Автор: Геннадий Литвинцев
Народ Южной Осетии стремится к единению с Россией
После того как президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил о стремлении республики путем референдума присоединиться к Российской Федерации, многие – и в России, и за ее пределами – обратились лицом в сторону этой маленькой закавказской страны. Много ли мы знаем о Южной Осетии, об истории, культуре и традициях ее народа? Отличается ли Южнаяот Северной Осетии-Алании, издавна живущей в пределах России, и если отличается, то чем? Кто и когда разделил этот народ?
Напомню, что Россия в августе 2008 года признала суверенитет Южной Осетии, как и Абхазии, до этого формально входивших в состав Грузии. Грузия по-прежнему не признает независимость республик и считает их своими регионами.
Площадь Южной Осетии составляет 3900 кв.км. Республика состоит из г. Цхинвала, административного центра (столицы), и четырех районов –Джавского, Знаурского, Цхинвальского и Ленингорского. Численность население по последней переписи 1989 года – 99,4 тысяч человек. Из них 78 процентов осетины, 18 процентов – грузины, остальные русские, армяне, евреи. Более половины жителей (52 процента) исповедуют православие. Около 30 процентов, согласно проведённому в 2012 году опросу, «исповедуют традиционную религию предков», 10 процентов – ислам. Думаю, многие в России, во всяком случае, учившиеся в советских школах, вспомнят основоположника осетинской литературы и литературного языка Косту Хетагурова. Его стихи стали молитвами и песнями осетинской души, а публицистика обнажила глубинные проблемы национального самосознания.
Зарождение же осетинской словесности началось намного раньше, и связано с именами таких просветителей, как Иуане Ялгузидзе, Аксо Колиев, Темирболат Мамсуров. Конечно, еще больше ценителей знакомы с творчеством выдающегося писателя русской эмиграции Гайто Газданова. Осетин по происхождению, он, правда, не знал осетинского языка, помнил Кавказ лишь по детским впечатлениям, но характер писателя, его мировоззрение, блистательная образность его произведений, по моему мнению, непостижимы без понимания кровных, национальных корней.
Началом этногенеза осетинского народа, по мнению ученых-этнографов, послужило объединение древних аланских племен с местным кавказским населением. Это подтверждается как языком и мифологией, так и археолого-антропологическими данными осетинских захоронений. Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние – как сарматы и понтийские скифы». Аланская государственность подверглась ла сокрушительному удару монголов в XIII веке и была полностью разрушена в XIV векетимуридами. Уцелевшее население в основном было вытеснено в ущелья Кавказского хребта, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. С XIII века многие осетины мигрировали и дальше – на южные склоны Кавказского хребта, в регион, ныне известный как Южная Осетия.
Процесс вхождения осетинских племенных объединений в состав Российской Империи начался в средине 18 века.В условиях перенаселения и горного малоземелья, экспансии подвластных Ирану или Турции соседей союзу с Россией не было геополитической альтернативы. В Петербурге тоже осознавали, что в деле защиты южных рубежей Империи не обойтись без лояльности небольшого народа, контролирующего стратегические перевалы, без военных баз в центре Кавказа, без аланских дорог и серебросвинцовых месторождений. К тому же союз Осетии и Россией скрепляло религиозное единство православных народов.
Кстати, сами названия «Осетия» и «осетины» – русское изобретение.
XVIII века, когда аланы вновь установили отношения с Россией после трех веков вынужденного перерыва. К тому времени русские успели забыть их славянское имя – «ясы» и, осваивая Кавказ, заимствовали грузинское название Алании – «Осети». Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали в другие европейские языки. В аланском (осетинском) языке сохранилось древнее самоназвание – «аллон», хотя в обиходной речи осетин может представиться как «ирон» или «дигорон» – это уточняющие областные названия жителей средневекового Аланского царства.
Начало постоянному общению положила Осетинская духовная комиссия, прибывшая в Аланию-Осетию в 1745 г. Созданию комиссии предшествовало изучение географического и политического положения Осетии, убедившее Имперскую Коллегию иностранных дел в полной независимости страны, расположенной неподалеку от тогдашней российской границы. Осетинской стороне принадлежала инициатива направления в Петербург дипломатического представительства для переговоров с российским правительством. В конце декабря 1751 г. состоялся официальный прием осетинского посольства Елизаветой Петровной. В соответствии с соглашениями, достигнутыми после встречи с Императрицей, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Поддерживалось переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию.
Присоединение Осетии к России состоялось в 1774 г., после победоносной войны и заключения Россией Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией. К тому времени договоренности о союзе и покровительстве, как и отложенный ответ России на осетинское предложение о присоединении, существовали уже четверть века. На протяжении этого времени и представители Осетии, и российские чиновники неоднократно подтверждали верность своим обязательствам. В октябре 1774 г., выполняя специальное поручение правительства, ведавший сношениями с Кавказом астраханский губернатор П. Н. Кречетников пригласил в крепость Моздок представителей Осетии для официального подтверждения их готовности вступить в российское подданство. Документ, легализовавший прежние договоренности о присоединении Осетии к Российской Империи, был подписан 27 октября. Так достигнутые в середине XVIII в. русско-осетинские договоренности получили международно-правовое оформление, и Осетия вошла в состав Российской Империи. Присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с огромной страной. Осетины участвовали во многих войнах на стороне России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.
Кстати, православная Осетия добровольно вошла в состав Империи на четыре года раньше Кахетинского княжества, намного раньше Имеретинского, Мингрельского, Сванского и других княжеств будущей «единой Грузии». Процесс вхождения этих княжеств, из которых состоит сегодняшняя Грузия, растянулся на целых сорок лет. После полного освоения Кавказа Южную Осетию и Алагирский район Северной Осетии ввели в состав Тифлисской губернии.
После Октябрьского переворота и распада Российской империи 26 мая 1918 года лидерами грузинских социал-демократов на территориях бывшей Тифлисской и Кутаисской губерний была провозглашена «Грузинская демократическая республика». Эта была первая за всю историю существования иберо-картлийских племен попытка образовать собственное национальное государство. Другие моноэтнические осколки российского Закавказья – Абхазия, Осетия, армянская Джавахетия и азербайджанская Борчало не спешили добровольно присоединиться к «демократической Грузии». И тогда их попытались покорить силой. В августе 1918 г. грузинские военные формирования уничтожили двадцать тысяч мирных жителей Южной Осетии, сожгли практически все населенные пункты, 230 тысяч осетин вынуждены были покинуть свою историческую родину. Эти события осетины называют первым геноцидом народа, первой этнической чистой.
Но «демократам», хотя и опиравшимся на всестороннюю помощь Антанты, недолго пришлось управлять Грузией. 25 февраля 1921 года пришедшие из Баку красные отряды во главе с Серго Оржоникидзе установили в Тифлисской губернии Советскую власть. Спустя несколько месяцев была провозглашена Грузинская Советская республика. В ее состав поначалу не вошли ни Абхазия, ни Южная Осетия. И только 8 июня 1922 года южная часть Осетии в качестве Юго-Осетинской автономной области по личному указанию Сталина (Джугашвили) была введена в состав Грузинской ССР.
Однако народ Южной Осетии в продолжении всего советского времени мечтал о свободном от грузинского засилья существовании, о воссоединении с братьями, живущими на северной стороне кавказского хребта. С «перестройкой» в СССР эти чаяния естественно усилились. 10 ноября 1989 года Юго-Осетинская автономная область решением областного Совета народных депутатов была преобразована в автономную республику (далее известна как Республика Южная Осетия).Такая заявка на самостоятельность не понравилась националистическому руководству Грузии, пришедшему к власти на волне русофобии и крайнего шовинизма. З. Гамсахурдия декларировал ликвидацию абхазской, аджарской и осетинской автономий, создание единого унитарного государства, немедленное введение грузинского языка в качестве государственного, в том числе в Абхазской АССР и Юго–Осетинской АО. Зазвучали требования выселения осетин Южной Осетии на «свою историческую родину». В грузинской прессе осетины стали называться некоренным населением, нежеланными гостями, на государственном уровне были приняты решения по ограничению рождаемости среди негрузинского населения. Из грузинского политического лексикона на всех уровнях было исключено историческое имя Южной Осетии, и территория, где нет ни одного грузинского географического названия, стала называться «Самачабло» и «Шидакартли». Уже летом 1989 года из всех государственных учреждений и организаций Грузии, а также силовых структур были уволены практически все граждане осетинской национальности. Начались притеснения и массовые грабежи осетинского населения во внутренних районах Грузии, у них отнимались дома, автомобили и все имущество. Были до основания разорены десятки осетинских населенных пунктов. По всему периметру границ Южной Осетии расположились неформальные военные формирования, состоящие из грузинских националистов и выпущенных из тюрем уголовников. Из приграничных осетинских сел в массовом порядке начали похищаться и бесследно исчезать жители осетинской национальности, в основном мужчины, появились первые беженцы.
В Южной Осетии всем стало ясно: вслед за полной экономической, транспортной и военно-политической блокадой последует ликвидация Юго-Осетинской автономии. К тому же в самой Грузии наступали безвластие и хаос. Оставался один выход – создание собственной государственности как гаранта и единственного условия физического выживания народа. Что и было сделано 20 сентября 1990 года с провозглашением независимой республики.
В ответ 7 января 1991 года грузинские власти ввели в Цхинвал свои воинские формирования. Военные действия продолжались в течение двух лет и были прекращены только 14 июля 1992 года после ввода на территорию Южной Осетии миротворческих сил России. За два года грузинскими карательными формированиями было убито более двух тысяч жителей республики и осетин, проживавших на территории Грузии.
Период правления Э.Шеварднадзе(1992 – 2003 г.г.) Грузия и Осетия находились в состоянии перманентной напряженности, но без активных враждебных действий. Однако23 ноября 2003 года, с так называемой «революцией роз», Грузия была взята под полный и безусловный контроль США – геополитический, военно-стратегический и экономический. Саакашвили решил, что с американской поддержкой ему ничего не будет стоить решить и юго-осетинский вопрос. Дата «последней и решающей» войны против народа Южной Осетии была названа лично Саакашвили: 08.08.08. Вечером 8 августа грузинская армия выдвинулась на позиции, системы залпового огня были нацелены на мирные кварталы Цхинвала…Дальнейшее хорошо известно. Фактически признание Россией независимости Южной Осетии спасло ее народ от полного уничтожения или принудительного выселения.