Автор: Александр Гончаров

О генерал-лейтенанте Михаиле Константиновиче Дитерихсе (1874-1937) в России XXI века не забыли. Но вспоминают его чаще в связи с расследованием убийства Царственных Страстотерпцев и спорами об идентификации «екатеринбургских останков». В остальном же, как и большинству участников Белого движения, ему досталась изрядная толика беспамятства современных «дорогих россиян». Насколько известно в честь этого героя сопротивления большевизму не названы ни одна улица, ни один даже самый скромный переулок. Хотя именами и фамилиями на уличных табличках, а также памятниками красных палачей, карателей и душегубов «ославлены» многие города и веси нашей страны.

Предок русских Дитерихсов, принадлежавший к старинному, но оскудевшему моравскому рыцарскому роду, перебрался в первой половине XVIII века в Российскую Империю, чтобы строить порт в Риге. Тогда в Россию приезжало множество иностранцев: военных, инженеров, ученых. Наша держава представлялась им «страной равных возможностей», где человек энергичный и имеющий голову на плечах мог сделать карьеру и добиться определенного положения в обществе. В самой Европе социальные лифты работали хуже и далеко не всякий дворянин имел возможность проявить себя на государственной службе или в военном деле: более знатные, влиятельные и богатые аристократы мешали это сделать, продвигая вверх своих детей и ближайших родственников.

К сожалению, мы – русские XXI столетия живем в липкой паутине мифов и предрассудков, наскоро слепленным либерально-советским агитпропом. До сих пор «демократические» США почитаются «плавильным котлом народов», а вот им в неискаженной истории была «заскорузлая» монархическая Российская Империя. Шотландцы, немцы, шведы, датчане и голландцы, приезжая в Россию уже через поколение обрусевали и не мыслили себя ни кем иным, а только русскими.

Русский адмирал Николай Карлович Краббе (1814-1876) – боевой офицер, реформатор флота и один из тех выдающихся деятелей, трудами которых обустраивался Имперский Дальний Восток говаривал, в ответ на обидное обзывание «немчурой»: «Помилуй Бог! Отец мой был чистокровный финн, мать – молдаванка, сам же я родился в Тифлисе, в армянской его части, крещен в Православии! Стало быть, я – природный русак!»

Дед Михаила Константиновича – генерал-майор от артиллерии Александр Иванович Дитерихс (1777-1832) был участником Первой Отечественной войны (1812), затем воевал на Кавказе с турками и даже сочетался первым браком с дочерью Дагестанского бея. В этом браке и родился отец будущего военачальника Белой армии – Константин Александрович Дитерихс (1823-1899), дослужившийся до чина генерала от инфантерии.

У Михаила Дитерихса не было вопроса в том, в какую сторону направить свой путь жизни. Он, как дед и отец, стал кадровым военным.

Дитерихс отличился во время Японско-русской войны. Лаоян, Шахе и Мукден… Именно там сражался Михаил Дитерхс. И в 1905 году он был произведен в подполковники…

В период Великой войны (1914-1918) Михаил Константинович показал себя как талантливый военачальник. В 1916 году генерал Дитерихс, командуя Второй Особой русской бригадой на Салоникском фронте, отказался подчинить ее командующему Сербской армией, мотивируя это тем, что в этом видит умаление чести Российской Империи перед малой страной. Русский генерал даже на Балканах защищал интересы только России и заботился о своих солдатах и офицерах. И, как показали дальнейшие события, он оказался прав.

В августе – начале сентября 1916 года положение союзников по Антанте оказалось далеко не блестящим. Болгары успешно опрокинули сербов и заставили тех отступать. Французы не смогли помочь сербам. И только вмешательство Дитерихса (всего лишь с одним полком при слабой поддержке французов) позволило не дать болгарам развить успех.

В ноябре 1916 года под руководством генерала Дитерихса была совершена успешная Монастирская операция (в Северной Македонии), которая позволила Сербской армии вступить на территорию коренной Сербии, покинутую ею в декабре 1915 г.

Революцию монархист категорически Дитерихс не принял. После узурпации власти в стране большевиками он становится их открытым врагом. Михаил Константинович принял предложение руководства Чехословацкого корпуса в России и возглавил его штаб. Дитерихс искренне надеялся, что возможности этого соединения удастся использовать для восстановления Империи. Русский генерал прошел с чехами до Владивостока. И у него уже не имелось иллюзий на счет «злых чехов». Помогать русским ни они, ни Антанта не собирались.

Злодейское убийство Царской семьи потрясло Дитерихса. Он по поручению адмирала Колчака возглавил комиссию по расследованию этого преступления. Следствие вел Николай Алексеевич Соколов. Английский журналист Роберт Вильтон так же привлекался к следственным действиям. Именно, благодаря Вильтону удалось вывезти из России, часть материалов, собранных комиссией. Англичанин сумел выпустить честную документальную книгу «Последние дни Романовых» (1920), основанную на фактах. Но этот поступок стоил Роберту Вильтону работы в газете «Таймс». Правда о черном деле революционеров явно мешала западным «союзникам» налаживать контакты с Советами и высасывать ресурсы из разодранной Гражданской войной России.

Дитерихс, Соколов и Вильтон однозначно пришли к выводу о ритуальном убийстве Государя, его семьи и окружения. Шельмование результатов следствия, а также самих Дитерихса и Соколова началось уже в России. Ряд членов Омского правительства приложил к этому немало сил. Кстати, далеко не все материалы следствия удалось разобрать до конца, примерно 1/ 3 их была утрачена (как в России, так и за границей) при весьма подозрительных обстоятельствах.

В 1919 году Михаил Константинович Дитерихс провел последнюю удачную атакующую операцию Русской армии против большевиков, получившую название «Тобольский прорыв». Она отлично раскрыла полководческое мастерство русского генерала. Красных удалось заставить отступать в беспорядке на протяжении 150 км. Белые вышли на рубеж реки Тобол, разбив в пух и прах две армии РККА. Но из-за серьезных потерь, скрытого саботажа и нехватки оружия наступление было приостановлено.

Несмотря на свои успехи, генерал Дитерихс у политической верхушки в Сибири признания не получил. Радетели Учредительного собрания (даже оказавшись в эмиграции) насмешливо называли Михаила Константиновича «Жанной д’Арк в рейтузах» и «упертым черносотенцем» за его верность Русской монархии и Православию.

В конце 1919 года, поняв, что дело Белой армии проиграно, Дитерихс уезжает в Китай. Но он не мог забыть своей Отчизны.

В 1922 году по инициативе генерала М. К. Дитерихса во Владивостоке был созван последний Собор в русской истории – Приамурский Земский Собор. К этому времени свободной от советского ига оставалась небольшая территория на Дальнем Востоке.

В состав Собора вошли представители всех сословий и всех партий, кроме коммунистов и революционных партий. От Церкви на Соборе выступали все дальневосточные епископы. Старообрядцы тоже присоединились к Собору. Приамурский Земский Собор поставил Дитерихса Правителем Приамурского Земского края и Воеводой Земской рати.

Генерал Дитерихс понимал, что осколок Империи обречен. Тем не менее, он, если угодно, решил заложить фундамент для будущего воскрешения России. Земский Собор принял решение о восстановлении законодательства Российской Империи и о том, что власть в стране должна принадлежать исключительно представителям Дома Романовых. На Соборе низшей единицей самоуправления территорией объявлялся церковный приход. Эта идея принадлежала князю Александру Григорьевичу Щербатову (1850-1912), но получила востребованность только в дни самой страшной Смуты в России. Слова Щербатова оказались актуальны как никогда в 1922 году: «Обновление России и пробуждение Русского Народаосуществимы при условии оживления Православного прихода, не только Церковного – в Церкви, но и общежитейского – вокруг Церкви». Генерал Дитерихс, понимавший борьбу с большевизмом, как крестовый поход против богоборческой революции, вполне разделял идеологию Щербатова.

Михаил Константинович Дитерихс не получил реальной помощи от промышленников и военных Приамурья. Они сочли Белое дело безнадежным и старались уехать в Китай или Японию. Дитерихс разбил красных под Хабаровском. Однако, это не остановило общее наступление советов на Приамурье. Русские воины и беженцы покинули последний оплот Империи – Владивосток. Дитерихс умело руководил эвакуацией, использовав помощь Японии, Великобритании и Красного Креста. Надо отметить, что Русский Исход из Владивостока был организован, не менее продумано и эффективно, чем Русский Исход из Крыма.

В последнем своем указе Дитерихс отметил: «Я верю, что Россия вернется к России Христа, России – Помазанника Божия, но что мы были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца».

Находясь в эмиграции и проживая в Шанхае Дитерихс, вынужденно работал кассиром в банке. Известно, что в 1920 году, при первой своей эмиграции в Китай, Михаил Константинович трудился в обувной мастерской.

В этом открывается еще одна правда о русском дворянстве и революционерах.

Дитерихс – «белая кость» не чурался никакой работы, как и другие русские аристократы. И у них не обнаружилось денег на праздную жизнь. Не скопили, не вывезли, не ограбили свой народ. Господа-товарищи же, вроде Владимира Ульянова, Льва Троцкого и др. «рэволюционеры» находясь в многолетней эмиграции, легко катались по другим странам, засиживались в библиотеках, пили дорогое пиво и вино, снимали весьма благоустроенные и просторные квартиры на деньги, полученные в результате грабежей, шантажа и убийств, а так же от недоброжелателей России всех мастей.

В Китае Михаил Константинович возглавил Дальневосточное отделение Русского Обще-Воинского Союза (РОВС). Он не отказался от желания освободить Родину от большевизма.

В 1937 году Дитерихса не стало. Имперский крестоносец ушел в лучший мир, ко Господу Иисусу Христу. А настоящий русский человек откроет его книгу «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале». Помолится за упокой Государя и Царской семьи и запечатлит в своем сердце слова: «Россия может быть только Россией Христа, Россией «всея земли». За эту-то Россию и боролись Державные вожди Романовской династии. Боролись, как умели, как Бог давал разума, и если грешили в умении, то в духе и идее были велики и святы».

 

Поделиться ссылкой: