С чего начиналась русофобия
Автор: Александр Гончаров
После татаро-монгольского нашествия Северо-Восточная Русь надолго выпала из зоны внимания большой европейской политики. Но все изменилось в правление Ивана III Великого (1440—1505). Поднялась Россия, возникшая из ядра русского Северо-Востока, объединенного Москвой.
Удивление настигло Европу, да так, что даже в XIX веке патентованный русофоб Карл Маркс писал: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной Империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».
Россия-Русь на Западе с начала XVI века стала восприниматься, сперва потенциальным врагом, а затем и реальным. Именно тогда и пошли издаваться достаточно широкими тиражами книги о России, созданные либо путешественниками и залетными авантюристами, либо дипломатами и разведчиками.
Все, что писалось до этого, носило легкий флер любопытства, иногда сожаления, иногда и презрения. Конкурента не было. А то, что «схизматики» в своем медвежьем углу воюют с татарами или мирятся с оными, строят города и обустраивают монастыри, интересовало скорее, как экзотика, не более того.
«Цивилизованный» европеец жил своей жизнью, своими войнами и своей торговлей. А из Московии разве что поступали меха и зерно, да рабы – через рабские рынки Крыма, Кавказа и Турции.
Но XVI столетие изменило все. Оказалось, что на востоке Европы поднялась новая богатая держава, которую, естественно, Запад включил в круг своей экспансии, руководствуясь логикой политического грабителя.
Форпостом же физического и религиозного натиска на Русь были избраны Прибалтика и Польско-Литовское государство (Речь Посполитая возникла несколько позже).
И здесь потребовались сведения о том, как живут русские-московиты, каким образом их можно покорить, что необходимо сделать и т. д.
Книга Михалона Литвина «Demoribustartarorum, lituanorumetmoscorum» («О нравах татар, литовцев и москвитян», написанная где-то до 1550 года, была издана в отрывках только в 1615 г., но явно ходила в рукописном виде в истеблишменте, особенно в Польше и Литве.
Базельское издание кальвиниста Иоганна Якуба Грассера 1615 года предназначалось широкому читателю, хотя и имело специальное посвящение кальвинисту же Октавиану Александру, литовскому Князю Пронскому. В нем напрямую говорилось, что сочинение предназначено для лучшего осведомление о противнике – татарах и московитах.
Учитывая сильные позиции Католической церкви в Польше и Литве, можно сказать о некоем «трогательном» единстве кальвинистов и католиков в отношении восточных соседей.
Автором самой книги большинством исследователей признается Венцеслав Миколаевич, литовец, принадлежавший к окатоличенной шляхте, находившийся на дипломатической работе, побывавший в Крыму и минимум дважды в Москве (1536; 1556). Свое имя он скрыл под псевдонимом. Причина достаточно проста – из-за критики шляхты и нежелания непосредственно ввязываться в политическую борьбу.
Трактат Михалон Литвин предназначил Королю Польши и Великому Князю Литовскому Сигизмунду II Августу.
Собственно, сама книга затрагивает несколько болевых точек (способы и методы военных действий «варваров», сравнение их образа с жизни с литовским, зависимость войска от семьи и воспитания и пр.). Получается, что все они привязаны к возможности вести успешную войну с «московитами» и татарами.
Михалон Литвин обращает вынимание на то, что «рутены» Киева, подвластного Литве, имеют общие корни с «московитами». Впрочем, это он признает вскользь и настаивает на том, что Киев и его округа весьма важны для Великого княжества Литовского из-за природных и человеческих ресурсов.
Невозможно не упомянуть и о том, что трактат Михалона Литвина почему-то пытаются привязать к морализаторским произведениям, столь свойственным эпохе Ренессанса, или же превратить в памфлет.
На самом деле, в отличие от французских и итальянских морализаторов Литвин делает упор на практическое применение своих идей именно для войны с Россией и Крымом.
Разгульный образ жизни шляхты (по Михалону Литвину) и народа нарушает возможность нормального ведения боевых действий и жизнь в тылу. Он пишет: «Предки наши избегали заморских яств и напитков. Трезвые и воздержанные, всю свою славу они мыслили в военном деле, удовольствие − в оружии, конях, многочисленных слугах и во всесильном и храбром, что служит Марсу; и когда они отражали чужеземцев, то расширили свои [пределы] от одного моря до другого, [и] называли их враги хоробра Литва (Chorobra Litwa), то есть храбрая Литва. Нет в городах литовских более часто встречающегося дела, чем приготовление из пшеницы пива и водки. Берут эти напитки [и] идущие на войну и стекающиеся на богослужения. Так как люди привыкли к ним дома,то стоит им только отведать в походе непривычной для нихводы, как они умирают от боли в животе и расстройства желудка. Крестьяне, забросив сельские работы, сходятся в кабаках. Там они кутят дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять своих товарищей по попойке плясками под звуки волынки. Вот почему случается, что, когда, прокутив имущество, люди начинают голодать, то вступают на путь грабежа и разбоя, так что в любой литовской земле за один месяц за это преступление платят головой больше [людей], чем за сто или двести лет во всех землях татар и москвитян (Moscovum), где пьянство запрещено».
Все похвальные отзывы автора насчет татар и русских не следует воспринимать как русофильство или татарофильство. Он просто показывает, что враг, хоть и кажется более слабым, в реальности силен физически и духовно, а потому и страшнее вдвойне.
Книгу Михалона Литвина, если ее мерить современными нам рамками, необходимо определить, как аналитический документ, предупреждающий Польшу и Литву об опасности с востока. Недаром в ней указывается на то, что Великое княжество Московское успешно расширяет свои границы, строит крепости и оснащает войско всем необходимым.
«Род московитов» Литвин характеризует «как хитрый и лживый», а потому и опасный.Любопытна сентенция и о «перебежчиках»: «Имеется уже великое множество московских (Moscorum) перебежчиков, нередко появляющихся среди нас, которые, разведав дела и разузнав о деньгах, состояниях и обычаях наших, беспрепятственно возвращаются восвояси; пребывая у нас, они тайно передают своим наши планы».
В данном случае он совершенно прав, ибо ориентируется на феодальные представления о вассалитете, совершенно не понимая тягу русского народа к единству.
Произведение Михалона Литвина, конечно же, зараженное русофобией, полезно нам перечитывать и в XXI столетии. По сути, ничего и не изменили века истории в отношениях Запада и России, несмотря ни на что.
Где-то по европейским и американским университетам и центрам стратегического планирования сидят современные Михалоны Литвины и просчитывают все наши достоинства и добродетели, все грехи и недостатки, дабы потом использовать их против нас.