Автор: Александр Гончаров
12 мая 1922 года в Петрограде свершилось, давно запланированное, неслыханное кощунство. В этот день был нанесен наглый и хамский удар по Русской Православной Церкви и Русской истории – большевики произвели публичное вскрытие раки с мощами Святого благоверного Великого князя Александра Невского.
Все это гнусное действо производилось по инициативе всесильного повелителя города на Неве Григория Зиновьева. Целей имелось две: расширение и усиление антиправославной пропаганды и изъятие ценностей для продажи за рубеж.
Грабеж Александро-Невской Лавры начался еще в 1918 году. Он сопровождался насилием над мирянами и духовенством. И масштабы его постоянно возрастали с каждым годом укрепления оккупационной власти большевиков-западников.
Кроме того, данная акция вписывалась в общую политику советской власти по планомерному «разоблачению» русских святых.
Историк-геополитик Г. В. Вернадский некогда записал: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».
Здесь приоткрывается завеса тайны – почему большевики решили совершить глумление над мощами святого. По существу, Александр Невский является отцом-основателем Русской цивилизации. Его образ был использован Императором Петром I в качестве символа Российской Империи. Учитывая, что Зиновьев, как и ряд других высокопоставленных коммунистов, «баловался» оккультизмом, то и вскрытие раки святого благоверного Александра Невского, надо рассматривать с окультно-неоязыческих позиций. Поругание мощей князя – это попытка духовного убийства Империи, дабы она более никогда не смогла возродиться.
Вскрытие раки с мощами в Троицком соборе Александро-Невской лавры происходило в присутствии партийных чиновников, представителей прессы и «общественности». Производились и фото, и киносъемка. Была составлена и смонтирована специальная кинохроника, которую запустили по всей РСФСРии. Естественно, сразу же начались насмешки над православным суеверием и мракобесием, а также жульничеством попов, обманывавших столетиями невежественных верующих.
Отзвуки этой незатейливой антирелигиозной кампании дошли и до XXI века. Интернет еще и сегодня переполнен злобствованиями по поводу «лжемощей» Александра Невского. Используя данные медицинской экспертизы, современные атеисты вопиют о том, что мощи поддельные, костей слишком мало и они принадлежат разным людям, а нетленность не зафиксирована.
На самом деле данные рассуждения лживы и не стоят выеденного яйца птички колибри. Расчет делается на всепоглощающую историческую невменяемость обывателя.
Во-первых, в Православии нетленность не является обязательной.
Во-вторых, настоящие христиане чтят и тех святых, мощи которых не сохранились.
В-третьих, по Сети гуляют данные второй медицинской экспертизы. Во время первой экспертизы врачи подтвердили, что останки принадлежат одному человеку и являются древними. Но такой вердикт не мог устроить кощунников. Поэтому была организована следующая экспертиза, по заказу давшая нужные советской власти заключения. Причем два участника предыдущей отказались играть свои роли в новом коммунистическом лицедействе, зная, что результат предрешен заранее.
В-четвертых, мощи святого князя не могли быть цельными, ибо пострадали при пожаре, а частички мощей разошлись по многочисленным храмам не только России, но и других государств…
Рака, являвшаяся не только святыней, но и памятником русского барокко периода правления Императрицы Елизаветы Петровны была передана в Эрмитаж, а мощи святого благоверного князя Александра Невского отправлены (на потеху толпы) в музей истории религии и атеизма, размещенный в отнятом у Церкви Казанском кафедральном соборе.
Однако, серебряную раку, перед отправкой за границу на продажу, планировали переплавить. Не то что религиозная, но и культурно-историческая ценность раки советской власти были не ведомы. И лишь русские музейщики и художники отстояли ее. Причем, защищать памятник искусства мирового значения пришлось не только в 1922 году, а еще и в 1930-м.
Перед надвигающейся Второй мировой советская власть, казалось бы, изменила свое отношение к Александру Невскому. Образ великого полководца и святого оказался востебован для нужд пропаганды. Выяснилось, что деле защиты родины «пролетарский интернационализм» не работает. Как объяснить советскому пролетарию, почему надо стрелять по пролетариям из Германии, Италии, Венгрии и т.д., сражающемся против него в рядах враждебной армии. Идиотизм классового подхода проявил свою иллюзорность во всей красе. И тогда потребовался русский патриотизм, который без имен Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и Михаила Кутузова (эксплуататоров!) нельзя было и представить.
Все же пропаганда – одно, а реальные взгляды партийной элиты – совсем другое. Любопытны воспоминания человека, пережившего блокаду Ленинграда: «Весной 43-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского. Зашел я в Благовещенскую церковь, на могилу А.В. Суворова: на ней, кроме плиты с автоэпитафией, поставлено склоненное красное знамя; такое же было на месте мощей Александра Невского».
Вообще, советский патриотизм лишь мимикрировал под русский. Но обманывать народ, победивший в самой страшной войне в истории человечества, долго было нельзя. Агентура МГБ доносила о таких словах бывших фронтовиков в 1947 году: «Все в армии полагали и были твердо убеждены, что с восстановлением церквей, введением погон, ликвидацией Интернационала у большевиков должны были последовать коренные изменения в государственном строе, и считали, что большевиков больше не будет, но демобилизовались и убедились, что все остается по-старому, а все нововведения – это только политический трюк, и поэтому остались разочарованы».
Прошло время. В 1989 году мощи Святого благоверного Великого князя Александра Невского были возвращены Русской Православной Церкви. А вот раку Эрмитаж отдавать не собирается. В лучшем случае предлагается сделать ее копию и передать Александро-Невской лавре. Все мотивируется высокой художественной ценностью святыни и принадлежностью ее к общенациональному достоянию.
Перед нами типичное торжество советского патриотизма без веры и любви. Оказывается, к тому, что принадлежит Православию, должны иметь равный доступ: и атеисты, и агностики, и сатанисты, и неоязычники, и тысячи иностранных туристов, которым совершенно наплевать на русскую святость. Если раньше перед ракой молились, то теперь перед ней можно шастать в маечках с надписью «Сохраняй воду. Пей пиво!» Кощунство, растянувшееся почти на сто лет, продолжается. А мы желаем жить лучше и в более справедливом обществе, тяготясь в тоже время справедливости Божией.
Поругание святынь никогда не остается безнаказанным. Продолжает оставаться актуальным зоркое наблюдение: когда полнятся музеи и пустеют храмы, то цивилизация деградирует, пренебрегая живым прошлым, упиваясь настоящим и не заглядывая в будущее.
Как же здесь не вспомнить слова русского поэта:
Куда сомнителен мне твой,
Святая Русь, прогресс житейский!
Была крестьянской ты избой –
Теперь ты сделалась лакейской.