Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— День прилета жаворонков
Народное название дня памяти святых 40 мучеников Севастийских.
— 1126 г. † Митрополит Киевский Никита
Прибыл из Константинополя в Киев осенью 1122 г., возведен на кафедру 15 октября. Будучи митрополитом, он посвящал весной 1123 г. владимиро-волынского епископа Симеона и 4 октября 1125 г. переяславского епископа Марка. Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123 г.) вследствие отказа митрополита пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить самостоятельную кафедру в Смоленске, где сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии. Владимир Мономах, в свою очередь, упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 г. его сын Мстислав исполнил волю митрополита. Митрополит Никита скончался на митрополии 9 марта 1126 г.
— Албазинская икона Божией Матери
«Слово Плоть бысть» - великая святыня Дальнего Востока. На иконе Божественный Младенец находится во чреве Пресвятой Богородицы. Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово плоть бысть». Своим названием икона обязана 20-летнему пребыванию в Спасском мужском монастыре вблизи знаменитого Албазинского острога. В течение четверти века (1665–89 гг.) этот острог был крупнейшим укрепленным поселением русских первопроходцев в Приамурье. Впервые Албазин упоминается в 1650 г., когда отряд Ерофея Хабарова занял, а затем сжег на Верхнем Амуре городок даурского князя Албазы, имя которого впоследствии дало название острогу. Русский этап в истории Албазина начался в 1665–66 гг., когда туда переселилась группа из 34 казаков во главе с Н. Р. Черниговским. Они поставили на месте Албазинского городища острог и взяли на себя сбор ясака с местного населения. Вместе с казачьим отрядом Черниговского на Амур прибыл иеромонах Гермоген. Он и привез с собой эту икону и, основав в 1671 г. в 5 км выше Албазина по течению Амура Спасский монастырь, поместил там чудотворный образ Богородицы. Не однажды эта икона Покровом Своим защищала насельников Албазина от нападений воинственных маньчжуров. Во время осады Албазина маньчжурами в июне 1685 г. Спасский монастырь был разрушен. Однако его настоятель о. Гермоген с братией успели затвориться вместе с албазинцами в остроге и спасти святыню. 450 защитников крепости с 3 пушками не смогли противостоять 10 тыс. воинов противника с 200 пушками. Острог пал. Оставшиеся в живых албазинцы ушли в Нерчинск. В 1891 г., посетив Благовещенск во время кругосветного путешествия, будущий Император Российский цесаревич Николай Александрович Романов, как записано в ведомости кафедрального собора, «благоговейно преклонил колена перед сею иконою и изволил приложиться к ней. Цесаревич получил в подарок копию Албазинской иконы в серебряном окладе. Он в свою очередь преподнес настоятелю собора А. Сизому золоченую лампаду с эмалевыми просветами разных цветов и просил поместить ее перед Албазинской иконой». 5 октября 1916 г. этой иконой был освящен Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, которым завершалось 25-летнее строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Следовательно, этим образом был освящен не только мост, но и весь Транссиб.
В 1924 г. кафедральный собор в г. Благовещенске сгорел, и икона была перенесена в Ильинскую часовню. С 1938 г. находилась в Амурском областном краеведческом музее. В 1991 г. была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом торжественно перенесена и водружена на почетное место в Благовещенском кафедральном соборе. Это был первый на Дальнем Востоке крестный ход после захвата власти большевиками. Чтимый список Албазинской иконы находится в Хабаровске в Успенском соборе.
— 1697 г. «Великое посольство» царя Петра I
«Великое посольство» царя Петра I отправилось в Западную Европу согласно Указу Государя от 6 декабря 1696 года. Руководителями посольства («великими послами») были назначены генерал-адмирал Ф.Я.Лефорт, глава Посольского приказа Ф.А.Головин, думный дьяк П.Б.Возницын. 2 марта 1697 г. из Москвы выехал передовой отряд, а 9 марта – великие послы, при которых находился сам Царь Петр I, отбывший в свою первую заграничную поездку под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. В составе посольства вместе со свитой и прислугой находилось более 250 человек, в том числе 35 волонтеров, направленных на учебу за границу. Путь посольства прошёл через Ригу, немецкие земли, Голландию, Англию и Австрию. В ходе путешествия царь Петр I активно учился различным ремёслам. Круг его интересов поражал современников. Так, будучи в Голландии и Англии, русский монарх посещал китобойные суда, госпитали, воспитательные дома, фабрики, мастерские, учился технике гравировки, изучал анатомию. Об уровне образованности царя говорят многие зарубежные свидетельства. Примечателен в этом плане аттестат прусского подполковника Штейнера фон Штернфельда, выданный царю Петру по окончании курса лекций по артиллерийскому искусству: «господин Петр Михайлов везде за исправнаго, осторожнаго, благоискуснаго, мужественнаго и безстрашнаго огнестрельнаго мастера и художника признаваем и почитаем быть может».
— 1723 г. † Царевна Мария Алексеевна
Мария Алексеевна родилась 18 января 1660 г. в Москве — дочь Царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, сестра царевны Софьи и Петра I. Первая заключенная в крепости Орешек (1718—1721 гг.). Как и некоторые из ее сестер, Мария пережила опалу и заточение. Ее вина состояла в добрых отношениях не только с Софьей Алексеевной, но и с Евдокией и царевичем Алексеем. После пострига царицы в Покрово-Суздальском монастыре Мария Алексеевна продолжала поддерживать с ней связь, передавала письма Алексея матери, а после бегства царевича за границу — и деньги. Во время этого бегства, по пути из Риги в Либаву, Алексей встретил Марию Алексеевну, возвращавшуюся из Карлсбада после лечения, и между ними состоялся разговор. Тётка потребовала от него написать письмо матери и, видя колебания царевича, сказала: «Хоть бы тебе и пострадать, ведь за мать, ни за кого иного». Этого оказалось достаточно, чтобы привлечь Марию к следствию по делу Алексея. В 1718 году она была арестована и посажена в Шлиссельбургскую крепость, а затем переведена под домашний арест в особый дом в Петербурге. Освободили ее лишь в 1721 году. Царевна Мария Алексеевна пережила всех своих сестер и скончалась последней в 1723 году, за два года до смерти своего великого брата. Похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
— 1807 г. Взятие крепости Тенедос
Турецкая крепость в Эгейском море, взята русской эскадрой под командованием Д.Н. Сенявина. Потери турок: 200 убитых и около 150 раненых, потери русских: 4 человека убитых и 86 раненных. На Тенедосе была создана русская база, откуда наша эскадра проводила ближнюю блокаду Дарданелл. Это имело большое значение для дальнейшего ведения войны.
— 1915 г. Взятие Перемышля
Русские войска взяли Австрийский город-крепость Перемышль. Успехом Русской армии окончилась длившаяся 133 дня осада «карпатской твердыни» ‒ сильная австрийская крепость Перемышль (в настоящее время польский город Пшемысл) капитулировала. Русским войскам сдались 9 генералов (в том числе Герман Кусманек, А. Тамаши, К. Вейзендорфер, В. Никль), 93 штаб-офицера, 2 204 обер-офицеров, 113 890 нижних чинов, русские войска захватили 900 орудий (по другим данным 1 050). После взятия крепости в Перемышль (на поезде до Самбора, затем на автомобиле) прибыл Император Николай II. Генерал Брусилов показывал ему крепостные укрепления. Падение Перемышля, ставшее самым крупным успехом Русской армии в 1915 году, было воспринято российским обществом с огромной радостью. «Биржевые ведомости» называли 9 марта «Днем русской славы», почти все газеты рассматривали это радостное событие как «торжество славянства», повсеместно высказывалось мнение, что с падением Перемышля Австро-Венгрия будет вынуждена просить у России мира. Генерал Селиванов сразу же был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени в обход 4-й степени, которой он не имел; Брусилов ‒ удостоился звания генерал-адъютанта, а Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич получил орден Св. Георгия 2-й степени и украшенную бриллиантами саблю с надписью «За освобождение Червонной Руси». «Взятием Перемышля наши чудо-богатыри вернули России ее старинное достояние. Это древний русский город (Галицкой Руси), основанный еще в X веке.
— 1917 г. Прибытие Императора Николая II в Царское Село
Утром 9-го марта 1917 года царский поезд в последний раз доставил Государя в Царское Село. Император в поезде простился с членами свиты. После остановки состава, многие члены свиты поспешно покинули его, стремясь как можно быстрее оставить свергнутого Монарха, пребывание возле которого становилась небезопасным для их благополучия. Государь, в черкеске 6-го Кубанского Казачьего батальона с орденом святого Георгия на груди, молча вышел из вагона и поспешно сел в автомобиль в сопровождении князя В.А. Долгорукова. Через некоторое время автомобиль с Государем и сопровождавший его конвой остановились перед воротами Александровского дворца. Ворота были заперты. Часовые не пропускали царский автомобиль. Через несколько минут к воротам вышел какой-то прапорщик и громким голосом произнес: «Открыть ворота бывшему Царю!». Часовые раскрыли ворота, автомобиль въехал и ворота захлопнулись. Царствование Императора Николая II кончилось – начался Крестный Путь Царя-Мученика, воссоединение Царственных Мучеников. Начало Царскосельского периода страданий.
— 1917 г. Письмо в Правительствующий Синод
Одесский Союз русских людей. Святейшему Правительствующему Синоду:
«Ваше Святейшество! Боголюбивые Отцы и Архипастыри! Возвысьте Ваш голос: просите Государственную Думу, и Временное Правительство не насиловать народной совести случайным большинством Учредительного Собрания. Пусть русский православный народ всенародным голосованием (плебисцитом) выразит сначала свою волю, чему быть: Царю или Республике. Ведь только один русский православный народ, собиратель земель, имеет на это право, а Учредительное Собрание должно иметь одну задачу: опираясь на выраженную уже волю русского народа, выработать новые основные законы. Председатель Союза (подпись)».
— 1917 г. Определение Святейшего Синода № 1277
Определением № 1277 от 9 марта 1917 года «Об объявлении для исполнения формы присяги на верность службы Российскому государству для лиц христианских вероисповеданий» Синод приказал: «Настоящую форму присяги или клятвенного обещания на верность службы российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий для исполнения объявить по духовному ведомству; о чем подлежащим лицам и учреждениям духовного ведомства послать циркулярные указы, с приложением самой формы.
Форма присяги: Клянусь честью гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания.
— 1917 г. Определение Святейшего Синода № 1280
9 марта 1917 года выходит Определение Святейшего Синода № 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием». «Послание Святейшего Синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917 г.
«Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1, 2).
Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжелую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности. Приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.
[Подписи]:
Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;
Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;
Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;
Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;
Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;
Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;
Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;
Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;
Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов».
«Согласно распоряжениям высшей церковной власти, сделанным в марте 1917 г., употребление таких «контрреволюционных» слов, как «император», «царствующий» и им подобных, практически исчезло из официального лексикона богослужебной практики РПЦ. Таким образом, через несколько дней после начала Февральской революции Российская церковь перестала быть «монархической», фактически став «республиканской» (т.е. народоправческой или в переводе на греческий язык – Лаодикийской (Откр.3:14). Одной из концептуальных точек зрения в целом всего российского духовенства весной 1917 г. было безусловное признание народовластия как новой формы государственного правления и всецелое подчинение ему. «Власть верховная возвратилась к народу», «власть принята народом в свои руки и до Учредительного собрания передана Временному правительству» – вот типичные формулировки в документах РПЦ весной и летом 1917 г. Соответственно, Временное правительство рассматривалось официальным духовенством как «вышедшее из среды народных избранников», состоящее из народных представителей и обладающее «всей полнотой народной власти», которая, выражаясь словами резолюции Московского епархиального съезда, «вверена ему Богом и народом». Священнослужители не оспаривали, не ставили под сомнение легитимность власти Временного правительства, а полностью признавали ее».
— 1938 г. † Игумен Иоасаф (Шахов)
Иоасаф (Шахов), игумен, преподобномученик. В миру Шахов Иосиф Иванович. Родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1896 году поступил в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии, где до 1904 года проходил различные послушания. В начале Русско-японской войны настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника идти в армию. Перед отправкой на фронт он совершил молебен и в напутственном слове пожелал Иосифу защищать Веру, Царя и Отечество, как и подобает воину Христову. Полтора года Иосиф служил рядовым, а по окончании войны вернулся в обитель, был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен в иеродиакона, а в 1910 году — в иеромонаха. В 1915 году игумен Николо-Песношского монастыря Иувеналий откомандировал о. Иоасафа на германский фронт священником 461-го полка. До революции о. Иувеналий возглавлял монархическую партию, членом которой был и о. Иоасаф. «Иди и защищай Царя и Отечество», — сказал ему игумен Иувеналий. И свою горячую веру, любовь к родине и царю тот пронес через все годы войны. Он не скрывался от опасности, а вместе со своей паствой — солдатами — ходил в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их, погребал убитых. Весной 1917 года солдаты, поверившие пропаганде, разлагавшей армию, все чаще спрашивали батюшку: «Когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» — и о. Иоасаф отвечал: «Мы страдаем за одно общее дело, прежде всего — за Веру! во-вторых — за Царя! и в-третьих — за наше Отечество! Его мы должны защищать, не щадя своей крови». 8 марта 1938 года его арестовали и отправили в коломенскую тюрьму. На допросах, которые начались сразу же после ареста, сказал: «… по долгу присяги не могу быть солидарен с Советской властью… Мне очень не нравится эмблема Соввласти «серп и молот», и я мечтаю, чтобы вместо ненавистной этой эмблемы был бы образ Спасителя. Я призван защищать веру и помазанника Божия — Царя, и этому не изменю в своей жизни…» Расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Храм, где служил преподобномученик Иоасаф, полностью разрушен. На месте храма усилиями жителей села установлен поклонный крест. В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
— 1938 г. † Алексей Дмитриевич Мешковский
Протоиерей. Родился 9 марта 1873 года в селе Богородицкое Курской губернии, из духовной семьи. Был одним из основателей и товарищем председателя курского губернского отдела Союза Русского Народа. С 1911 года член Знаменско-Богородичного братства. В ноябре 1912 года избран депутатом IV Государственной Думы, был членом фракции правых. Принимал активное участие в деятельности правых организаций Петербурга, был кандидатом в члены Главного Совета СРН, членом Русского Собрания. После Февральской революции подвергался гонениям. Объединённое собрание курского духовенства исключило его из своей среды «как лицо, своей вредной, преступной деятельностью навлекающее на себя общее презрение и осуждение». Принял мученическую кончину 22 марта 1938 года на Бутовском полигоне, где и захоронен.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович