Автор: Елизавета Преображенская
В 2020 году вышел свет роман персидского писателя и музыканта Сефера Хаддада «A hundred sweet promises». Роман повествует о Российской Империи накануне революции и основан на событиях из жизни деда автора – известного иранского музыканта.
Насролла Минбашиан родился в 1885 году в Персии в семье придворного музыканта шаха Голама Резы Минбашиана. В возрасте 13 лет вместе с отцом отправился в Петербург. Отец записал сына в консерваторию, где мальчик учился в течении 7 лет под руководством Н.А. Римского-Корсакова.
В 1905 году Насролла Минбашиан вернулся в Иран и в течении нескольких лет преподавал в Ширазе игру на виолончели. Однако, в 1912 году он возвращается в Россию, где надеялся взойти на музыкальный Олимп и встать в один ряд со своими кумирами, такими как Игорь Стравинский. Эта задача оказалась не такой уж простой. Насролла, не сумев предложить петербургской публике ничего выдающегося как композитор, испытывая острую финансовую нужду, начинает преподавать, в том числе и дает уроки игры на фортепиано племяннице Императора, княжне Ирине Романовой.
Роман Сефера Хаддада повествует о романтических чувствах, возникших между княжной Ириной и ее преподавателем. Разумеется, подобная художественная вольность не более чем вымысел. Нет ни одного намека со стороны княжны, который свидетельствовал бы о ее интересе к учителю. Более того, уже в 1912 году шли активные переговоры о возможной помолвке княжны с наследником богатейшего рода России – Феликсом Юсуповым. Зимой 1914 года в Аничковом дворце в присутствии Императорской семьи состоялось их венчание. О своем учителе игры на фортепиано Ирина Александровна нигде и никогда не упоминает, что явно свидетельствует о том, насколько проходящей и незначительной фигурой он был для нее. А вот для Насроллы Минбашиана встреча с племянницей Императора, считавшейся одной из красивейших европейских принцесс явно осталась самым ярким воспоминанием, со временем трансформировавшимся в красивую семейную легенду, обросшую романтическим вымыслом и рассказанную спустя век его внуком. Не исключено, что как в романе, так и в сознании Минбашиана княжна Ирина со временем из реальной исторической личности превратилась в собирательный образ русской барышни-аристократки, который начал постепенно исчезать после революции, пока совершенно не стерся.
Уроки фортепиано с княжной, судя по всему, прекратились накануне ее свадьбы. В начале Первой Мировой войны Насролла Минбашиан снова оказывается в Персии, где поступает в Персидскую казачью бригаду (Королевская гвардия Ирана) в звании капитана. Он оставался там до достижения звания бригадного генерала. В 1915 году он начал преподавать игру на скрипке и виолончели в Дар-уль-Фунун. В 1921 году он стал заместителем директора военного оркестра, совмещая эту должность с руководством Музыкальной школой, сменив на этом посту своего отца. Он занимал эти две должности до 1935 года, одновременно обучая нескольким инструментам, которыми он овладел: фортепиано, скрипке и виолончели. Насролла Минбашиан является автором нескольких национальных гимнов, для которых он использовал произведения поэтов Фирдоуси и Саади.
Он умер 29 августа 1938 года в возрасте 53 лет. К тому времени Российской Империи уже не существовало, а его бывшая ученица со своей семьей жила в изгнании в Париже. Нечто подобное переживет Персия в конце 1970-х годов, когда разразится Исламская революция, шах лишится своего трона и окажется в изгнании, а персидская цивилизация будет безжалостно растоптана невежественными варварами и фанатиками. Не случайно действия романа начинаются в период исламской революции, когда бабушка автора, видя за окном один мятеж, обращается мыслями к другому, в котором погибла Россия, где учился и жил на протяжении нескольких лет Насролла Минбашиан.
* На фото — княжна Ирина Александровна Романова