Автор: Александр Гончаров

 

Пресса и художественная литература в XIX веке отлично отыграли свои роли манипуляторов общественным сознанием. Грамотность в странах Запада насаждали не зря. Грамотность ведь не дает человеку образованности. Она не учит мыслить самостоятельно. Она навязывает уже заранее заданные клише и стереотипы человеку.

Типичным примером является книга аболиционистки Гаррет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852), своевременно изданная на Севере США, как раз в период подготовки к экспансии на Юг.

Бичер-Стоу реальной жизни на Юге не знала, а ее произведение послужило в дальнейшие годы одним из идеологических кирпичиков для гражданской войны 1861-1865 гг. Когда же в годы самой войны янки (северяне) жестоко расправлялись с дикси (южанами), то сомнения и колебания нередко сдерживалось примерами из «Хижины дяди Тома»: «Вот посмотрите, как эти проклятые рабовладельцы издевались над неграми. Теперь они получают по заслугам».

В 1873 году американский писатель Марк Твен, человек вполне либеральных, а не консервативных взглядов, так охарактеризовал бытие прессы: «Мне кажется, что нравственность в Соединенных Штатах падает в той же пропорции, в какой растет число газет. Чем больше газет − тем хуже нравы. Я считаю, что на одну газету, приносящую пользу, приходится пятьдесят, приносящих вред. Когда в каком-нибудь добропорядочном городишке учреждается газета, мы должны это воспринимать как катастрофу».

Однако это были еще цветочки. На США надвинулся… синематограф. 23 апреля 1896 года в Нью-Йорке состоялся первый публичный киносеанс. И с него началось победное шествие кино по умам, душам и сердцам американцев.

Удивительно, но манипуляционный потенциал кино был раскрыт почти одновременно с таковым же у радио, то есть в 30-е годы XX столетия.

Голливуд и радиопостановки «мыльных опер» для домохозяек, вкупе с душевными разговорами президента Франклина Д. Рузвельта, помогли американцам пережить эпоху «великой депрессии» (1929-1939).

Скрещивание же кино и радио породило действительно Великого Манипулятора – телевидение – «монстра, который живет в вашем доме».

Но сперва все-таки поговорим об американском кинематографе, ибо именно в США наилучшим способом научились манипулировать публикой и упаковывать пропаганду и смыслы в художественную оболочку.

Неслучайно известнейший делец от кино и основатель мощнейшей голливудской кинокомпании «XX век-Фокс» Дэррил Занук написал следующее: «Американские послы со своими официальными досье не более могущественны в приобретении друзей и укреплении международной дружбы, чем тысячи путешествующих по всему миру жестяных коробокс плотно намотанными катушками целлулоидной пленки, на которой запечатлены мысли, фантазия и творческий талант работников американского кино. Это ясно понимает каждый, кто делал фильмы за границами США, но меня часто интересует, сознают ли по-настоящему американский народ и многие члены нашего правительства, как огромно то доброе, которое несут эти посланцы в жестяных коробках.

В нашу эпоху войны нервов нельзя переоценивать того влияния, которое оказывают американские фильмы, отражающие лицо Соединенных Штатов, а также фильмы, сделанные не в Америке и показывающие американцам и другим народам жизнь стран, в которых они снимались».

Оставим в стороне лицемерный тезис Занука об американском «добре» и обратим внимание на то, что именно американское кино стало действенным инструментом идеологического порабощения мира.

Аксиология знает аксиому: «Чьи ценности ты принимаешь, тому себя и добровольно порабощаешь».

Причем к любому западному фильму, даже весьма качественному, даже и критикующему американскую действительность надо относится с чрезвычайной осторожностью, дабы ненароком не получить разжижающий удар по мозгу пропагандистской крылатой ракетой.

Возьмем, например, фильм 1940 года «Великий диктатор», созданный талантливым режиссером и актером Чарли Чаплином. Повествование о замещении диктатора Хинкеля скромным евреем парикмахером, перемежевывается жесточайшей сатирой, направленной против нацизма и лично фюрера Третьего Райха Адольфа Гитлера

Художественный фильм сделан качественно. Актерская работа почти безупречна. Да, и казалось бы, и идеологическое наполнение не подкачало: фашизм и нацизм обличаются беспощадно, а их кумиры развенчиваются и превращаются из полубогов в примитивных обывателей.

Но давайте зададим себе вопрос: «Что объединяет «Великого диктатора» (1940) Чаплина с фантастической эпопеей «Звездные войны» (1980-2018), порожденной Дж. Лукасом?»

Ответ найти достаточно сложно, надо внимательно все просмотреть. И в «Великом диктатор», и в «Звездных войнах» демократия обозначена как абсолютное благо, а Империя объявлена совершенным злом. И такие посылы постоянно дает Голливуд на протяжении всей своей истории в любой своей продукции, затрагивающей политику хотя бы самым краешком.

Когда говорят, что кинематограф отвечает на запросы зрителей, то откровенно лгут. Кино формирует своего зрителя, раскрепощая его низменные чувства и эмоции, загоняя разум и душу в тиски обычной информационной жвачки.

Через это оказывается влияние и на привычную деятельность и быт потребителя.

Американский образ жизни (через кино!) навязывает определенные виды потребления далеко за пределами Северной Америки. Американское кино говорит японцу, африканцу, русскому или шведу, что надо есть, во что одеваться, каким героям подражать. Заодно и усваивается парадигма противостояния «хорошей» демократии (демократической республики) плохой Империи.

Голливуд образовал свою особую мифологию, которую он насаждает в иных странах. И эта мифология стирает местные культурные обычаи и символы, чаще всего замещая их на симулякры. Недаром ныне Китай и Индия усиленно развивают свой кинематограф, в чем-то подражая США, а в чем-то и остро противореча. Жить с симулякрами невозможно, с ними можно только деградировать и умирать.

К сожалению, мы в России этого пока еще не поняли. Но даст Бог, ситуация в реальной реальности должна будет измениться. Под прямым воздействием объективных обстоятельств…

 

Поделиться ссылкой: