Автор: Александр Гончаров

 

К 160-летию со дня рождения Сергия Нилуса

 

Полтора века вполне достаточный срок, чтобы историко-географическая карта мира изменилась до неузнаваемости. Неоднократно уже говорилось, что людям XXI столетия очень тяжело представить, чем жило и дышало XIX-е. Значительным метаморфозам подверглись и быт, и нравы, и языки, и политические силы.

Русский духовный писатель и публицист Сергий Александрович Нилус, 160-летие со дня рождения которого, приходится на 9 сентября 2022 года, наверняка подивился бы тому, что происходит с Россией наших дней, но в то же время вряд ли бы впал в непередаваемое изумление, ибо многое предвидел, предчувствовал, предсказал, опираясь на неложное учение Православной Церкви и святых отцов.

В конце концов, он ведь сам лицезрел, как духовные болезни общества переросли в революционную эпидемию, уничтожившую большинство государственных достижений русского народа. Уйдя ко Господу 14 января 1929 года, Сергий Александрович, к счастью для себя, не увидел в земной жизни самой страшной бойни в истории человеческого рода – Второй Мировой войны (1939-1945).

Предок Сергия Нилуса по отцовской линии являлся выходцем из Швеции. Как он попал в Россию начала XVIII в., узнать достоверно невозможно. Но, как бы там ни было, Нилусы окончательно обрусели.

Тогда, в XVIII-XIX вв., именно российская земля, а не Соединенные Штаты, являлась подлинным «плавильным котлом» наций, когда иностранцы, приезжая в страну ради карьерных и иных возможностей, порой за одно поколение становились совершенно русскими людьми, а их дети и внуки иной Отчизны уже и не знали. Россия проникала не только в их умы, но и сердца.

Дед писателя Петр Богданович Нилус участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался под Бородино, был удостоен генеральского чина. Один из сыновей его – Александр и стал отцом Сергия Нилуса.

Надо учесть, что в детстве Нилус получил как бы двойственный пример жизни от родителей. Если мать его, отдаленная родственница писателей Тургенева и Андреева, отличалась крепкой православной верой, стремлением помочь ближнему и благочестием, то вот отца орловские дворяне знали как завзятого карточного игрока и мота.

Сам Сергий Нилус пришел к вере достаточно поздно, в возрасте около сорока лет. Огромную роль сыграло его покаяние перед мощами преподобного Сергия Радонежского и то, что он (после исцеления от недуга) стал духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Как истинно православный человек, Нилус сделался ревнителем памяти преподобного Серафима Саровского, прославленного Церковью Русской в 1903 году по инициативе Государя Императора Николая Александровича.

Бывший чиновник С. А. Нилус избрал стезю духовного писателя, так как осознал, что русское общество оскудело душою, а печатное слово заражено оголтелой русофобией, мнимым антиклерикализмом и дикими революционными идеями.

Книги и статьи Нилуса: «Великое в малом», «Сила Божия и немощь человеческая», «Святыня под спудом», «На берегу Божьей реки», «Близ есть при дверех» и др. были направлены на защиту монархии и Святой Руси. Они получили одобрение в светоче Православия России – Оптиной пустыни.

Очень любопытна композиция творений писателя. Он как бы уподобляется древнерусскому летописцу, передавая в содержании не только свои мысли и рассуждения, но и беседы, и послания авторитетных людей из числа монашествующих, да и вполне светских тоже. Нилус не скупиться на выписки и перепечатки, что абсолютно не снижает живость и простоту всего текста. В какой-то степени, говоря о произведениях Нилуса, мы просто обязаны отмечать их гипертекстуальность.

Работы Нилуса переполнены сообщениями о православных чудесах, предупреждениями и наставлениями православных старцев, любовью к Русскому Самодержавию и русскому народу.

Сергий Александрович, как православный христианин, отлично понимал смысл существования Русского Православного Царства. В 1904 году после встречи с Императором он записал: «О, этот взгляд! Вовек не забыть мне его! Передать его выражение глаз ни словами, ни кистью невозможно. Это был взгляд Ангела-небожителя, а не смертного человека. И радостно, до слезного умиления радостно было смотреть на Него и любоваться Им, и… страшно от сознания своей греховности в близком соприкосновении с такой небесной чистотой».

А еще невозможно пройти мимо эсхатологизма книг Сергия Нилуса. Чувство приближающейся катастрофы, причем не высосанной из пальца, а реальной, жестокой и чудовищной, охватывало каждого вменяемого человека, когда он начинал читать Нилуса.

К великому сожалению, образованный слой России, зараженный и развращенный токсичным западничеством, ничего не желал видеть и слышать. Иронизируя и посмеиваясь над возможным пришествием антихриста и выпав из христианства, он не дал себе даже и часа подумать над тем, что кроме антихриста из Апокалипсиса святого Апостола Иоанна Богослова, будут еще и приходы антихристов малых, тех, которые и разворачивают процесс апостасии. Похохатывали – прослезились, когда нагрянул Октябрь 1917 года. Вот тогда-то многие «севрюжные либералы» (если перефразировать М. Е. Салтыкова-Щедрина) и ринулись читать «Протоколы сионских мудрецов», которые опубликовал Нилус. До этого недосуг как-то было. Да только оказалось поздно. Последнее их издание внутри книги «Близ есть при дверех» было конфисковано правительством Керенского в 1917 г. Пришлось рыскать по библиотекам и рукописным сусекам.

Впрочем, на счет «Протоколов» испуганное российское общество заняло совершенно неадекватную позицию. Большинство дискуссий и споров свелось к тому: фальшивка или подлинный документ это, не пахнут ли они кондовым антисемитизмом и т. д.

Сейчас невозможно сказать, что такое «Протоколы». Да и их авторство также нельзя установить. Судебные разбирательства в постреволюционные годы не привели к единому мнению и сторонников подлинности «Протоколов» и их противников. Происхождение «Протоколов сионских мудрецов» остается такой же загадкой, как и сто лет тому назад. Вероятнее всего ее не удастся разрешить и до Страшного Суда.

Однако если отказаться от разговоров об их верификации и вспомнить, что текст, опубликованный Нилусом впервые в 1905 году, имел хождение еще в конце XIX века, а известному русскому журналисту М. О. Меньшикову был знаком, по крайней мере, до 1902 года, то следует обратиться к содержанию.

По сути дела, в «Протоколах» обнародуется некий план создания мирового правительства, выработанный международным тайным сообществом. Ежели заменить жупел «евреи» обозначением любой иной крупной этнической или социальной группы, например, «англо-саксы», «американцы», «глобалисты», «экологисты», «революционеры», «содомиты», «конфуцианцы» или, прости, Господи, даже «нудисты» или «веганы», то смысл «Протоколов» не изменится ни на йоту. Разложение Христианской цивилизации, введение человеческого общества в состояние управляемого стада, развал семьи, распад нравственности и атомизация рода людского – все это остается в «Протоколах» и без антисемитской оболочки.

Вы можете не обращать внимания на «Протоколы», причислив их по разряду занимательной конспирологии. Но добравшись до трудов, скажем, Рихарда Николауса фон Куденхове-Калерги, Жака Аттали, Клауса Шваба или коммуниста Антонио Грамши, сможете получить впечатления, вполне и весьма близко схожие с теми, что испытывали читатели «Протоколов сионских мудрецов». Причем в данном случае и авторы хорошо известны, да и идеи свои они прокламировали широко и вполне открыто.

История оправдала Сергия Нилуса. Даже если напрочь выбросить «Протоколы», то актуальность его сочинений никуда не исчезнет. Через них можно прикоснуться к дивному миру русского монашества, к той России, которую мы потеряли, растранжирили, пробалаганили и забыли…

И научиться любви к Богу, России, Царю и ближнему своему…

 

Поделиться ссылкой: