Автор: Александр Гончаров

 

Часто русские люди не понимают, в какой цивилизации протекает их бытие. Со всех сторон слышится, что мы принадлежим то к европейской цивилизации, то евразийской, то к некоей славянской.

Безусловно, в России наблюдаются отдельные черты, присущие всем трем вышеуказанным. Однако черты — это не глубинная суть, это не физиономия (по Константину Леонтьеву) нашей цивилизации. Мы и Гегеля с Данте понимаем по-своему, от славянства нам досталась, пожалуй, только общая святыня —  церковнославянский язык да и все, а уж с буддизмом православное христианство не имеет ничего общего. Европоцентризм, панславизм, евразийство в России — это скорее игры утомленного интеллигентского разума, и не более того.

Сердце, душу России понял бывший глава Еврокомиссии, видный представитель глобалистских кругов Запада Жозе Мануэл Дурау Баррозу: «Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией».

Слова о притворстве, пожалуй, оставим на совести Баррозу. Здесь дело не в притворстве, а в привычном русском самоумалении или даже в духовном аскетизме, когда лучше раскаяться во грехах несовершенных, чем вознестись выше неба на огненных крыльях гордыни. Недаром Иван Солоневич писал: «Весь смысл бытия русского народа, весь «Свете тихий» Православия погибли бы, если бы мы хотя бы один раз, единственный раз в нашей истории, стали бы на путь Германии и сказали бы себе и миру: мы есть высшая раса, несите к ногам нашим всю колбасу и все пиво мира…»

Она изначально строилась не по принципу создания комфорта, а потому что так Бог дал. На этом она стояла, стоит и будет стоять.

Пиком развития Русской цивилизации оказался XIX век. Что было бы дальше, мы просто не ведаем. В 1917 году её, как град Китеж, затопили темные воды Советского Союза. Но она не умерла. Из-под водяной толщи, все еще подернутой болотной ряской, слышны колокольные звоны и верится, что когда-нибудь Китеж поднимется и на куполах его святых церквей заблистают солнечные блики.

Любая цивилизация — не нечто аморфное. Её носителями являются конкретные, живые люди. Они же и символизируют ее институты.

Три фигуры символически возвышаются над Россией XIX столетия. Они и обозначают: Император Николай Павлович —  универсальную русскую государственность, преподобный Серафим Саровский — «веру русскую», а Александр Пушкин —  русский гений во всех его размашистых, не всегда однозначных движениях и проявлениях.

Николай I сумел защитить самобытность России, остановив мятеж оголтелых «западников» — «декабристов», мечтавших вылепить из Руси не то Новую Германию, не то Францию. Беспочвенные доктринеры и мечтатели во главе с по-иезуитски безнравственным изувером Пестелем, думали расчленить Россию, истребить династию, «освободить» крестьян «с голой задницей» и ввести демократию, уродливо скрещенную с полицейским режимом. Какие бы еще «оригинальные идеи» пришлиэ бы им в их пораженные самомнением головы, сейчас уже и не узнаешь.

Николай Павлович не желал быть Императором, он и без того был вполне доволен своей участью. Можно сказать, что только «декабристы» и заставили его окончательно принять власть. И далее он властвовал в соответствии со своим представлением о долге и чести. Историки знают, что при Императоре Николае I было сделано больше полезных государству дел, чем за весь XVIII век. Он укрепил Империю, подтолкнул развитие ее промышленности и культуры. Он был милостив к побежденным во внешней политике, защищал друзей (часто намеренно игнорируя их лицемерие), поддерживал законность и порядок внутри страны, придерживаясь принципа христианского милосердия и справедливости.

Николай Павлович был всесословным Царем. Нет, Россия не процвела при нем «аки крин небесный». Но простите, «весь мир во зле лежит» и все закончится не эпохой всеобщего благоденствия, а Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. А хилиазм — это ересь противохристианская. Что может натворить хилиастический подход к реальной жизни показали постреволюционные события в XX веке.

Государь производил изменения точечные, разумные и своевременные. Достаточно посмотреть на то, как решался вопрос с крепостным правом. В конце XVIII в. крепостные крестьяне составляли 55% от общего числа населения, а в 1857 г. — 37%. При этом численность населения в России росла: 1801 г. — ок. 40 млн. человек, 1858 г. — 74 млн. Если сравнить эти цифры, то всякому непредубежденному человеку станет понятным, что сделал Император для русского крестьянства.

Образно говоря, Николай Павлович укреплял тело Русской цивилизации. Но у нее ведь есть еще и дух.

Император никогда не встречался со святым преподобным Серафимом Саровским и есть вероятность, что о нем он мог и вовсе не знать. Однако для цивилизации это не столь и важно.

Обращение «радость моя» весит на цивилизационных весах не меньше, чем указы Его Императорского Величества.

Преподобный Серафим не воевал, не строил крепостей, не выделял денег на образование. Господь ссудил ему высшую долю. Он молился за русский народ, Церковь, Императора. Преподобный отлично понимал, что значит для России самодержавная власть, не опутанная паутиной гуманизма, демократического трепа и лишних согласований, власть, ориентированная на веру и честь, а не на получение быстрого барыша или долговременной прибыли.

Своим примером праведной жизни саровский старец учил жить всех тех русских людей, которые приходили и тянулись к нему. В стойкости Русской армии при обороне Севастополя в Крымскую войну определенно есть и заслуга почитаемого народом старца, учившего верности Богу и Царю. Крест похож на меч в руках святого, меч похож на крест в ладонях православного воина. Это диалектика Православия, которая прибудет вовеки с Русской Цивилизацией.

Александр Сергеевич Пушкин, как и Император Николай Павлович, никогда не пересекался на земном жизненном пути с преподобным Серафимом. По этому поводу философ Н. А. Бердяев даже выказывал неприкрытое разочарование, мол, какие возможности пропали.

Господь не соизволил Пушкину даже и знать о Серафиме Саровском. Все поздние легенды об их беседе – легенды и только.

Дух, душа и тело цивилизации едины на метафизическом уровне. Пушкин шел по жизни дорогой своего духовного поиска, как паломник плутающий на пересеченной местности истории по дороге к чаемой святыне.

Пушкин был одним из главных созидателей русского национального характера. И на этом тернистом пути нельзя было обойтись без проб, ошибок, нелепостей, достижений и великих побед. Он двигался от инфантильной и святотатственной «Гаврилиады» к «Капитанской дочке», от упадочнических стихов юности к «Отцам пустынникам и женам непорочным». Так наша душа изживает пороки в напряженной борьбе истинно духовной жизни.

Слабости Пушкина — это слабости русского общества, сила Пушкина —  сила нашего социума. Отсюда и «Пушкин — наше все»: и в грехе, и в славе, и во зле, и в добре…

Император Николай I, поэт и мыслитель Александр Пушкин, преподобный Серафим — это лики Русской цивилизации, это те маяки, которые дают нам направление в движении через сумрак лежащего во зле мира сего. Они учат бороться и созидать, а не разрушать. Они смотрят на нас из сокровенных глубин наших сердец и под их любящим взором постыдно кланяться маскарадным чучелам кровавого большевистского карнавала плешивому сифилитику Ульянову и лукавому, «чудесному грузину», если, конечно, вы ещё русский человек…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: