Автор: Елена Мачульская

 

25 марта 1820 года завершился почти полувековой фавор иезуитов у монарших особ России.

Иезуиты, Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), — мужской духовный орден Римско-католической церкви, который был основан в 1534 году Игнатием Лойолой. Орден иезуитов отличали жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе Римскому.

Одновременно иезуитам дозволялось вести светский образ жизни, сохраняя втайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, стремительно распространившей свою деятельность на многочисленные страны.

Иезуиты сыграли значительную роль в Контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Они повсеместно использовали казуистику, а также различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе. Из-за такой гибкой морали слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека.

В России до XVIII века иезуитов не было. Разве что на протяжении нескольких месяцев 1689 года в Москве в качестве дипломатического представителя польского короля Яна Собеского находился французский дворянин-иезуит Фуа де ла Невилль, написавший «Любопытное и новое известие о Московии». В том же году иезуиты входили в состав китайской делегации при заключении Нерчинского договора, который впервые определил и границы между Россией и Китаем.

Однако после раздела Польши все изменилось — 200 иезуитов оказались в России.

Императрица Екатерина и ее сын Павел благоволили иезуитам, поскольку рассчитывали с их помощью встроить обширное католическое население Польши в русское общество. Иезуиты заверяли, что сделают поляков самыми верными слугами престола. Кроме того, иезуиты славились как противники разного рода революций. Поэтому ордену позволили вести деятельность в западных губерниях Российской Империи, но с условием не обращать в католичество людей другой веры.

Австриец Габриэль Грубер, прибывший в Полоцк в 1784 году и сначала преподававший архитектуру и физику в местном иезуитском коллегиуме, даже получил право входа к Павлу I без доклада. Павел I поддерживал иезуитский орден, рассматривая его как средство борьбы с влиянием Французской революции. Ведь революционное движение, грозившее перевернуть весь сложившийся уклад жизни, заставило защитников абсолютной монархии искать друзей, на которых бы можно было опереться. Роль иезуитов в это время граф Иосиф де Местр определил следующими словами: «Иезуиты — это сторожевые псы верховной власти; вы не хотите дать им воли грызть воров, тем хуже для вас; по крайней мере, не мешайте им лаять на них и будить вас».

В октябре 1800 года Император издал указ, по которому иезуиты получали право руководить системой образования в Литве. Им была передана Церковь святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге.

Как отмечал крупный дореволюционный историк, дядя Николая II великий князь Николай Михайлович, в XVIII веке под влиянием либеральных идей папа Климент закрыл иезуитский орден, но они под разными предлогами и наименованиями не только остались, но и все больше стали просачиваться через Польшу в Россию. Много иезуитов прикрывалось именем мальтийского ордена, которому покровительствовал Павел I.

Грубер добился легализации иезуитов на территории Российской Империи, призвав Императора стать «восстановителем и ангелом-хранителем Общества Иисуса». Причем влияние иезуитов на Павла I было так велико, что он сам просил Папу Римского о восстановлении ордена в России. Соответствующая булла была получена уже после его убийства. А после смерти Франциска Каре в 1802 году Грубера избрали генералом. При нем католические идеи получили широкое распространение среди русской интеллигенции.

Сменивший Павла император Александр также рассчитывал использовать иезуитов в своих целях. Однако привилегии ордена были уменьшены. Тем не менее, в 1803—1805 годах стараниями Грубера иезуитские миссии появились в Саратове, Одессе и Астрахани. Впоследствии в ряды Общества Иисуса вступили князь Иван Гагарин, публицисты Иван Мартынов и Евгений Балабин. Сам генерал Грубер погиб 7 апреля 1805 года во время пожара в своей резиденции в Санкт-Петербурге. Преемником Грубера в качестве генерала ордена стал этнический поляк Фаддей Бжозовский.

Лица, стоявшие близко к Александру I, были или прямыми защитниками и покровителями иезуитов, или косвенно содействовали их видам и делам. Тем не менее уже в начале своего правления Александр I потребовал от иезуитов воздерживаться от католической пропаганды.

«Запрещение заниматься католической пропагандой, конечно, не было выполнено иезуитами. Эту пропаганду они вели в высшем обществе, вербуя себе последователей. Пропаганда эта велась, конечно, тайно, ибо иезуиты хорошо понимали грозящую ответственность», — констатировал в своей книге «Иезуиты» Павел Бунин.

Тем временем православное духовенство завалило императорский двор жалобами на резко возросшее число обращений в католичество. Это считается причиной опалы ордена, а затем и его изгнания из России. Но, скорее всего, ключевую роль здесь сыграла война с Наполеоном. Иезуиты давали гарантию, что все их воспитанники станут вернейшими слугами престола, однако с нашествием Наполеона выяснилось, что многие воспитанники иезуитских учебных заведений в западных регионах России перешли в армию врага. Потому Александр, поначалу терпимый к иезуитам, к середине царствования в ордене разочаровался.

20 декабря (по старому стилю) 1815 года самодержец издал указ, согласно которому все иезуиты во главе с генералом высылались из Санкт-Петербурга, а самому Бжозовскому было запрещено покидать Россию. «Гнездом» ордена стал Полоцк.

А 25 марта (по новому стилю) 1820 года, через месяц с небольшим после кончины Бжозовского в возрасте 70 лет, по докладу министра духовных дел и просвещения князя Александра Голицына император Александр I подписал указ о высылке иезуитов из Российской Империи. Их имущество было конфисковано и перешло в казну, а коллегии и академии упразднены. При этом российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России.

В течение следующего года из страны депортировали 317 иезуитов. Из российских подданных с Обществом Иисуса порвали 23 человека.

Подобное отношение к иезуитам сохранялось и при преемниках Александра I. Так, в статье 219 Устава о паспортах, вышедшего в 1903 году, в период правления Николая II и научной работы великого князя Николая Михайловича, в частности, говорилось: «Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию».

Запрет деятельности иезуитов, чьи слова весьма расходились с делами, действовал в России вплоть до Февральской революции 1917 года.

 

 

 

Поделиться ссылкой: