право на частное мнение по этому неоднозначному и спорному вопросу.
Сразу же оговорюсь, не являясь ни сторонником тотальной вакцинации, которая согласно официальному тренду будто бы является единственным эффективным средством борьбы с распространением вирусной инфекции, ни непримиримым «антиваксером», убежден, что прививаться или нет, это исключительно вопрос личного выбора. То есть, акта пресловутой свободы воли, которая, как утверждают богословы, только и отличает человека от животного.
Нет смысла повторять очевидное: вся эта канитель с эпидемией с самого начала ставит перед человеческим здравомыслием большое количество острых вопросов. Вопросов, которые повисают в воздухе и на которые не дают никакого удовлетворительного ответа даже весьма информированные, вроде бы компетентные и обличенные властью люди. И ведь не только не дают, но, кажется, даже еще больше запутывают ситуацию. Что, в свою очередь, порождает естественное недоверие части общества ко всей этой кампании и её крайне противоречивому, вплоть до полной смысловой аннигиляции, информационному сопровождению.
Но, с этим, как говорится, все понятно. Синильная кислота бюрократии и хайпа во всей своей красе. Так что, остается воспринимать это как данность.
Молоть языком, спорить и развивать эту тему можно «до морковкиного заговенья». Поистине, вся эта драматическая история лишь подтверждает невеселую гипотезу о том, что человек в своем подавляющем большинстве — существо абсолютно иррациональное (особенно явно это проявляется в критических ситуациях) и, увы, недоступное доводам разума. А иначе чем объяснить непримиримую, агрессивную, нередко даже истерическую ненависть части привившихся по отношению к тем, кто не хочет прививаться, колеблется, сомневается или берет паузу и чего-то выжидает. При этом аргументы, предъявляемые привившимися «covid-диссидентам», не выдерживают не то чтобы критики, но и вообще выходят за рамки реальности. В самом деле, если вы сами верите в эффективность вакцинации, какую угрозу вам и иже с вами привившимися несут те, кто колеблется и взвешивает плюсы и минусы этой, скажем прямо, экспериментальной медицинской процедуры. Таким образом, либо привившиеся сами не вполне доверяют защитным свойствам вакцины, либо… Либо вакцина не только препятствует тяжелому течению Covid-а, но и оказывает пагубное воздействие на когнитивные функции, в частности, на способность строить логически обоснованные конструкции…
Либо здесь работают какие-то иные, не до конца понятные им самим психологически бессознательные импульсы и механизмы. Какие именно? Трудно сказать. Но все же рискну! Никогда не думал, что когда-нибудь обращусь к наследию докора Фрейда (прости, Господи!), но, в виде исключения, в данном клиническом случае, это, думаю, вполне оправдано.
Итак:
Тезис 1. Сама кампания вакцинирования по своему характеру добровольно-принудительная, а если сдуть фиговый листок добровольности, просто принудительная, поскольку реализуется под постоянно усиливающимся информационным и психологическим давлением (страх) и вполне реальной угрозой потерять работу с неясными и зачастую фатальными перспективами.
Тезис 2. Вынужденно уступивший внешнему давлению и угрозам безсознательно ощущает себя подвергшимся насилию, то есть, изнасилованным (в психическом, разумеется, смысле).
Тезис 3. Подвергшийся насилию и от того ощущающий безсоннательный душевный дискомфорт весьма часто перекладывает его (замещение и перенос своего, не высказываемого перед собой ощущения вины) в виде раздражения на другого. В нашем случае у испытывающего дискомфорт имеется все два варианта психологической реакции: либо обвинить во всем государство (что, в виду своей безличности, недостаточно утешает и компенсирует внутреннее чувство униженности), либо на более конкретных (среди знакомых или корреспондентов) непривившихся личностей, все еще сопротивляющихся насилию среды и обстоятельств и тем самым усугубляющих внутренний дискомфорт уступивших…
Как-то так.