Автор: Алексей Селиванов

Узкий исторический горизонт и общее невежество есть главные причины возникновения мифов и искажения исторической правды.

Попытки «слепить» из Иосифа Сталина святого в общем-то понятны. Они сродни «Стокгольмскому синдрому» — жертвы ищут сильную фигуру, пусть и насильника, но того, кому можно покориться и на кого возложить заботу у будущем. Думать не надо, за нас «думает Сталин в Кремле».

Часть общества ищет фигуру, с одной стороны, недавнюю по историческим меркам, которая обильно присутствует в материальной культуре – хронике, фильмах, плакатах, с другой – достаточно удаленную, чтобы легче было идеализировать её по контрасту с любыми другими советскими вождями – от Хрущева до Горбачева с Ельциным. Кто там разберет — было ли на самом деле при Сталине народу лучше жить или нет? Зато было яркое событие – Победа в Великой Отечественной войне. И ее легко персонализировать в Сталине, поскольку так сложилось, что именно он был руководителем СССР в это время.

В этом и состоит причина идеализации Сталина. Огромную роль в ней играет «ошибка выжившего». Своим отношением к «сталинскому времени» с нами не поделятся потомки расстрелянных и замученных священнослужителей и офицеров Царской и Белой армий, замерзшие насмерть в тайге дети ссыльнопереселенцев и раскулаченных, погибшие в сталинской системе концлагерей. Кстати, однозначно плохое отношение к диктатору у представителей народов, переселенных им в дальние степи. Они переселялись компактно, и информацию о погибших передавали выжившие. Один левый псевдоисторик-сталинист не так давно оправдал высылку ингушского народа. Так ингуши заставили его публично извиниться. Неплохо бы и русским заставлять публично извиняться всех, кто оправдывает репрессии против русского народа!

Показательно, что дальше «за Сталина», историческая память сталинистов не распространяется. Дальше только Ленин и «кровавый Царский режим». Который всю сознательную и безсознательную жизнь сталинистов – от детского сада до пенсии — решительно проклинался. Проклинается, кстати, и сегодня – очень легко найти в сети, да и на федеральных каналах неокоммунистических агитаторов и пропагандистов. Поэтому для человека, чей кругозор замусорен советской пропагандой, Сталин является самой яркой фигурой на доступном ему историческом горизонте.

Однако ортодоксальный марксизм канул в лету вместе с Советским союзом и ныне остается уделом маргинальных кружков, нагловатых интернет-гуру, да разных историков «самоделкиных» с агрессивной риторикой. Нынешняя советчина густо замешана не на теории Маркса-Энгельса, а на бабьих баснях о «самом вкусном пломбире» и о счастливом пионерском детстве. Очень так по-советски. Ведь и в СССР они черпали сведения не из официозных «Правды» или «Известий», а из бабьих сплетен. (Даже шутили, что в «Правде» не было известий, а в «Известиях» — правды). Вот и продолжают заниматься этим по устойчивой привычке.

Монументальный ландшафт красного мифотворчества делится на два основных направления: басни «общесоветские» и басни псевдоправославные. Удивляться этому не приходится. Ведь тиражируют эти мифы те же советские люди с тем же плоским, одномерным советским горизонтом. Что первым делает советский человек, когда уверует в Бога? Пытается совместить свое пионерско-комсомольское прошлое с христианством. На выходе неизбежно получается противоестественная химера, через край грубо сшитая из псевдоправославных мифов и народных апокрифов. И, конечно же, ключевой фигурой в них оказывается т. Сталин. Мифотворцам хочется оправдать изувера и тирана, и в ход идут любые байки и самые пошлые карамельные измышления. Некоторые иконы с изображением Джугашвили заказывают, даже не понимая, что это просто кощунство и надругательство на памятью и здравым смыслом.

Сталинистские псевдоправославные мифы очень напоминают современное неоязычество. И то, и другое появилось практически одновременно – в начале 90-х. И то, и другое имеет очень ограниченное число изначальных авторов – двух-трех человек. От которых мифы и растеклись в народе путем изготовления массы брошюрок, до которых народ был так охоч после коммунистического информационного голода. Оттуда и взялись мифы о «Сталине и Матроне», а также о «крестных облетах Москвы», о даже особенно бредовом и нелепом о «Сталине — тайном монахе».

Мифы эти очень неконкретны и глубоко вторичны. Более того, каждый из них достаточно подробно разобран в критических публикациях. Например, миф о «крестном облете Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери» содержит целый ряд нелепиц – упоминаемый в мифе самолет ПС-84 не мог пилотироваться одним человеком (согласно мифу, его вел самостоятельно маршал Голованов). Погода в этот день была совершенно иная, чем указано в мифе (там для красного словца говорится о метели, в сердце которой специально для самолета «молитвами Святых» возник спокойный безоблачный тоннель). Радиостанция не могла работать в дуплексном режиме, чтобы Сталин в Кремле мог заслушиваться песнопениями трех священнослужителей, специально для этого взятых на борт самолета. Сама же Тихвинская икона в это время вообще находилась… у главы псковской православной миссии Митрополита Сергия (Воскресенского) в Риге. Причем передали ему ее гитлеровцы, забрав из Тихвина. В общем просто нагромождение нелепиц. Миф запустил в оборот писатель Николай Блохин. Ему, якобы, семилетнему мальчику на конюшне все, «по секрету» рассказал сам маршал Голованов! Интересно, что мемуары и дневники маршала Голованова опубликованы. Там нет ни одного намека ни на какой облет Москвы с иконой.

Еще более популярный миф – посещение Сталиным Святой Матроны Московской. Якобы Джугашвили приехал к ней за советом, а старица напророчила ему победу и благословила. История эта впервые появилась в книге Зинаиды Ждановой, изданной в 1993 году. Причем ссылается там Жданова на анонимную «женщину, дочь подруги матери Матроны». Ну, известное дело: племянника тещи подруги одного знакомого. Еще одна «подруга» рассказывала Ждановой, что «Сталин расстрелял много, очень много, хороших людей» потому, что «ему Берия подсовывал документы, которые вредили Русскому народу и Государству». Вот так! «Берия подсовывал», оказывается! А Сталин, видимо, утверждал расстрельные списки, не читая. И потому не виноват, стало быть, по кривой логике неосталинистов.

Понятно, что ни церковные исследователи жития Святой Матроны, ни атеистические просоветские историки никаких свидетельств визита к Матроне, а также «крестного облета» не нашли. А ведь сталинский СССР был бюрократическим государством, где фиксировалась выдача топлива, выезды машины из правительственного гаража и, тем более, самолета из ангара.

Учитывая же последовавшую после смерти Сталина хрущевскую борьбу с Церковью и хрущевское же разоблачение культа личности, если бы имел место хоть малейший намек на реальную церковность Джугашвили, его обязательно разоблачили бы еще на ХХ съезде КПСС.

Подобным же образом, неизвестно ни одного исторического документа, подтверждающего якобы организованные советским командованием или даже НКВД (!!) молебны в Ленинграде, Сталинграде и Кенигсберге. Согласно пересказам, опубликованным в сборнике «Россия перед вторым пришествием», Митрополиту Гор Ливанских Илии явилась Богородица в огненном столпе и объявила, что для спасения России «должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Согласно легенде, Илия связался с представителями Русской церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено…

Легенда, конечно, благочестивая. И понятная. Но вот только такие вещи должны подтверждаться документально. Если Митрополит Илия «связался с представителями Русской церкви» и тем более, с «советским правительством»(!), то должна (непременно должна!) сохраниться переписка. А её нет. А значит, народным благочестием хотят воспользоваться. Возникает вопрос – кто и зачем? И хорошо, если это просто по недомыслию.

Но в целом, неосталинисты не особенно и скрывают своей цели. Им позарез надо «втащить» своего усатого кровопийцу в «народные святцы», а еще лучше – официально канонизировать. Тем самым замазать и Россию, и русский патриотизм, и даже Православное Христианство открытым богоборцем Сталиным. Его политикой. Его идеологией. Его репрессиями. Да, ленинские репрессии, расстрелы и бессудные расправы большевиков 20-х годов ничем не лучше сталинского «большого террора». И Ленин, безусловно, является не меньшим вурдалаком, чем Сталин. Но и Сталин совершенно однозначно подписывал расстрельные списки и утверждал «лимиты», согласно которым «по первой категории» расстреливали, «по второй» ссылали на смерть в лагеря сотни тысяч православных людей, священномучеников. По личному приказу Сталина уничтожали храмы. Странно полагать, что храм Христа Спасителя (хорошо видный из окон), варварски взорванный в 1931 году, был уничтожен вопреки одобрению Иосифа Сталина. Сосредоточившего к 1931 году полную власть в своих руках. В самом Кремле при Сталине были уничтожены древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, церковь Святых Константина и Елены.

 

15 мая 1932 года в СССР была объявлена кампания, официальной целью которой провозглашалось полное искоренение религии в стране к 1 мая 1937 года. К 1939 действующих храмов в СССР осталось несколько сотен, а епархии были уничтожены. Почти все епископы сидели в лагерях, а архиепископ Питирим (Крылов) и управляющий делами Московской Патриархии протоиерей А. Лебедев были расстреляны по личному приказу Сталина. Только в период с 1937 по 1941 год были арестованы 175,8 тыс. священников, из них 110,7 тыс. человек расстреляны. Как видим, намного больше, чем было репрессировано представителей «ленинской гвардии».

Говорить о «смене антицерковной политики» сталинского режима позволила только война. Напавшие на СССР гитлеровцы по мере своего продвижения вглубь страны открывали храмы и разрешали богослужения. На оккупированных территориях было открыто около 10 тысяч храмов. В то же время, начальный период войны показал, что коммунистическая интернациональная идеология потерпела полный крах. Кадровая красная армия, созданная большевиками на принципах атеизма, сдалась в плен или разбежалась. Пришлось призывать обычных русских мужиков, крещеных и верующих.

22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего Престола, Митрополит Сергий составил и разослал по приходам воззвание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал к защите Отечества. Раньше Сталина. Вот и пришлось большевикам менять отношении к религии, хотя бы частично. Нет, Сталин не допустил священников к духовному окормлению бойцов. И не изменил политике официального государственного атеизма. Просто Церкви были сделаны некоторые послабления. Вынужденные. Нужно было что-то противопоставить немецкой пропаганде. Сталин встретился с руководством Церкви и выпустил из лагерей большую часть сидевшего там духовенства.

Что же касается распространяемого мифа о том, что Сталин якобы сделал эти послабления не вынужденно, а по личному убеждению, потому что был (или стал!) глубоко верующим человеком…Церковь внесла свой вклад в Победу. Все помнят о танковой колонне, построенной на средства Церкви. Но Сталин сотрудничал с ней ровно до тех пор, пока это было ему полезно.

После войны, в 1948 году Сталин пытался реализовать проект Совещания глав и представителей православных Церквей в Москве, чтобы подчинить Православный мир своему влиянию. Однако итоги разочаровали вождя. И Сталин, которого мифотворцы называют даже «тайным монахом»(!!), вновь запустил маховик репрессий. Период потепления отношения «святого» Сталина и Православной Церкви завершился. Церковь помогла победить опасного внешнего врага – и стала больше не нужна. В 1948-1949 годах были вновь (!) посажены в лагеря 679 священников. Более того, все клирики, у которых кончился срок заключения, подлежали повторному аресту и пожизненной ссылке! Число монастырей сократили с 104 до 85, а с 1948 до смерти Сталина было закрыто 1055 храмов. Ни одного нового храма, духовной семинарии или монастыря при «позднем Сталине» открыто не было.

Говоря о «святом» Джугашвили, нельзя не вспомнить о настоящем великом Святом нашей Церкви – отце Иоанне Крестьянкине. При «позднем» Сталине, в 1950 году Иоанн был арестован, осуждён и отправлен в лагерь. Выжил только чудом. Так что никакой Сталин не святой. И гонения на Церковь не прекратил. Не прекратил и проповедь безбожия. В том числе, в открытых «по образцу кадетских корпусов» Суворовских училищах и школах с раздельным обучением.

Когда Савл превратился в Павла, он в тот же миг перестал быть гонителем христиан и сделался самым ревностным их защитником. В случае же Сталина мы не видим ни покаяния, ни перемены отношения к Церкви и христианству. Невозможно доказать, молился Сталин или нет. Но можно совершенно точно подтвердить, что антиправославная политика государства, которое Сталин возглавлял, продолжалась. Мог ли Савл после превращения в Павла продолжать гнать христиан? Ни в коем случае. А Сталин гнал. Значит, не был ни молитвенником, ни монахом. А был циничным атеистом, использовавшим Церковь только в период, когда власть его над Россией висела на волоске.

Попытки наделить Сталина православной святостью зачеркивают мученичество его жертв. И, что самое опасное, создают негодный прецедент. Мол, можно взрывать храмы и уничтожать святыни, тысячами уничтожать священников и сотнями тысяч верующих. А потом облететь Москву с иконой – и ты уже как бы святой. И можешь снова убивать и мучить истинных святых.

Да, помощь Божия во время войны, очевидно, была. Но она пришла не благодаря Сталину, якобы принявшему монашество. Помощь Божия пришла по молитвам простых людей, сполна испивших чашу страданий. Ведь и победили в войне не «пламенные комсомольцы», воспитанные в атеизм, разрушавшие храмы. А русские мужики, призванные в армию после того, когда «комсомольцев» убили или они сдались в плен. Среди этих мужиков были и раскулаченные, и даже скрывшиеся от репрессий воины Царской армии и бывшие белогвардейцы. Большинство этих людей – и на фронте, и в тылу – молились, просили помощи Божией. Над каждым разрушенным большевиками (и в том числе, по прямому указу Сталина) храмом стоял плачущий Ангел. Помощь Божия пришла людям не потому, что красной армией командовал Сталин. А потому, что каждый из множества русских православных людей с верой обращался за помощью к Богу, как единственному возможному подателю чуда, которой и стала наша Великая, ниспосланная свыше победа.

 

Поделиться ссылкой: