Автор: Виталий Даренский
В современном глобальном мире происходит процесс тотальной апостасии – отхода человечества не только от Христа, но и вообще от основополагающих духовных понятий о человеке как существе с бессмертной душой, созданном по образу и подобию Божию. На его место приходит миф о человеке как о биосоциальном автомате, который во многом можно заменить новейшими технологиями. Отмена фундаментальных духовных и нравственных понятий, основанных на библейском Откровении о человеке, лежит в основе современного радикального феномена антихристианской псевдокультуры, которое получило название сancel culture (культура отмены).
В этой ситуации Россия, пытающаяся сохранять традиционные библейские смыслы и ценности как основу своего национального бытия, уже самым очевидным образом проявляет свою всемирно-историческую миссию как «удерживающего» – Катехона. В наше время национальная и цивилизационная идеология России и русского мира в целом может быть определена термином «хранительство» (См.: Перевезенцев С.В., Ширинянц А.А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Часть I. М.: Издательство Московского университета, 2021). Если коллективный Запад совершенно справедливо получил наименование Империи Лжи, то Россия была и остается Империей Правды, которая противостоит этой лжи.
Когда возникла Русь, никакой Европы ещё не было – Русь была продолжением Византии и при Иване III, вплоть до Петра. Европа возникла в 1054 году – как результат её отпадения от Православной Церкви. Поскольку Россия хранила Православие, то она стала главным врагом Европы вплоть до настоящего времени. Нашествия Европы были для России всегда более опасными, чем нашествия с Востока.Отличие России от Европы как целого (цивилизации) у России состоит в том, что здесь менталитет сформирован Православием и не было своего Модерна, т.е. индивидуализма как основы культуры. Индивидуализм был навязан России в ХХ веке с Запада, причем наиболее интенсивно это происходило в советский период, несмотря на официальную идеологию «коллективизма», поскольку индивидуализм – это результат обезбоживания народа, которое в СССР происходило насильственным путем и намного быстрее и раньше, чем на Западе. Это иго безбожников в России привело к катастрофическим последствиям – нравственному вырождению и как следствие – физическому вымиранию народа. Но чудом Божиим Россия все равно пока ещё жива и способна возродиться.
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), заключительной книге Нового Завета, подробно рассказано, что в конце земной истории власть над миром получит слуга дьявола – Антихрист. А в другой книге Нового Завета, Втором послании к фессалоникийцам, говорится, что этого не произойдёт до тех пор, «пока не будет взят от среды удерживающий». Понятие «удерживающий» объяснил Иоанн Златоуст, один из трёх вселенских святителей и учителей: речь идёт о христианской Римской империи, удерживающей мир от зла. Другое объяснение (его разделял епископ Феодорит Кирский) таково: удерживающий – это Святой Дух. Эти два объяснения друг другу не противоречат, наоборот, дополняют друг друга.
Столица Византии, Константинополь, пала под ударом турок в 1453 году, и перед константинопольским священноначалием встал вопрос о духовном правопреемстве. В 1480 году Россия окончательно освободилась от монгольского ига, став единственным на тот момент суверенным православным государством, и в следующем веке константинопольский патриарх даровал Русской церкви автокефалию (независимость). Он указал в своей уложенной грамоте, что Москва отныне – Третий Рим.
Тем самым роль Катехона перешла к России. Замечу, что особое внимание на понятие «катехон» обратили в белой эмиграции: как считалось, миссию удерживающего исполняла русская монархия, а теперь после её гибели мир покатился к апокалипсису. Для православного человека ясно, что 1917 год с последующим геноцидом верующих – это своего рода репетиция конца света, однако Катехон к одной лишь монархии не сводится.
13 октября 1917 года митрополит московский Тихон направил Синоду донесение, что в селе Коломенском в подвале храма обнаружена икона Богородицы, где она изображена как царица – с короной, скипетром и державой. «Державная икона Божией Матери» – так назовут её впоследствии. «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше)» – говорилось в донесении митрополита. Если искать мистическое объяснение этой находке, то очевидно: в связи с гибелью монархии Божия Матерь напомнила, что цари приходят и уходят, а Покров Богородицы всегда над Россией. Святая Русь осталась жива даже и под игом богоборцев. Именно роль Катехона суждено ей было сыграть в 1945 году.
Известный филолог академик С.С. Аверинцев писал: «Великая мечта о Святой Руси была создана русским благочестивым фольклором, а позднее, уже в XIX веке, подхвачена и переосмыслена идеологией и литературой славянофильства, и как её ни оценивать – вероучительного статуса в русском православии она не имеет». Аверинцев тут не совсем прав. Понятие «Святая Русь», конечно, не входит в Символ веры, но определённый вероучительный статус оно имеет как аналог того, что называют «Новым Израилем». Новый Израиль – это, согласно христианскому богословию, совокупность верующих в Господа Иисуса Христа, собранных под Его началом, объединённых любовью и послушанием Богу, а также взаимной любовью друг к другу. Именование народа Божия, христиан, Новым Израилем имеет основание в Священном Писании. Христос возвестил: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Сам Христос именуется в Евангелии Царём Израилевым, а Его Царство, которое не от мира сего, объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через таинство крещения.
Особенность же русского народа, как и ранее «ромеев» (византийцев), состоит в том, что он создан самим актом крещения в Церковь Христову. До Крещения Руси никакого русского народа не существовало – была лишь совокупность многих языческих племён, населявших Русь, в том числе и не славянских. И с православной точки зрения существует русский народ лишь до тех пор, пока хотя бы часть его хранит православие. А если перестанет хранить, он будет страшно покаран Богом, как это уже и происходило в ХХ веке. Наряду с отступлением от веры случился и великий подвиг многих тысяч святых новомучеников, принявших от богоборческой советской власти страдания и смерть за веру, поэтому народ был помилован Богом и всё ещё существует. Есть мнение, что новое отступление от веры будет уже последним и народ исчезнет. Важно понимать: храня православие, мы храним Россию.
Существуют пророчества русских святых о том, что, когда весь мир поклонится Антихристу, Россия не поклонится. Православный русский взгляд на происходящие сегодня события таков: антихристова цивилизация, созданная Западом, уже почти покорила весь мир, в том числе и разрушает Россию изнутри, однако мы не покоряемся. С этой точки зрения на Украине русская армия воюет не только против украинского режима и даже не только против НАТО, а против цивилизации Антихриста, отдаляя наступление апокалипсиса. Русская армия продляет бытие человечества – теперь она и есть катехон (удерживающий) в его историческом земном воплощении. Согласно пророчествам, Россия не покорится Антихристу ещё и потому, что в последние времена восстановится русская монархия. Сегодня Россией правит харизматичный православный президент, что показывает движение народа именно к этому. Президент есть президент, и монархом он никогда не станет, однако запрос нашего общества на монархию проявлен отчётливо.
Иногда спрашивают, уникальна ли Россия в претензиях на мессианство в сравнении с европейскими странами? Можно ли сопоставить русский мессианизм и англосаксонское «бремя белого человека»? На самом деле у России нет претензий, она по факту была и остаётся мессианской страной, а в наши дни это стало очевидно даже эмпирически: сейчас мы единственная в мире страна, которая открыто и с оружием в руках противостоит мировому злу. А это мировое зло, в свою очередь, выросло как раз из так называемого «бремени белого человека» – взгляда на весь мир как на «дикарей», подлежащих либо порабощению, либо истреблению. Точно так же Запад всегда смотрел и на Россию. «Бремя белого человека» легло на народы мира в виде тотального геноцида, а причиной русофобии Запада является то, то Россию ему так и не удалось сделать своей колонией.
Правильно ли воспринимать текущие времена как последние, если ещё ученики Христа после Его воскресения и вознесения считали, что апокалипсис случится вот-вот? Христос сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки» (Деян. 1:7) – поэтому любые предсказания о конкретных датах конца света являются, согласно христианству, ересью и невежеством. Однако Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, хоть и не указывает конкретных сроков, но описывает конец света – отчасти в символических образах, а отчасти и с указанием на конкретные события, которые должны произойти. Когда всё это произойдёт зависит от того, к какому моменту человечество духовно деградирует до такой степени, что его существование станет с христианской точки зрения бессмысленным и Бог его прекратит. Если смотреть на вещи библейски, то Господь, как известно, пощадил большой город ради нескольких праведников – и то же самое происходит сейчас уже не с отдельным городом, а с целым человечеством. И если конец света не наступает, значит, все ещё есть те праведники, ради которых стоит его сохранять.