Автор: Ольга Решетникова

 

В мае 1921 года решением Высшего церковного управления за границей епископ Серафим был определен настоятелем храма Святителя Николая на бульваре «Царь-освободитель» в Софии.

Храм этот был построен как домовая посольская церковь по указу российского императора на деньги российской казны, по проекту русского академика М.Т. Преображенского русским архитектором А.Н. Смирновым. В июле 1912 года на яхте «Штандарт» Николай II подписал указ об установлении штата посольского храма, а 24 ноября 1914 года он был освящен. Уже через год храм закрыт – посольским он уже не был.

К моменту приезда владыки Серафима настоятелем храма был архимандрит Тихон (Лященко), впоследствии архиепископ Берлинский и Германский. В храме служили протопресвитер Георгий Шавельский, протоиереи А. Рождественский и В. Флоровский.  Назначение епископа Серафима вызвало недовольство со стороны протопресвитера Георгия Шавельского, который не скрывал своего желания занять настоятельское место. Поскольку Болгария в тот период находилась в ведении архиепископа Евлогия, именно от него зависело назначение настоятеля Русской церкви в Софии.  Отец Георгий и поддерживавшие его кандидатуру два других клирика    демонстративно отказались встречать владыку на вокзале.   Епископ Серафим на следующий день после приезда сам отправился к подчиненным ему священникам – добрые отношения иерарху удалось наладить. Однако мир с протопресвитером Г. Шавельским был недолгим. Неприязнь к святителю отец Георгий пронес через всю жизнь (в 1926 году перешел под юрисдикцию БПЦ, умер в Софии в 1951 году). Протоиерей Флоровский, бывший ректор Одесской духовной семинарии (скончался в 1928 году), и протоиерей Рождественский, законоучитель дочерей Николая II, преподаватель Софийской духовной семинарии (в 1924 году уехал в Чехословакию) были помощниками владыки.

Владыке Серафиму удалось сделать Свято-Николаевский храм центром русской Софии. Многочисленная русская колония (в разное время это от 3 до 8 тыс. человек, а в целом в Болгарии до 36 тысяч) тянулась к храму, вера несла образ той России, которую они потеряли.

Владыка Серафим сделал богослужение ежедневным, утром и вечером. Несмотря на туберкулез, часто служил сам, непременно по воскресеньям и в праздники, среди недели читал акафист Николаю Чудотворцу. «Владыка, вы пахнете раем!» — воскликнула однажды маленькая девочка во время богослужения. Непременно читал проповедь, направлял благотворительную деятельность среди прихожан.

В 1929 году владыка Серафим снял с себя должность настоятеля и сосредоточился на пастырско-богословской деятельности. Настоятелем храма стал протоиерей Николай Владимирский. Он происходил из семьи духовенства, окончил Симферопольскую духовную семинарию, служил на приходах Таврической епархии, был настоятелем соборов в Феодосии, Ялте, в придворной церкви Ливадийского дворца. После эмиграции был священником при посольской церкви в Буюк-Бере.

23 июля 1934 года были установлены дипломатические отношения между Болгарией и СССР. 15 сентября 1934 года советский посол Ф.Ф. Раскольников закрыл Русский храм, а в ноябре передал его во временное пользование Болгарской Церкви. Так Русский храм стал обычным болгарским приходским храмом. Интересно, что сам Раскольников тайно посещал болгарские монастыри и храмы. В монастырской книге Люлинскогомонастыря «Свети Крал» он оставил такую запись: «Приехал из России, где уничтожены давно все монастыри и церкви. С особенной радостью посетил и посещаю святые обители, где, как когда-то на моей Родине, теплится истинная христианскаявера на радость и утешение народу.  Молю Бога о вечном существовании Вашей обители».

Софийский митрополит Стефан предоставил русской православной общине храм Святителя Николая в центре Софии, приход которого перешел в Русский храм. Отцу Николаю Владимирскому была передана церковная утварь и некоторые иконы из Русского храма. В результате бомбардировок Софии англо-американской авиацией весной 1944 года храм на ул. Калояна сильно пострадал, а в результате одного налета полностью был разрушен, настоятель протоиерей Николай Владимирский погиб. Архив приходского совета храма сгорел, чудом уцелели надвратный образ Святителя Николая, медное чеканное блюдо с изображением Николая Чудотворца, серебряное кадило и оклады сгоревших напрестольных Евангелий. 

В мае 1944 года болгарский Синод предоставил русской общине сначала церковь Великомученицы Екатерины в с. Княжево, а через два месяца храм Параскевы Самарджийской в центре Софии. Погибшего настоятеля сменил хорошо известный прихожанам протоиерей Георгий Голубцов. Он происходил из крестьянской семьи, учился в Московской семинарии, но не окончил ее. В качестве священника служил на приходах Подмосковья. В 1885 году был переведён в Грузию на должность священника сухумского кафедрального собора. Затем был преподавателем в Тифлисской духовной семинарии. Одним из его учеников был И. Джугашвили, который учился там со 2 сентября 1894 года до своего исключения 29 мая 1899 года. Близким людям отец Георгий говорил о нем: «Мятежная душа, абсолютный анархист».

Отец Георгий участвовал во Всероссийском Московском церковном соборе 1917—1918 годов, о чем оставил дневниковые записи. В марте 1920 года из Новороссийска эмигрировал с Добровольческой армией на греческий остров Лемнос. Он был одним из тех полковых батюшек, которым пришлось проводить богослужения на палубах и в трюмах судов, под открытым небом на берегу моря. Графиня М.А. Граббе (урожденная Голенищева-Кутузова) вспоминает, как отец Георгий провел в трюме корабля общую исповедь и завершил ее словами: «…пора опомниться, образумиться, обратиться к Богу, к Церкви, каяться, и тогда Господь спасет Россию, только тогда, когда все покаются и соединятся в общей настойчивой, неутомимой молитве». В огромном четырехтысячном палаточном лагере беженцев на Лемносе он создавал церкви в палатках, сараях, сооружая иконостасы из подручных средств. В тяжелых походных условиях он оформлял обездоленных русских людей, лишившихся Родины, семьи, положения, достатка, и каждый день отпевал умерших от болезней, голода и холода. После Лемноса он оказался в Болгарии. Будучи священником Русской церкви, отец Георгий был членом правления церковно-православного братства «Святитель Николай», одним из основателей и членом правления Общества почитателей памяти Императора Николая II и его семьи.

Первоочередной задачей отца Георгия как настоятеля стало приобретение необходимой церковной утвари и богослужебных книг, утраченных во время бомбардировки. По инициативе владыки Серафима практически сразу после его приезда при Русском храме был создан комитет по сбору пожертвований в пользу голодающих русских иноков на Святой горе Афон. Теперь русский приход получил от афонских братьев бесценный дар — большое напрестольное Евангелие и комплект серебряных евхаристических сосудов.

Изменение политики в отношении Церкви в СССР в годы войны вызывали у русского духовенства за границей желание воссоединиться с Матерью-Церковью. В апреле 1945 года архиепископ Серафим обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с заявлением о готовности принять юрисдикцию Московской Патриархии и попросил оставить его в Болгарии. 30 октября 1945 года последовал соответствующий указ. Весной 1946 года советское правительство остановило действие протокола о временном пользовании Русской посольской церковью со стороны Болгарии и передало храм архиепископу Серафиму.

После окончания ремонтно- восстановительных работ в Русском храме, который серьезно пострадал во время англо-американских бомбардировок, церковь была освящена, и на Вербное воскресенье 1946 года владыка Серафим отслужил праздничную службу — после долгого перерыва русская община вернулась в свой родной храм. По воспоминаниям очевидцев, незабываемым было и празднование Пасхи. Храм был еще в лесах. Вместе с церковным хором пел и хор верующих военнослужащих Советской армии, находившихся тогда в составе советских войск в Болгарии. «Пела и славила Воскресшего Христа вся Святая Русь – русское зарубежье с Русью воинской славы», — вспоминал участник празднования.

После кончины протоиерея Георгия Голубцова в декабре 1947 года настоятелем храма стал протоиерей Андрей Ливен. Его жизнь могла бы стать сюжетом интересного и увлекательного романа или фильма.  Он принадлежал к роду светлейших князей фон Ливен, корни которого уходят вглубь российской истории – эта фамилия известна с 12 века. Его отец был предводителем дворянства Бортницкого уезда, соратником Столыпина, и управлял Дворянским земельным и Крестьянским поземельным банками. Мать — из рода Васильчиковых, прекрасно образованная, общалась с Л.Н. Толстым. Андрей Александрович воспитывался в духе патриархальной православной семьи. Отец скончался, когда юноше было 16 лет. Будучи студентом, хорошо материально обеспеченный юноша пополнил ряды «золотой молодежи».  Двухметрового роста, приятной наружности, он писал стихи в духе Маликова и Фета, играл на скрипке и гитаре, хорошо пел, рисовал, любил театр. Не избежал и духовных искушений: он увлекся оккультизмом и спиритизмом и даже посещал соответствующий кружок. Узнав об этом, его двоюродная бабушка игуменья Магдалина (графиня Орлова-Давыдова), основательница монашеской общины в своем родовом имении Отрадное, очень обеспокоилась и написала письмо своему внучатому племяннику с просьбой непременно покинуть этот кружок. Молодой человек ответил искренне, что ищет истину и если не найдет ее там, то откажется от оккультизма. Не иначе как по молитвам игуменьи Магдалины в руки руководительницы кружка попала книга «Добротолюбие» и, прочитав ее, она поняла, что занимается богопротивным делом, поделилась с членами кружка – у всех произошел духовный перелом.   Андрей Александрович раскаялся, обратился к Православной Церкви и даже высказывал намерение стать священником. 

Андрей Александрович окончил Демидовский лицей со степенью кандидата юридических наук, стал предводителем дворянства Коломенского уезда. Страдая болезнью лёгких, в середине 1917 года поехал с семьей на лечение в Сочи в имение своей жены С.А. Стахович. В Сочи он познакомился с благочестивым священником, который духовно окормлял его, учил молитве, давал душеполезные книги. Там его застала революция. Есть сведения, что три года он провел с семьей в Сочи, по другим сведениям он участвовал в борьбе против красных.

Когда началась всеобщая эвакуация, он успел отправить семью в Новороссийск, откуда его супруга с детьми уехала в Константинополь, а сам поехал в Крым, из России выехал позднее. Он долго и безуспешно пытался разыскать свою семью и тогда дал обет посвятить жизнь служению Богу, если семья отыщется.  Вскоре он чудесным образом нашел жену и детей на острове Антигона близ Константинополя. На семейном совете решили ехать в Болгарию – один знакомый предложил Андрею Александровичу открыть в Софии магазин русских книг. По приезде в Болгарию в 1921 году он стал одним из зачинателей евразийского движения, инициатором первого евразийского сборника. Однако вскоре он познакомился с владыкой Серафимом, сразу же отошел от евразийцев, привязался к нему всем сердцем и стал верным и преданным духовным сыном. Андрей Александрович поделился с владыкой своим давнишним желанием послужить Богу в сане священника и 22 февраля 1924 года он был им рукоположен. С 1926 года он был секретарём Епархиального совета при управлении русскими православными общинами в Болгарии и личным секретарем владыки Серафима. Под благодатным влиянием владыки Серафима природные качества отца Андрея развились в прекрасные христианские добродетели.

Зная о любви отца Андрея к сочинительству стихов, архиепископ Серафим благословил его перелагать стихами «Четьи Минеи» святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей писал и духовные стихи, а за год до кончины написал поэму «Три шага» о предтечах антихриста, которыми считал римского императора Юлиана, Лютера и Ленина. Его отличало истинно русское гостеприимство. Он многое сделал для привлечения к Церкви молодежи, организуя беседы на духовные темы, поэтические вечера, на которых читал свои духовные стихи и переводы Хайяма, Хафизов и других поэтов.

Кончина протоиерея Андрея Ливена в 1949 году была тяжелой утратой для прихода — храм лишился одного из последних опытных пастырей.

Две дочери Андрея Александровича приняли монашеский постриг – одна вела монашескую жизнь в Болгарии, другая в Америке.  

Настоятелем храма на короткое время стал архимандрит Пантелеимон (Старицкий), помощник владыки Серафима. Владыка Серафим скончался 26 февраля 1950 году в Неделю Торжества Православия.

Управление русскими церковными общинами было возложено на архимандрита Пантелеймона На территории Болгарии в юрисдикции МП состояло свыше 20 священнослужители. 10 ноября 1952 года по решению Священного Синода РПЦ русские православные приходы, монастыри, клир и монашествующие приходы в Болгарии передавались в юрисдикцию БПЦ, а Храм Св. Николая стал подворьем Московской Патриархии. Только с декабря 1973 года настоятелей этого храма стали направлять из Москвы.

Поделиться ссылкой: