Автор: Елена Мачульская

 

20 сентября 1862 года в Великом Новгороде напротив собора Святой Софии в присутствии Императора Александра II и членов царской семьи был торжественно открыт грандиозный памятник «Тысячелетие России», отображающий историю государства с IX по XIX век в лицах.

Величественный монумент был установлен в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, начавшейся, согласно летописям, с призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

Ставший победителем конкурса на проект памятника молодой художник Михаил Микешин предложил смелую идею скульптурного коллажа. Вся история страны — на одном пьедестале. Ничего подобного в мире прежде не создавалось. По основной композиции памятник воспроизводит шапку Мономаха —  эмблему самодержавной власти Российской Империи. Монумент представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте.

Венчает монумент фигура олицетворяющей Россию женщины. Она стоит на коленях перед ангелом, который держит крест. Прекрасный образ единения государства и православия.

В средней части памятника — шесть скульптурных групп, символизирующих ключевые этапы истории России. Призвание варягов, ставшее началом русской государственности — в центре здесь князь Рюрик со щитом. Принятие христианства на Руси — князь Владимир поднимает вверх восьмиконечный византийский крест. Освобождение от золотоордынского ига — победивший в Куликовской битве князь Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина. Централизация Русского государства — Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках. Начало правления Романовых —  Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти. Основание Российской Империи олицетворяет Петр I. Он изображен на фоне распростёртых крыльев гения Славы, на голове у него лавровый венок, в правой руке — скипетр.

На горельефе, опоясывающем памятник, изображены исторические личности, чьи деяния оказались значимы для нашей страны —  просветители народа (Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга…), государственные люди (князья и цари), военные люди и герои (Александр Невский, Ермак, Иван Сусанин, Кутузов…), писатели и художники (Ломоносов. Карамзин, Пушкин, Брюллов…). Кстати, в первоначальном варианте, предложенным Микешиным, их не предполагалось — это изменение было внесено в проект по настоянию Императора, который лично следил за ходом работ.

Каждую персону, которую предлагалось увековечить в скульптурной композиции, Микешин обсуждал с историками Николаем Костомаровым и Михаилом Погодиным. Фигуры Александра II на памятнике нет — самого себя Император строго запретил изображать, поскольку считал, что судить о делах исторических деятелей можно только посмертно.

Микешин был автором композиции, но он только учился основам ваяния. Поэтому создать макет монумента художнику помогал друг-скульптор Иван Шредер. Он же стал автором нескольких скульптур. А вообще, в создании грандиозной композиции «Тысячелетия России» участвовали многие выдающиеся скульпторы: и Павел Михайлов, и Роберт Залеман, и молодой Александр Опекушин, будущий автор московского памятника Пушкину. Всего на монументе размещены 129 фигур.

Фундамент грандиозного сооружения начали закладывать в мае 1861 года, а к середине сентября следующего года всё было готово для торжественного открытия. Строительство монумента обошлось в 500 тысяч рублей. 150 тысяч собрали всем миром, остальное обеспечило правительство

Бронзовые части памятника были отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезли с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

К 13 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решётка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. После высочайшего одобрения их переправили по Неве и Волхову в Новгород. Общая высота памятника составила 15,7 метров: высота пьедестала — 6 метров.

К открытию памятника готовились как к большому торжеству. В город прибыли военные и знать, Александр II с семьёй и приближёнными. 20 сентября Император принял депутацию от местных дворян, объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с Императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого на специально сооружённых помостах уже разместилась публика. И вот наконец с величественного творения русских скульпторов было снято покрывало. Потом последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. На банкете собрались больше 13 тысяч почетных гостей. Кормили за счет казны и всех горожан, собравшихся на народное гулянье.

 

 

 

Поделиться ссылкой: