Автор: Александр Гончаров

 

Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года и принадлежал к тому типу светлых человеческих умов, которых нечасто Господь Бог посылает на эту грешную землю.

Если бы Алексей Хомяков жил в какой-нибудь западной стране, вроде Италии или Испании, то с ним историки носились бы на протяжении веков и причитали: «О, это наш Леонардо да Винчи!». Настолько Хомяков был универсален как личность, а круг его интересов охватывал многие науки и искусства. Он писал недурственные стихи, занимался живописью, оставил богословское и философское наследие, был неплохим математиком, интересовался инженерным делом, химией и ботаникой. А скончался Алексей Степанович в 1860 году, заразившись холерой, во время лечения крестьян своего имения в Рязанской губернии.

В России, конечно, Хомякова помнят, но сравнения с Леонардо делают редко. Видимо, простецкая, хотя и дворянская фамилия, – Хомяков звучит не так красиво, как да Винчи. А может быть причиной этому является то, с чем Алексей Степанович воевал на страницах газет и журналов, в публичных речах и высказываниях… Хомяков ведь был одним из основателей русского общественного течения «славянофильства», которое впервые и всерьез − в послепетровскую эпоху завязало широкую дискуссию о самобытности и особом пути России, отличном от европейского «прогресса».

Мировоззрение Хомякова было изначально «Христоцентрично». В отличие от подавляющего числа своих образованных современников он получил твердое православное воспитание еще в детстве и низменно оставался сугубо воцерковленным человеком на протяжении всей своей жизни.

В своей философии Алексей Хомяков пытался, прежде всего, осмыслить место России в истории и мире. На это были и направлены все его историософские изыскания. Однако цельного изложения взглядов Хомякова по этому, весьма важному для него вопросу найти очень сложно. Дело в том, что, схватывая все на лету и быстро додумывая мысль до конца, до решительного итога, он терял интерес к уже понятому его умом и не спешил перенести на бумагу выводы, оформить, так сказать, концептуально и непротиворечиво.

Философия истории А. С. Хомякова больше всего известна по книге «Семирамида» («Исследование истины исторических идей»). Однако она была собрана из черновиков его последователями, да и само название принадлежит не Хомякову, а Николаю Васильевичу Гоголю. «Семирамиду» Алексей Степанович начал писать в 1838 году, но и в 1860-м она еще не была закончена.

Философию истории Алексея Хомякова иногда воспринимают достаточно примитивно. Верно выделяя в ней борьбу двух исторических принципов: «иранства» (арийства) и «кушитства» (от названия древней страны Куш), исследователи сводят ее чуть ли не к чисто расовому противостоянию.

Русский философ Николай Онуфриевич Лосский не попал в общую ловушку и более или менее правильно истолковал идеи Алексея Степановича: «Взгляды Хомякова на историческое развитие человеческого общества и на социальную жизнь неразрывно связаны с его религиозной философией. В «Мыслях по вопросам всеобщей истории» («Семирамиде») Хомяков сводит весь исторический процесс к борьбе двух принципов – арийского и кушицкого. Арийский принцип означает духовное поклонение «свободно творящему духу», а кушицкий принцип (родиной которого является Эфиопия) –подчинение материи, «органической необходимости, определяющей свои результаты посредством неизбежных логических законов». Арийский принцип в религии – это величественный монотеизм, высочайшим проявлением которого является христианство. Кушицкий принцип в религии – это пантеизм с отсутствием определенного Божества в нравственном смысле. Борьба этих двух принципов в истории является борьбой между свободой и необходимостью».

Если внимательно перечитать самого Хомякова и присмотреться к данной цитате из Лосского, то обнаружиться совершенно христианское понимание истории и сродственность идей «Семирамиды» концепции «двух градов» Блаженного Августина.

Иранство – это путь духовного взыскания, а кушитство – дорога к телесности, если угодно, то к телесному низу, превращение человека в животное. Само кушитство (по Хомякову) делится на два подвида: шиваизм и буддаизм. Шиваизм – это тяга к разрушению и пожиранию других, а буддаизм – к разрушению самих себя, если говорить упрощенно.

Можно, пожалуй, утверждать, что иранство является проявлением Божьего вмешательства в исторический процесс. А само оно, открывшись в языческие времена, предуготовило приход Христа Мессии, то есть подвело народы к высшей точке Истории – Кресту Голгофы и Воскресению Богочеловека.

Хомяков писал: «Человек, царь и раб земной природы, признаёт в себе высшую, духовную жизнь. Он сочувствует с миром, стремится к источнику всякого события и всякой правды, возвышается до мысли о божестве и в нём находит венец всего своего существования. Темно ли, ясно ли его понятие, вечной ли истине или мимолетному призраку приносит он своё поклонение, – во всяком случае, вера составляет предел его внутреннему развитию. Из ее круга он выйти уже не может, потому что вера есть высшая точка всех его помыслов, тайное условие его желаний и действий, крайняя черта его знаний. В ней его будущность, личная и общественная, в ней окончательный вывод всей полноты его существования, разумного и всемирного».

Если суммировать историософские мысли Алексея Степановича, то неизбежно приходишь к выводу, что каждому народу, этносу, государству воздается по его вере и делам, вытекающим из нее.

Хомяков полностью не расшифровал, что иранство и кушитство нередко действуют в одной нации, одном племени и т. д. Следует сказать, что приверженность иранству позволяет любому человеческому сообществу развиваться и подниматься не только духовно, но и численно. Кушитство же, декларируя приверженность к материальности, комфорту и наслаждению, – убивает и душу, и тело.

Современная ситуация в мире подтверждает этот тезис. Нсомненно, что западная русофобия носит чисто кушитский характер.

Так что Алексей Степанович Хомяков отнюдь не был праздным мечтателем, оторванным от реальности. Потому его учение и оказывается полезным нам и ненавистным врагам России и Православия.

Если мы не хотим, чтобы Господь стер нашу страну с лика земного, то нам необходимо прислушаться к русскому философу Алексею Степановичу Хомякову, а еще лучше к Библии и Священному Преданию.

 

 

Поделиться ссылкой: