Автор: А. Гончаров

 

На весах истории часто философская мысль перевешивает штык солдата или топор палача. Знать кто ты такой, зачем живешь, и в чем заключается истинная любовь к Отечеству, часто оказывается важнее изобретения новых ракет, экзоскелетов, пушек и боевых дронов. Сама по себе техника мало что значит, особенно если ею управляет человек, непонимающий своего долга, служения стране и народу.

Самый страшный бич нового и новейшего времени – это революции различных типов и направлений. В революции и гражданской войне наиболее четко проявляются каинитские черты родового греха, но осознать это дано далеко не каждому. И новые каины давят танками детей, расстреливают и сжигают невинных, отправляют в лагеря на верную смерть тысячи и тысячи людей, которые не могут уверовать в их завиральные идеи и подчиниться иллюзорному бытию.

Революция 1917 года разделила русскую историю на две части: до и после нее. Впрочем, такое уже происходило и раннее − в эпоху Смутного времени. Социальные катастрофы с неизбежностью разрывают время-пространство истории. Но когда они, если и не завершаются, но переходят в нечто относительно спокойное, по подобию землетрясения, которое после основного фатального удара долго говорит о себе остаточными мелкими толчками, становится важным осознать произошедшее и попытаться выйти из ситуации с минимальными потерями.

Русский философ князь Евгений Николаевич Трубецкой, родившийся 5 октября 1863 года, в еще сравнительно тихом XIX столетии, умер в 1920 г. от сыпного тифа, как раз при переломе в ходе гражданской войны на территории погибшей Российской Империи. Вторая половина его жизни пришлась на русское лихолетье. Трубецкой честно попытался понять и расшифровать знаки приключившегося с Россией, найти истоки «озверения» в человеке. Его идеи не устарели и до сих пор по одной простой причине: землетрясение революции не завершилось и как знать, не ждет ли нас очередное гигантское вздыбливание земли под нашими же ногами.

Давайте попробуем разобраться и обратимся к философскому и публицистическому наследию Евгения Николаевича Трубецкого.

XX век князь видит как время, когда вместе с расхристианизацией европейского общества, одновременно происходят: и потеря смысла жизни, и торжество «зверочеловечества», откровенно обнаруживающего себя в войнах и революциях.

«На наших глазах, −говорит Евгений Трубецкой, − целые народы все свои помыслы сосредотачивают преимущественно на этой одной цели − создании большой челюсти для сокрушения и пожирания других народов. Порабощение человеческого духа низшим материальным влечением ни в чем не сказывается так сильно, как в господстве этой одной цели над жизнью человечества, – господстве, которое неизбежно принимает характер принудительный. Когда появляется на мировой арене какой-нибудь один народ-хищник, который отдает все свои силы технике истребления, все остальные в целях самообороны вынуждены ему подражать, потому что отстать в вооружении – значит рисковать быть съеденными. Все должны заботиться о том, чтобы иметь челюсть – не меньшую, чем у противника. В большей или меньшей степени все должны усвоить себе образ звериный».

Получается, что человек весь сводится к биологии, дух и душа оказываются в загоне. Отсюда и произрастает тяга к неосознанному взаимному истреблению: «Умри ты сегодня, а я завтра!» Выйти за пределы классовой войны, да и войны международной, за материальное преуспеяние в условиях безбожия и неверия в бессмертие можно только через Церковь Христову. Трубецкой знает это: «В Церкви и раскрывается тот высший сверхбиологический закон жизни, который объединяет всех без различия. Оттого-то Церковь особенно ненавистна сторонникам беспощадной классовой борьбы – тем, кто сеет в человеческом обществе семена человеконенавистничества и злобы».

Евгений Николаевич отнюдь не впадает в толстовство, наблюдая события: «Если царство сатаны в нашей здешней действительности не может быть совершенно уничтожено, то оно должно быть, по крайней мере, ограничено, сковано цепями; пока оно не побеждено окончательно изнутри Духом Божиим, оно должно быть сдержано внешней силой. Иначе оно сметет с лица земли всякие храмы и постарается истребить в человеке само подобие человека. Отсутствие сопротивления будет источником великого соблазна для народов! Чтобы они не вообразили, что царство звериное есть все во всем, надо положить конец этой нечестивой и безобразной его похвальбе. Пусть видят народы, что мир управляется не одним животным эгоизмом и не одной техникой. Пусть явится в человеческих делах и в особенности в делах России и высшая духовная сила, которая борется за смысл мира. Будем помнить, за что мы боремся, и пусть эта мысль удесятерит наши силы».

Большевистский переворот князь Трубецкой осознал через призму всемирной истории. Большевизм для него – явление отнюдь не чисто русское: «Причина разгоревшейся у нас и у наших соседей анархической смуты заключается, очевидно, не в том, что война потребовала от народов небывалых, неслыханных жертв. Раньше бывали войны и более продолжительные, длившиеся десятками лет, и в дни военных бурь Родина всегда требовала от своих сынов высшей жертвы − отдачи имущества, жизни и даже готовности идти на пытки. Если теперь народы не выдерживают тяжести этих испытаний, это обусловливается, конечно, появлением в наши дни нового соблазна, неведомого предшествующим поколениям. Переход войны международной в войну классовую ясно показывает, что это за соблазн.

В критическую минуту люди променяли Родину на классовую выгоду. Обещание земного рая за счет имущих классов − вот искушение, которому народы подвергались и раньше, но которому оказались не в силах противостоять народы современные, − все те народы, у которых революция совершается, и все те, у которых она еще совершится. Утрата духовных ценностей, экономизм, для которого рай чувственный, материалистический есть высшее, безусловное, − вот та всемирная болезнь, которая подточила национальное чувство и у нас, и в Германии, и в Болгарии. Кто знает, остались ли еще на свете народы, совершенно недоступные этой заразе?

Не со вчерашнего дня она появилась, и не в одних только коммунистических теориях она выражается. Большевизм, открыто исповедующий и преподающий в школах материалистическое миропонимание, − прямой преемник и продолжатель современного империализма… Отчего возникла мировая война? Оттого, что раньше большевистских агитаторов империализм манил народы перспективами земного рая, оттого что одни народы стремились «к лучшему месту под солнцем» за счет других народов, раньше захвативших лучшие места. Разве не ту же самую цель преследует теперь война гражданская? Что такое большевизм, как не то же искание лучшего места «под солнцем» за счет других людей, та же беспощадная, бесчеловечная и бессовестная борьба за существование, которая составляет содержание идеала империалистического? Только на место «нации» завоевателем становится класс!»

Естественно, что Евгений Трубецкой стал на сторону Белого движения, несущего в себе национальное и христианское самосознание. Он видел его достоинства и недостатки, упрекал иногда, но надеялся, что с его победой возродится Россия.

В своих воспоминаниях «Из путевых заметок беженца» (опубликованных уже после его ухода ко Господу нашему Иисусу Христу) Трубецкой не скрывает ничего и всему дает выверенную оценку. И он предрекает, что произойдет после падения большевизма в России: «Самая опасная черта современности заключается в том, что кодекс междоусобной войны, привитый нам большевиками, стал обычным: его усвоили не только взрослые, но и дети. Расшатанность всех нравственных правил, разнузданное своеволие, привычки к хищению и жестокость − таково ядовитое наследие смутной эпохи, которое оставит свои следы в душе народной на многие годы… И поколения, не изжившие большевизма, не будут застрахованы против его соблазнов».

От момента смерти Трубецкого до окончательного разложения и ухода советской власти прошло чуть больше 70 лет. Сам князь все-таки надеялся на свержение Советов Белой армией, но этого не произошло по разным причинам. Однако его слова о соблазнах большевизма актуальны и для XXI столетия. Все же мы не вышли из революции, об этом и свидетельствует рост идеологии нового большевизма и всё нарастающая пропаганда «СССР 2.0».

 

 

Поделиться ссылкой: