Автор: Павел Кокухин
Малоизвестная страница истории казачества XX-го века
Служи, казак, отдай Отчизне
Весь пыл души своей младой.
Чтоб наша Родина — Россия
Была державною страной.
Автор: Павел Кокухин
Находясь за границей в Маньчжурии, атаман Г.М. Семенов по-отечески, как мог, помогал нам, забайкальцам, обустроить жизнь на чужбине. В этот трудный момент казакам помогал опыт жизни в России под властью самодержавия.
История поселения казаков-забайкальцев Трехречья такова. По Нерченскому договору от 27 августа 1689 г. левые притоки Аргуни отошли к России, правые притоки — к Китаю. Таким образом, правобережье Аргуни юридически было китайским, маньчжурским, но этнически, с древних времен и до середины XX в чисто русским. Только в конце 60-х гг. последние русские поселенцы покинули этот край и выехали, в основном, в Россию. Край, очерченный тремя реками: Ганом, Дербулом и Хаулом с их притоками, именуемый Трехречьем, обратил на себя внимание русских поселенцев на Аргуни своей благодатной природой, плодородной землёй и красотой. Объяснение тому дает почвенная карта Маньчжурии. Бассейн этих рек выделяется пятном черноземов на фоне песков и суглинков Северной Барги. С давних времен казаки-забайкальцы косили сено, пасли скот и зимовали со скотом по договору с местными властями за символическую плату на правом берегу Аргуни, в основном в бассейне этих трех рек. Установить точную дату поселения русских в Трехречье невозможно из-за отсутствия достоверных документальных источников. По всей вероятности, первые зимовья и заимки там появились с основанием казачьих караулов по Аргуни в конце ХѴII — начале ХVIII века. По воспоминаниям моего родного дяди Ф. Ф. Кокухина (1894-1978), он в 1904 г. зимовал на заимке, ухаживая за скотом, в том месте, на котором в 20-х гг. XX в. была выстроена станица Драгоценка, и где я родился в 1939 г.
Огромный приток населения был отмечен в Трехречье с началом Гражданской войны в Забайкалье. Именно тогда население района увеличилось в десятки раз. Начало коллективизации и большевистский террор 20-30-х гг. повлекли за собой массовый исход русских в Трехречье из советского Забайкалья. Здесь на чужбине, на пустом месте, казаки и стали обживаться. Им помогла историческая память своих предков, которые в ХѴII—ХVIII вв. осваивали Забайкалье. Трудолюбие, природная смекалка и доскональное владение опытом выполнения сельскохозяйственных работ, строительства, мелкого ремесленного производства, помноженные на взаимопомощь и поддержку позволили им за 15-20 лет отстроить 19 поселков. Все поселки были объединены в Трехреченскую станицу с центром в станице Драгоценка.
Все население занималось сельским хозяйством: пахало, сеяло с применением тягловой силы лошадей и быков. Разводили крупнорогатый скот, овец, коз, свиней и домашнюю птицу. Каждый хозяин имел огород, где выращивал овощи и картофель. Все трудились от зари до зари, отдыхали только в православные праздники. Православная вера казаков-забайкальцев в Трехречье была главным духовным стержнем жизни на чужбине. Кроме того, вера отцов напрямую связывала нас с самодержавием и с Отечеством.
Население жило достаточно зажиточно. Природные и климатические условия были благоприятные, что позволило прибыльно заниматься сельскохозяйственным производством. Бедняком считался тот, у кого в хозяйстве было менее 10 голов скота, и он тогда освобождался от поселковых налогов. В каждом поселке имелись православный храм, а также начальная школа, где учились до 4 или 7 классов. Средняя школа была одна на весь район в станице Драгоценка. Но какая! Здание школы, общей длины по периметру 100 м, построенное из кирпича в форме буквы «П», включало спортивный зал и зал для общешкольных мероприятий. Дети учились в школе в одну смену с перерывом на обед. Программа обучения была старая (самодержавной России) вплоть до 1948 г.
Исторически и хронологически этот Трехреченский островок самодержавной России почти нетронутым просуществовал до 1954 г. Население района насчитывало примерно 25 000 человек. Жизнь казаков ярко отобразила наша землячка Марина Чайкина в стихотворении «Трехречье»:
Там обычаи русские свято хранили
В деревнях, вдоль прозрачных нетронутых рек.
И молился о благе великой России
В деревянных церквушках простой человек.
В августе 1945 г. советские войска освободили нас от японской оккупации, которая длилась 13 лет. Все русское население получило советское гражданство с видом на жительство за границей. В те годы советские офицеры СМЕРШа, проверяя взрослое население на предмет антисоветской деятельности в любой форме с 1917 по 1945 г., открыто возмущались таким фактом, как хранение портретов Императора Николая II в своих домах. Даже в изгнании русские люди и особенно казаки трепетно и с любовью относились к памяти Императора Николая II, самодержцу и помазаннику Божьему с благоговением сохраняя его портреты и фотографии. Портрет царя являлся одним из зримых символов Русской Империи и Православной Веры.
У нас в станице Драгоценка проживала уважаемая семья Остроумовых. Николай Степанович, глава семейства, — был офицером Императорской армии, а его жена Дарья Ивановна — главным врачом станичной больницы. У них в доме на видном месте висел большой, в полный рост, портрет Государя Николая II. На указания офицеров СМЕРШа снять портрет Николай Степанович с офицерской прямотой заявил: «Я присягал Императору Николаю II и присяге не изменяю. Убрать портрет моего Государя не позволяет мне честь русского офицера». К счастью, или по какому-то недоразумению его оставили в покое. Такие случаи хранения портретов и фотографий Императора в домах трехреченцев не были единичными.
Однако, работа СМЕРШа в Трехречье с августа по октябрь 1945 г. не прошла впустую: так называемые «враги советской власти» были выявлены. Каждый четвертый взрослый мужчина был арестован и вывезен в Союз, прямо в ГУЛАГ, в рабство на стандартный срок 10-15 лет.
Вскоре наступило такое время, когда мы, русские поселенцы, стали неугодны для китайских властей. И в это трудное время 1954—1956 гг. почти приблизительно 98% забайкальских казаков-трехреченцев вернулось в Россию, добровольно выбрали для проживания свою историческую Родину.
Так канула в лету история Трехречья, последнего очага российского самодержавия.
Верная классовым принципам, советская власть считала переселенцев белоэмигрантами и потому вниманием и недоверием присматривала за нами вплоть до своего развала в 1991 г. Вдумаемся в происшедшее; где сегодня СССР? — на обочине истории. Что с главным губителем России? — уже почти 90 лет труп лежит в саркофаге, не преданный земле и проклинаемый миллионами русских. А Император Николай II и его семья по чести прославлены Русской православной церковью.
Мы, трехреченцы, живем в свободной и возрождающейся России.
В заключение хочется привести прозорливые и мудрые слова знаменитого русского философа, правоведа и богослова И. А. Ильина (1882-1954): «История — мудрая учительница. Задача, прежде всего, молодого поколения нашей страны прилежно усваивать материалы мудрой учительницы». В 30-х гг. XX столетия он предсказал, что Россия может возродиться только с помощью православия, и его предсказания с Божьей помощью осуществляются.
Также хочется вспомнить великие слова о России того же И. А. Ильина из его работы «Верить в Россию»: «Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее великие русские люди, ее гении, ее строители. Только на этой вере мы можем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Без веры в Россию нам не возродить ее».