Автор: Елизавета Преображенская
Во времена советского лихолетья было уничтожено немало архитектурных жемчужин нашей страны. Одной из них была церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся на Сенной площади в Петербурге. В народе она больше известна под названием Спас на Сенной.
Сенная площадь всегда была бойким, людным купеческим местом в столице. В 1743 году купцы Сенной площади обратились с ходатайством о строительстве храма, и в 1753 году началось строительство. Средства на строительство выделил Савва Яковлевич Яковлев (Собакин), купец из мещан, бывший одним из богатейших горожан XVIII века. Архитектором храма считался Бартоломео Растрелли, хотя ряд исследователей считает, что проект разрабатывал Андрей Квасов при участии Растрелли. К 1762 году основные строительные работы завершились, однако храм достраивался и преобразовывался на протяжении XVIII — XIX вв. Гордостью храма стали позолоченный иконостас и серебряный престол.
Эта церковь всегда была полна прихожан, в особенности в непростые времена. В годы холерных эпидемий здесь служили молебны об избавлении от мора, а впоследствии ежегодно 1 августа совершали крестный ход в память избавления от холеры. Собор органично вписался в ландшафт города и был архитектурной доминантой Сенной площади.
В XIX веке при церкви функционировало приходское духовное училище. Кроме того, в домах при церкви всегда находили приют обездоленные и сироты, а в 1873 году было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, при котором открылась богадельня для пожилых женщин и детей.
После революции настали черные дни нашей истории и культуры. В 1920- х годах храм подвергался неоднократным разграблениям, а в 1938 году был закрыт. Но все же в 1930-е гг. храм выстоял. Стоял он до 1961 года, когда коммунисты начали очередную антирелигиозную кампанию. Основная инициатива по сносу храма исходила от В.А. Каменского, бывшего тогда главным архитектором в северной столице. На совести этого человека также снос ряда храмов Троице-Сергиевой Приморской пустыни. Известно, что даже в Москве не одобрили эту инициативу: взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г., но за сутки до взрыва пришло письмо Е. А. Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день. Так черное дело было сделано. Храм взорвали, на его месте разместили павильон входа в метро, город в очередной раз лишился своей драгоценной частички.
В наши дни Сенная площадь – все то же торговое место, однако совсем не купеческое и едва ли кому-то из владельцев киосков, расположенных там и торгующих шавермой и прочей несъедобной гадостью, придет в голову светлая мысль сделать что-то для Петербурга и украсить его. Тем не менее, с 1992 года часто возникают дискуссии о восстановлении храма на Сенной площади. По мнению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Потеря этого храма стала одной из самых тяжёлых архитектурных трагедий Петербурга. Значимость Спаса на Сенной в масштабах города можно продемонстрировать лишь тем фактом, что этот храм определил название целой части Петербурга — Спасская. Уничтожение церкви нанесло непоправимый ущерб не только Сенной площади, но и градостроительной структуре Петербурга в целом — оказался разрушенным один из его главных ансамблей, нарушена архитектурно-пространственная композиция Садовой улицы и её архитектурной доминанты».
Казалось бы, это благая инициатива, которую стоит поддержать, однако каждый раз, когда в соцсетях размещается информации о предполагаемом восстановлении храма, на новости слетаются те, кого я называю бесами Петербурга. Всякого рода офисные клерки, блоггеры, сине- и зеленоволосые феминистки и прочие домохозяйки как по команде налетают на новость о храме, поднимают визг и лай, их невероятно корежит даже от мысли о том, что на Сенной снова появится церковь и озарит округу радостным колокольным звоном. Позволю себе привести примеры подобных бесовских высказываний:
Елена С. заявляет: «Ну зачем все это?! На операции детям собираем с нищих людей, а тут ставить такое здание за бешеные деньги, что бы что?!»
Ей вторит Наталья С.: «Попам всё мало((( ни больниц ни школ((( ребенка в сад не устроить((( зато церкви на каждом шагу»
И так далее, и все в том же духе сотни обозленных комментариев.
Грустно, очень грустно наблюдать такую картину. Мы все ждем, когда же наша страна выберется из той выгребной ямы, в которую ее с головой окунули большевики в 1917 году, но как это может произойти, если сами люди продолжают уподобляться тем же обезьянам, которые тогда громили храмы, сбрасывали колокола, рубили и жгли иконы?
У меня две плохие новости для вас, господа: наше общество больно, но что еще хуже, оно не желает исцеляться и всячески этому противится…