— Рождество Пресвятой Богородицы

Пророками было предсказано пришествие в мир Мессии, Сына Божия, для спасения человечества. Эту веру хранил малый праведный остаток верующих Ветхозаветной Церкви. И когда пришло время и Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.​ ​Дата Рождества Пречистой Богородицы  выбита на памятнике Тысячелетия России в Нижнем Новгороде, как дата рождения Российского государства.

Начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сент. — начало индикта — церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости.

 

— 862 г. День рождения Русского государства

​Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора.​ ​День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси скульптора М. Микешина, воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

 

— Икона Божией Матери «София — Премудрость Божия»​ ​ ​

Находилась в Киеве, в Софийском соборе. Икона «София — Премудрость Божия» встречается только на православном Востоке и неизвестна на Западе. ​Под словом «Премудрость», или по-гречески «София», разумеют Сына Божия. Значение изображения «Софии — Премудрости Божией» объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Иконы святой Софии — Премудрости Божией, заимствованные из Юстиниановой Церкви, изображают соединение Церкви Небесной и видимой через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.

 

— 1240 г. Холмская икона Божией Матери

​Отмечено заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за ​ г. Холм при осаде его войском Батыя.

 

— 1295 г. Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

​Одна из древнейших икон Руси. Обретена 8 сентября 1295 г., когда после разорительного татарского нашествия все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Икона прославилась многими чудесами в русской истории. Покинула Россию в 1920 г. вместе с армией генерала Врангеля и стала главной святыней Русского зарубежья.

 

— 1380 г. Куликовская битва

​Торжество Руси над всей Татарской Ордой! Вместе с татарами победой на Куликовом поле Москва, в лице своего Великого Князя Димитрия Донского, победила старое княжеское разногласие и вражду из-за частных волостных выгод при забвении надобностей, общих для всей Родины. На Куликовском поле народ узнал, что Москва есть истинное средоточие и сердце Русской Земли, истинный защитник, сберегатель и устроитель земской тишины и независимости от соседних держав. На Мамаевом побоище явились героями не сильные, высокомерные и честолюбивые князья, а слабые владетели мелких вотчин, не искавших себе владычества над землею, но помышлявшие только о службе Отечеству.​ ​На поле битвы 8 сентября 1380 года были иконы: Донская, принесенная в дар донскими казаками, и Гребневская — Гребенская, стоящая ныне в Москве, в церкви ее имени, у Лубянской площади.

 

— 1380 г. † Александр Пересвет

​Герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки». В 1380 г. Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом — Родионом Ослябей к московскому князю Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в старом соборе Московского Симонова монастыря. Мощи его до сих пор почивают в этом монастыре.

 

— 1380 г. † Родион Осляба

​Московский боярин, монах Троице-Сергиевой лавры, герой Куликовской битвы.​ ​В 1380 г. был послан прп. Сергием Радонежским вместе с монахом Пересветом к князю Дмитрию Донскому, чтобы воодушевить русских воинов перед Куликовской битвой. ​Погиб в бою. Мощи его почивают в старом соборе Московского Симонова монастыря.

 

— 1495 г. Осада Выборга

​Русская рать под командованием русского полководца Даниила Васильевича Щени подошла к Выборгу, стены и башни которого шведы считали неприступными. Началась осада, длившаяся три месяца. Действия Щени оказались неожиданными для шведов. При штурме Выборга он применил артиллерию, крупнокалиберные пушки и пищали, которые, по свидетельству шведских летописей, «причинили много горя» защитникам. Вместо трудоемких и опасных из-за обстрелов со стен «приметов» (искусственных насыпей), он применил штурмовые лестницы. Таких приемов осады еще не знала русская военная история.​ ​ Пока главные силы готовились к штурму, конные оряды опустошали окрестные земли, разрушали шведские опорные пункты.

— 1549 г. Царю Иоанну IV был подан проект реформ И.С.Пересветова

​Автор критиковал засилье бояр и отсутствие законности и выражал надежду, что «грозный и мудрый Царь» будет управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не касты аристократов.

 

— 1581 г. Штурм Пскова

​Полчища поляков и литовцев штурмуют Псков, защищаемый мужественным воеводой князем Иваном Петровичем Шуйским. Бодр дух осажденных. Инок Покровского монастыря дряхлый слепец Дорофей видел явление Богородицы в сопутствии святых князей: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николы Салоса и других прославленных во Пскове святых. Гневалась Владычица на град, но святые вымолили ее прощение. “Старче! — слышал голос Дорофей.— Иди скорее, возвести боголюбивым воеводам, печерскому игумену и всему народу, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога; завтра пусть стерегут это место, пусть поставят здесь пушки и направят их на шатры королевские. Всему народу вели плакаться о грехах своих, и Я буду молить Сына Моего и Бога за ваши согрешения”… Приступ отбит на месте, указанном в видении. Воздавая хвалу Богу в храме святой Троицы, князь Шуйский говорит воинам и народу: “Вот, братие, миновал для нас первый день печали и веселия, трудов и мужества. Совершим, как начали. Сильные враги наши пали, а мы, немощные, препоясались силою. Гордый исполин лишился хлеба, а мы, алчущие милосердия Божия, исполнились благ. Будем готовы умереть за веру Христову. Как начали, так и довершим, с Богом, без всякой хитрости”. Враги вскоре сняли осаду, не возобновив приступов.

Из дневника Стефана Батория: «Нам не везет в Печерах. Пробьют отверстие в стене, подойдут к нему и остановятся, далее идти не могут. Все удивляются, отчего это происходит. Одни говорят, что это колдовство со стороны русских, другие — что место свято. Уже второй приступ не удается. Эти монахи творят чудеса храбрости».​ ​

— 1710 г. Взятие крепости Кекскольм

​Русские войска под командованием Брюса вынудили к сдаче Кекскольм (древнерусскую Карелу).​ ​Крепость Корела с XII века была форпостом русских земель на границе со шведскими владениями, неоднократно отбивала нападения и несколько раз была взята. В последний раз это произошло в 1611 году, когда после 6 месячной осады крепость пала, и эти земли отошли к шведской короне. Рядом со средневековым замком шведами была построена более современная бастионная крепость, и город был переименован в Кексгольм. ​В начавшейся Северной войне, Петр I собирался предпринять осаду Кексгольма еще весной 1704 года; однако вскоре отправленные на Карельский перешеек войска были стянуты к Нарве, и осаду отложили.

В 1709 году обстановка неожиданно изменилась – главная армия Карла XII была разгромлена под Полтавой, угроза вторжения в Россию миновала, и у Петра I освободились силы для атаки шведских владений на балтийском побережье. Уже в июле 1709 г. войскам Б.П.Шереметева было приказано отправляться к Риге; осада началась в октябре 1709 года и закончилась в июле 1710 г. После падения Риги, русские полки осадили и взяли крепости Ревель (Таллин), Пернов (Пярну) и Аренсбург (Курессааре). Отдельным фронтом действовали русские войска под командованием генерал-майора Ностица в Польше — в феврале 1710 года ими была взята штурмом крепость Эльбинг (Эльблонг). ​На северном направлении активные действия начались весной 1710 года. В марте войска Ф.М.Апраксина были посланы из Санкт-Петербурга под Выборг, осада длилась до июня и увенчалась сдачей города. Участвовавшие в выборгской осаде полки генерал-майора Р.В.Брюса отправились на восток, чтобы атаковать Кексгольм. Роман Вилимович Брюс был обер-комендантом недавно построенного Санкт-Петербурга, по должности он принимал активное участие в обороне города и был знаком с театром военных действий на Карельском перешейке.

8 сентября договор о сдаче города и замка был заключен, и русские полки вступили в крепость. Шведский гарнизон получил право уйти в Нейшлот (Савонлинна) со своим мундиром и оружием, однако «без знамен и полковой музыки» (лишение этих регалий символизировало, что гарнизон оборонялся не слишком активно и не имел шансов получить подкрепление). Петр предписывал Брюсу отпустить гарнизон после того, как шведы помогут русским солдатам восстановить разрушенный город. ​ ​ Несмотря на предоставленную возможность уйти вместе с комендантом Кексгольма на шведскую территорию, часть солдат гарнизона предпочла вернуться к крестьянской жизни или перейти на русскую службу. В качестве трофеев осаждающим достались 77 бронзовых и чугунных пушек и 7 мортир. Роман Вилимович Брюс за взятие Кексгольма получил звание генерал-лейтенанта.

 

— 1720 г. Торжество победы Русского флота

Торжественный ввод в Петербург четырех шведских фрегатов взятых в сражении при Гренгаме.

 

— 1727 г. Отстранен от власти и отправлен в ссылку князь​ Александр Данилович​ Меншиков

​Утром 8 сентября 1727 г. 55-летний президент Военной коллегии, генералиссимус, светлейший князь Александр Данилович Меншиков, могущественнейший человек России, нареченный тесть Императора Петра II, получил царский указ о домашнем аресте. В тот день была сломлена блистательная карьера самого знаменитого «птенца гнезда Петрова». После смерти императора Петра I светлейший князь Меншиков, опираясь на гвардию и виднейших государственных сановников, в январе 1725 г. возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России, подчинив себе армию и сосредоточив в своих руках огромную власть. Со вступлением на престол сына царевича Алексея Петровича Петра II​ ​ он был удостоен чина полного адмирала и звания генералиссимуса, его дочь Мария была обручена с юным Императором. Династические замыслы Александра Даниловича встревожили его врагов — князя Д.М.Голицына, герцога Адольфа-Фридриха Голштинского и графа А.И.Остермана.

Вследствие закулисных интриг высших государственных чиновников и придворных Александр Данилович без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета указом 11-летнего императора Петра II был лишен всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов за злоупотребления и казнокрадство и сослан со своей семьёй в сибирский городок Березов.

 

— 1736 г. † Феофан Прокопович

​Проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник царя Петра I.

«Делом всей жизни» Феофана Прокоповича стало участие в Петровских реформах. В 1721 г. по поручению царя Петра I он разработал Духовный регламент — законодательный акт, ликвидировавший соборное управление Церковью, заменив его синодальным управлением.

Место Церкви в государственной системе определялось ее назначением как средства воспитания и просвещения подданных. В сочинении «Правда воли монаршей» (1722 г.) Феофан Прокопович утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т. о., основой власти, наряду с божественной волей, является согласие монарха и народа.

 

— 1801 г. Торжественный въезд в Москву для Коронования Александра I

​Торжественный въезд в Москву Императорской четы состоялся 8 сентября при большом стечении народа. Современники вспоминали, что творилось нечто невообразимое: люди бросались на колени перед царем, целовали его сапоги и стремена его коня. Однако Александр, приветствовавший толпу, был печален и сосредоточен на своих мыслях, улыбался через силу. Его тогдашний друг А.Чарторыйский вспоминал: «Коронационные торжества были для него источником сильнейшей грусти … Я старался примирить его с самим собой, с той великой задачей, которая стояла перед ним … Но грызущий его червь не оставлял его в покое».

 

— 1802 г. Манифест Императора Александра I «Об учреждении министерств»

​Императорским указом в России взамен устаревших коллегий учреждены первые министерства. На первых порах их было образовано восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.​ Каждое министерство получило «Наказ» (положение), которым определялись его задачи. Самым большим и многопрофильным стало Министерство внутренних дел. Провозглашалось, что каждый министр будет иметь инструкцию, которая точно определит объем его полномочий. Все вопросы, превышавшие министерскую власть, разрешались Императором на основании министерского доклада. В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве.

 

— 1864 г. Из письма Святителя Феофана

​Святитель Феофан Затворник Вышенский писал: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя».

 

— 1843 г. Рождение цесаревича Николая Александровича

​Николай Александрович — Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий князь, старший сын Императора Александра II, атаман всех казачьих войск, генерал-майор Свиты Его Величества, канцлер Гельсингфорсского университета. Николай Александрович был вторым ребенком (после его сестры Александры) и любимым старшим сыном-наследником, родившимся у будущего императора Александра II (в то время Цесаревича Александра) и его юной супруги Марии Александровны. Он родился в Царском Селе 20 сентября по новому стилю и был назван в честь его деда — Императора Николая I. По воспоминаниям Великой Княжны Ольги Николаевны — родной сестры Императора Александра II и тёти новорожденного — их отец, Император Николай I, был так взволнован и растроган рождением внука-престолонаследника, нареченного его именем, что призвал трёх своих младших сыновей — Великих Князей Константина, Николая и Михаила, — повелел им преклонить колена перед колыбелью будущего наследника Российского Престола и принести ему клятву верности. Мальчик рос всеобщим любимцем, отличался умом, приятной внешностью и характером. Родители и дедушка с бабушкой не чаяли в нем души, особенно страстно была привязана к нему мать — Мария Александровна. Из братьев и сестер Николай был наиболее близок со следующим за ним по возрасту (на два года младше) братом Александром — будущим Императором Александром III.

 

— 1862 г. Торжественно открыт памятник «Тысячелетия России»

В Великом Новгороде, в детинце, напротив собора Святой Софии в присутствии Императора Александра II и членов царской семьи был торжественно открыт первый монумент, посвящённый российскому государству — памятник «Тысячелетие России».​ К открытию готовились, как к большому торжеству: Новгород был отремонтирован и заново замощен. В город прибыли войска, представители знати, а 7 сентября на пароходе по Волхову прибыл в Новгород Александр II с семьей и приближенными. 8 сентября Царь принял депутацию от местных дворян, объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с Царицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и публика, разместившаяся на специально сооружённых помостах. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Вечером в городе происходили народные гуляния.

Средства на создание монумента были частично собраны по всероссийской подписке. В состоявшемся в 1859 г. конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого рисовальщика и живописца М.Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств. ​На памятнике размещено 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня. Венчает монумент фигура женщины, олицетворяющей Россию и стоящей на коленях перед ангелом. Среднюю часть памятника занимают шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: появление государства (Рюрик со щитом), принятие христианства (князь Владимир с крестом в руке приказывает крестьянину разбить языческого идола, с другой стороны мать подносит ему младенца для крещения), победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина), централизация Русского государства (Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног — поверженные противники, позади — фигура сибиряка, поддерживающего гигантский шар), начало царской династии Романовых (скульптурная группа «Избрание Михаила Романова на царство» или «Минин и Пожарский» — Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти), петровские преобразования (Петр I на фоне распростёртых крыльев гения Славы, у ног императора — поверженный швед). Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший среди новгородцев свирепым правителем из-за кровавой расправы с предателями, учиненной опричниками в Новгороде в 1570 г. Также нет на монументе Императора Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа.

 

— 1875 г. Взятие Маргелана

Русскими войсками был занят г. Маргелан. Лишаясь одного союзника за другим, хан Абдуррахман Автобачи отступал. В погоню за ним отправился отряд Михаила Дмитриевича Скобелева. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. Абдуррахман с небольшим количеством соратников укрылся в горах.

​Маргелан входил в состав Кокандского ханства, после присоединения Средней Азии к России 8 сентября 1875 г. Маргелан стал уездным городом, оптовым рынком сбыта хлопка и шелка.

 

— 1914 г. Окончание Галицийской битвы

​Закончилось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны 1914-1918 гг. между русской и австро-венгерской армиями в Галиции и Польше — Галицийская битва. В сражении в Галиции участвовали 5 армий русского Юго-Западного фронта, Днестровский отряд под командованием генерала Н. И. Иванова и 4 австро-венгерские армии под командованием эрцгерцога Фридриха и фельдмаршала Гётцендорфа, а также германская группа генерала Р. Войрша. Стороны имели примерно равное число бойцов, в сумме оно достигало около 2 млн. человек. Потери русских в Галицийской битве составили 230 тыс. человек, австро-венгерские войска потеряли около 360 тыс. человек (включая около 120 тыс. пленных) — более трети своих вооружённых сил на Восточном фронте. Победа русской армии практически свела на нет успехи немцев, достигнутые в ходе Восточно-Прусской операции, и отвлекла значительные силы Австро-Венгрии от Сербии. Планы германского командования удержать весь Восточный фронт силами только австро-венгерской армии потерпели полный провал, а Австро-Венгрия надолго утратила боеспособность.

 

— 1973 г. † Лидия Андреевна Русланова

​ ​Русская певица.

 

— 1991 г. Перезахоронение праха Н.Н. Муравьева-Амурского

​В декабре 1990 г. года останки генерал-губернатора Восточной Сибири самолетом Аэрофлота в специальном саркофаге были доставлены во Владивосток. Определили и место захоронения Муравьева-Амурского — на полуострове, носящем его имя.​ Церемония захоронения была намечена на воскресный день, 21 сентября 1991 года. Саркофаг с прахом Николая Николаевича Муравьева-Амурского установили в Доме офицеров флота, и в тот же день тут прошла заупокойная литургия. Жители города шли и шли в траурный зал,чтобы отдать дань глубокого уважения памяти этого выдающегося государственного деятеля. У гроба в почетном карауле застыли военные моряки и казаки. Траурная процессия заполнила главную улицу Владивостока. Шестисоттысячный город провожал Н.Н. Муравьева-Амурского к месту последнего упокоения. Казаки и военные моряки несли вслед за лафетом флаг России и Андреевский флаг. Великому гражданину России воздавались самые высокие воинские почести.

 

— 1992 г. Хиротония митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина

Родился в 1938 г. Окончил Духовную семинарию и Академию в 1967 г. Принял монашество в 1992 г.​ Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы​ в 1992 г. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Алексий II. ​8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита. Глава новообразованной Приморской митрополии.

 

— 1993 г. Восстановление Рождество-Богородицкого монастыря вблизи Уссурийска

Владыка Вениамин 21 сентября 1993 г. совершил освящение монастырского храма малым чином. Затем появились первые насельницы, прибывшие возрождать монашество на Дальнем Востоке из центральной России. Среди них и нынешняя настоятельница обители игумения Варвара (Волгина).​

К​ 20-летнему юбилею возрождения обители​ митрополит Вениамин наградил настоятельницу игумению Варвару (Волгину) медалью «За церковные заслуги перед Владивостокской и Приморской епархией»​ I-й степени.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: