«Нигде в России не бывает такого шумного разгула, как на масленой неделе в Петербурге.»

 

Автор: Елизавета Преображенская

Масленица была одним из любимых народных праздников в России наряду с Рождеством, Пасхой и Троицей. Обыкновенно её празднование выпадает на конец зимы-начало весны, до революции оно проходило в пышных балах, хлебосольных застольях и различных уличных увеселениях – катаниях на тройках, с ледяных гор, танцах на городских катках под звуки духового оркестра и т.д. Своего апогея масленица достигала в прощеное воскресенье, которое так же в среде русской аристократии именовали folle journée (от французского – безумный день) – или день самой веселой праздничной суматохи, завершавшийся ровно в полночь. К этому времени расходились праздничные толпы на городских улицах, разъезжались гости балов и торжественных обедов. Наступал Великий пост – время которого посвящалось молитве, покаянию, очищению души: «Я говею и оплакиваю свои грехи, это значит, что до понедельника я не принадлежу здешнему миру» — писала внучка Кутузова и супруга австрийского посланника Долли Фикельмон в своем дневнике.

Что же касается самой Масленицы, то она была равно любима в Императорской семье, свете и в народе. При дворе и в свете конечно давали балы: по несколько в день и следовательно — по несколько десятков балов за масленую неделю проходило в Петербурге: «В два часа, после обеда, за которым подавались блины с икрой, начинались танцы и продолжались до двух часов ночи. Чтобы внести разнообразие, танцевали, кроме вальса и контрданса, танец, называвшийся «снежной бурей», очень несложный. Его ввел Петр Великий для своих ассамблей, которые он навязал боярам, державшим до тех нор своих жен и дочерей в теремах. Когда темнело, зажигались свечи в люстрах. Это было в то время, когда танцы, и особенно мазурка, достигали своего апогея. Никогда на этих празднествах не присутствовало больше ста человек, и они считались самыми интимными и элегантными праздниками. Только лучшие танцоры и танцорки, цвет молодежи, принимали в них участие. В пять часов бывал парадный обед, после которого появлялись еще некоторые приглашенные. Мама тогда немного отдыхала, меняла туалет и появлялась, чтобы поздороваться с вновь прибывшими. После этого общество следовало из Белого зала в длинную галерею, и празднество продолжалось с новым воодушевлением. Мама любила танцевать и была прелестна. Легкая как перышко, гибкая как лебедь — такой еще я вижу ее перед собой в белоснежном платье, с веером из страусовых перьев в руках. Папа танцевал, в виде исключения, только в кадрили. Его дамами были мадам Крюднер, княгиня Юсупова и Лиза Бутурлина, последняя очень красивая, любезная и естественная. В воскресенье перед постом на Масленице, ровно в двенадцать часов ночи, трубач трубил отбой, и по желанию Папа танцы прекращались, даже если это было среди фигуры котильона» — писала дочь Императора Николая I, Великая княжна Ольга Николаевна.

«…Так как теперь Масленица, то у нас очень весело. Последним празднеством был бал у тети Елены; это был собственно костюмированный бал. Протанцевали много кадрилей и, между прочим, одну античную, греческую, затем танцевали рококо-кадриль, затем испанскую. Последней была прелестная кадриль в кавказских костюмах….» -делилась впечатлениями в письме к брату Цесаревна Мария Александровна.

Поскольку зимы в XIX – начале XX веков были не такими чахлыми как нынче, на масленицу зачастую еще стояли морозы, а это значит, что общество развлекалось захватывающими душу спусками с ледяных гор и катаниями на коньках под звуки оркестра в Юсуповском и Таврическом садах. Катание на коньках стало в России одной из любимых забав еще в середине XIX века и, как видим, до сих пор остается таковой. «Пофигурять» на льду приезжали члены Императорской фамилии и особенно любили такие танцы на льду Великая княгиня Александра Иосифовна и Императрица Мария Федоровна.

Катания со знаменитых русских ледяных гор подробно описал В.Ф. Джунковский: «Обыкновенно скатывающийся садился на санки впереди, имея ноги с коньками на льду и управляя ими. Дама становилась на колени сзади на подушку саней плотно к кавалеру и руками держалась за его плечи… Я тоже очень любил скатываться с горы с дамой, стоя на коньках, держась за руки. Это было очень приятное чувство, сознавать всю ответственность за даму и, крепко держа ее за руки, движением руки регулировать скорость. Не все дамы и барышни решались на такой спуск, который, конечно, был довольно рискован, надо было очень твердо стоять на ногах».

Была и еще одна ныне забытая масленичная забава, характерная только для столичного Петербурга – катания на вейках. Вейками (по-фински – друг) называли финнов-извозчиков, с разукрашенными ленточками и бубенцами лошадьми, запряженными для катания на масленице. Большая часть населения столицы, особенно простолюдины, катались на вейках с детишками, преимущественно днем, а вечером катались мужья с женами и рабочая молодежь.

Практически все горожане посещали на масленице балаганы, устанавливавшиеся на Адмиралтейской площади. Там публике показывали веселые спектакли, цирковые и кукольные представления. Один из таких масленичных балаганов запечатлел художник Константин Маковский на картине «Народное гуляние». «Тут весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков…» — писал об этой картине критик В.В. Стасов.

И конечно, как на Императорском столе, так и на крестьянском всю масленичную неделю царили блины. «Блины в масленицу ели с утра до вечера, ели со всякими припеками, со снетками, разными подливками, сметаной, икрой, маслом… И удивительно, что они не надоедали! Были любители, которые истребляли их десятками!» — вспоминал И. Андреев.

Блинами не только угощали гостей дома, они были самой распространенной уличной едой в Российской Империи. Их пекли прямо на глазах у покупателей или приносили из близлежащих трактиров. Ну а любимым масленичным, да и вообще зимним напитком России был сбитень, готовившийся из меда и пряностей. Кстати, еще одна совершенно забытая профессия сбитеньщика была очень популярна на рубеже веков. Так вместо вездесущих шавермы и латте русский человек всегда мог полакомиться на петербургской улице блинами со сбитнем. Помимо этого праздничная толпа вмиг раскупала орехи, сухофрукты, пряники, моченую и засахаренную клюкву, продававшиеся неподалеку от балаганов.

Искрящаяся весельем и радостью неделя пролетала незаметно. Многие отправлялись в храм к вечерне подготавливаться к посту:«Вечером шли к прощеной вечерне, просили друг у друга прощения и, в последний раз, ужинали скоромными блинами, закусками.В 12 часов ночи уже нельзя было есть ничего скоромного, и так, до Пасхи» — писал И. Андреев.

Несколько дореволюционных масленичных рецептов к грядущему празднику:

Царские блины по рецепту Елены Молоховец

Взять ½ фунта сливочного масла, растопить его, процедить сквозь частую салфетку в каменную чашку, положить туда же, когда масло немного остынет, 6 желтков, мешать хорошенько лопаточкой в одну сторону, потом, положить туда же 1 чайную чашку сахара, мешать на льду, пока не начнет пениться. Между тем приготовить следующий бешамель: ¼ Фунта муки, т. е. ¾ стакана, развести 1½ стаканами сливок, прокипятить, мешая постоянно, чтобы бешамель был такой густоты, как тесто для блинов, сняв с огня, мешать бешамель на льду, пока не остынет; тогда влить его в приготовленное масло с желтками и сахаром, опять вертеть в ту же сторону, прибавив ½ ложки померанцевой воды; положить ½ стакана густых, взбитых в пену сливок, опять размешать и когда уже будет накрыто на стол, печь, на небольшом огне, на сковородках средней величины и блины не снимать со сковороды ножом, а опрокидывать их со сковороды осторожно на блюдо, пересыпая каждый ряд блинов сахаром и сбрызгивая немного лимонным соком. Сложенные, таким образом, друг на друга блины, обровнять и украсить сверху вареньем или желе.

 

Превкусные манные блины по рецепту Елены Молоховец

Вскипятить 1 стакан молока, всыпать ⅔ стакана манны, положить ½ ложки масла, сварить кашу, как обыкновенно, остудить. Незадолго перед обедом всыпать ¾ стакана муки, разбавляя 2 стаканами молока и ¼ стаканом воды, вбить 1-2 желтка, всыпать соли; размешать до гладкости, жарить на маленьких сковородках. Подать к ним сахар.

Чисто гречневые блины по рецепту Елены Молоховец

За пять или за шесть часов растворить тесто из четырех стаканов гречневой муки, трех стаканов теплого молока или воды, 1 столовой ложки растопленного масла, двух желтков, от 3 до 6 золотников сухих дрожжей, размешать и выбить веселочкою, как можно лучше. Когда поднимется, выбить снова, всыпать полную ложечку соли и ложечку сахара, обварить 1 ½ — 2 стаканами горячего молока или воды, как сказано выше, выбить, можно положить 2 взбитые белка, размешать, дать подняться, и когда поднимется, то, но мешая уже более теста, чтобы не опало, перенести его осторожно на назначенное место, брать ложкою и печь.

 

Блины для Льва по рецепту Софьи Андреевны Толстой

Взяв фунт с четвертью крупитчатой муки и три четверти фунта гречневой, размешать в полутора стаканах теплой воды четыре золотника дрожжей, вылить на треть приготовленной мучной смеси. Поместив опару под полотенцем на сотейник с горячей водой, дают тесту подняться, через полтора часа досыпают остальную муку, взбивают тесто лопаточкой, дают еще раз подняться, часа через три разводят его четырьмя стаканами теплого молока в соединении с тремя цельными яйцами, столовой ложкой соли и чайной ложкой сахару, а еще полчаса спустя начинают печь блины.

Сбитень суздальский

Ингредиенты: мед — 150 г, сахар — 150 г, пряности — по 15 г гвоздики, корицы, имбиря, кардамона, лаврового листа, вода — 1л.

Мед смешать с водой и кипятить в течение 20 минут Добавить пряности и кипятить еще 5 минут. Затем напиток процедить через марлю и подкрасить жженым сахаром.

 

Сбитень мятный

Ингредиенты: мед — 3 ст. ложки, вода— 2 стакана, сухая мята — 1/2 ч. ложки, сухие листья малины или смородины — 1/2 ч. ложки. сухие листья мяты, малины или смородины залить крутым кипятком, настаивать 25—30 минут. Отвар процедить, добавить в него мед. Напиток перемешать и подать к столу. При желании можно добавить лимон.

 

Сбитень с душицей

Ингредиенты: мед — 200 г, душица сухая — по желанию.

Разводят мед в горячей воде, кипятят, снимая пену. Затем опускают в него сухую душицу, завернутую в мешочек, и настаивают 2—3 часа.

 

Поделиться ссылкой: