Автор: Александр Гончаров

 

Поэт, прозаик, литературный критик и эмигрант «первой волны» Георгий Викторович Адамович (1892-1972) в России известен больше своего брата генерал-лейтенанта Бориса Адамовича, участника Белого движения и выдающегося организатора кадетского обучения русских мальчишек за пределами Родины.

Стихи Георгия Адамовича приходили в нашу страну задолго до падения советской власти, хотя и не публиковались в официальных книжных издательствах, но любители поэзии и литературоведы их знали.

2022 год вмещает я себя сразу две «круглые» даты: 19 апреля – 130 лет со дня рождения Адамовича и 21 февраля – 50 лет со дня кончины. На весах всемирной истории, что первый отсчет лет, что второй – только пылинки, но для конкретного человека они превращаются в неподъемные года-короба, легко способные переломить спину.

Жизнь Георгия Викторовича пришлась на эпоху величайших потрясений. По его судьбе огнем прошлись: разрушительнейшая смута (1904-1917), гражданская война (1917-1922), Великая война или Вторая Отечественная (1914-1918), Вторая мировая война (1939-1945), Холодная война (начавшаяся в 1946 году и продолжающаяся до сих пор). Это очень много и для любой нации и, конечно, для отдельного её представителя.

В поэзии и прозаическом творчестве Адамовича напрямую отразилась неустойчивость миропорядка, постоянное замирание сердца в ожидании катастрофы и глубочайшее желание покоя.

Критики часто называли Г. В. Адамовича наследником Николая Степановича Гумилева, а его стиль сравнивали со стилем Анны Ахматовой. Сам он вроде и не отказывался от таких сопоставлений, но все же признавался, что подлинным своим учителем почитал Александра Блока. И это очень честный подход. Разбираясь с творчеством Адамовича серьезно, отлично понимаешь, что он – не «гумилевец», он – «блоковец». Вся его личная поэтическая мифология укоренена в Блоке. Гумилев был увлечением молодости, а вот смыслы и интонации Блока с Адамовичем сохранились навсегда.

Не совсем понятно по какой причине поэзию Адамовича относят к христианской. В произведениях упоминания Христа (а не просто Иисуса) можно пересчитать по пальцам. А еще утверждается, что поэт понимал грех и покаяние по-христиански, но, позвольте, это уже явный перебор. Скорее, у Адамовича находится хлыстовское уныние и хлыстовская экзальтация при борьбе с грехом. И вот такой данности удивляться не пристало, ибо его кумир – Александр Блок сам интересовался псевдохристианским сектантством и хлыстовством тоже.

Вот, что, например, писал Адамович:

 

Есть на свете тяжелые грешники,

Но не все они будут в аду.

Это было в московской губернии,

В девятьсот двадцать первом году.

Комиссаром был Павел Синельников,

Из рабочих или моряков.

К стенке сотнями ставил. С крестьянами

Был, как зверь, молчалив и суров.

Раз пришла в канцелярию женщина

С изможденным, восточным лицом

И с глазами огромными, темными.

Был давно уже кончен прием.

Комиссар был склонен над бумагами.

«Что вам надо, гражданка?» Но вдруг

Замолчал. И лицо его бледное

Отразило восторг и испуг.

Здесь рассказу конец. Но на севере

Павла видели с месяц назад.

Монастырь там стоит среди озера,

Волны ходят и сосны шумят.

Там, навеки в монашеском звании,

Чуть живой от вериг и поста,

О себе, о России, о Ленине

Он без отдыха молит Христа.

(«Лубок»)

 

У Адамовича, как и у Блока, христианские мотивы есть, а христианства нет. Парадокс, исходящий из неприкаянных душ интеллигентов Серебряного века.

 

Когда Россия, улыбаясь,

Безумный вызов приняла,

И победить мольба глухая

Как буйный ураган прошла,

Когда цветут огнем и кровью

Поля измученной страны,

И жалобы на долю вдовью

Подавленные, не слышны —

Я говорю: мы все больны

Блаженно и неизлечимо,

И ныне, блудные сыны,

В изменах каемся любимой».

И можно жить, и можно петь,

И Бога тщетно звать в пустыне,

Но дивно, дивно умереть

Под небом радостным и синим.

 

Удивительно, но точно также как и Блок Адамович не понимал сути Русской Монархии и даже принимал революцию несмотря на то, что рассмотрел ее «достижения» во всей «красе». Он писал: «Революции совершаются во имя чего-то несомненно хорошего, правильного, нужного и справедливого. Почему вырождаются они во что-то злое и отталкивающее? Каким образом из добра возникает зло? Неужели действительно потому, что во главе доброго дела становятся злые люди?

И если даже это так, чего же эти злые люди в конце концов хотят?

Как во всяком сложном историческом явлении, причины тут, конечно, скрещиваются и сплетаются. Нет единой решающей причины, их множество, и в каждом отдельном случае причины общие, постоянные, скрыты другими, связанными с данной эпохой и ее деятелями. Но кое-что, общее и роковое, выделить можно.

Народные волнения и перевороты сколько-нибудь длительные и глубокие движутся и одушевляются двумя идеями: идеей свободы и идеей справедливости, или – иначе – равенства. Но понятия эти вовсе не дополняют одно другое, как мы часто по инерции считаем, а друг друга исключают. Никакой гармонии между ними достичь нельзя до тех пор, по крайней мере, пока человек останется таким, каков он сейчас, и оттого-то третий член великого революционного символа веры – «братство» – в наше время стыдливо опускается и заменяется другим, менее лицемерным: не «брат», а «товарищ» или всего только «гражданин». Если бы достижимо было братство, все было бы сглажено, все противоречия сами собой разрешились бы и свобода с равенством, чисто по-карамзински, в слезах обнялись бы и установили бы между собой вечный мир».

Большевистский переворот Адамович разобрал как переход от революционной «свободы» в Феврале к «равенству». И требование равенства как раз и привело к террору и полицейскому государству. Как все просто он объяснил? Нет и тени сомнения, что революция не отвечает ходу истории, что она насаждена извне и подхвачена теми кругами в России, что державу не знали и не любили.

Свой отъезд из Страны Советов Георгий Адамович мотивировал так: «Оттого мы уехали из России, что нужно нам было остаться русскими в своем обличии, по прямой наследственной линии нам переданном, в своей внутренней тональности, и, право, политика тут ни при чем или, во всяком случае, при чем-то второстепенном. Да, бесспорно, революция дала нашей судьбе определенные бытовые формы, и, разумеется, отъезд фактический, а не аллегорический, был вызван именно революцией, именно крушением привычного для нас мира… Разумеется, возможность писать по-своему, думать и жить, как хочешь, пусть и без пайков, без разъездов по заграничным конгрессам и без дач в Переделкине, имела значение первичное. Кто же это отрицает, кто может об этом забыть?

Но не все этим исчерпывается, а если бы исчерпывалось, то действительно осталось бы нам только «плакать на реках вавилонских». Однако слез нет и плакать не о чем».

В этом и весь Адамович. В отличие от тех, кто сражался в рядах Белой армии и умирал за Россию, и покинувших ее далеко не по своей воле, он эмигрировал ради самого себя в 1923 году. И, к огромному сожалению, в Париже он стал более европейцем, чем русским. И делу возрождения исторической Российской Империи, Самодержавия и Православие его наследие, увы, никак помочь не может.

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: