— Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных
Есть в году самый радостный день для всех грешников – это 8 (21) ноября. Господь дал право Архангелу Михаилу в этот день спасать грешников. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников. Тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога. Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ. И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.
Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
— 1470 г. Начало ереси жидовствующих
В 1470 г. ноября 8-го прибыл в Новгород из Киева или, по выражению некоторых летописей, из Литвы (так как Киев состоял тогда в Литовском государстве) брат киевского князя Симеона, Михаил Олелькович, присланный польским королем Сигизмундом по просьбе самих новгородцев. С князем Михаилом прибыла из Литвы весьма многочисленная свита, в которой находился и некто жидовин Схария, сделавшийся известным князю еще в Киеве. Этот «жидовин, — скажем словами современника, оставившего нам и краткую историю, и подробное опровержение ереси жидовствующих, — был научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии. Сначала он прельстил в Новгороде попа Дионисия и обратил его к жидовству. Дионисий привел к нему попа с Михайловской улицы Алексия, который также сделался отступником от истинной веры Христовой. Потом пришли из Литвы иные жиды — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш. Алексий и Дионисий до того возревновали о жидовской вере, что с ними всегда пили и ели и от них учились жидовству, и не только сами учились, но научили жидовству своих жен и детей. Хотели даже обрезаться в жидовскую веру, но жиды им не велели, говоря: если узнают вас христиане и вздумают освидетельствовать, то будете обличены, а держите жидовство тайно, явно же христианство. Алексию переменили имя, назвали его Авраамом, а жену его назвали Саррою». Таково начало ереси жидовствующих: жид Схария совратил в жидовство двух новгородских священников, два другие жида вместе с ними совратили и самые их семейства!
— 1493 г. Копенгагенский трактат
«Быти нам в братстве, и в любви, и в единачестве». Так постанавливает первый русско-датский договор, заключенный 8 ноября 1493 г., получивший в науке название “копенгагенского трактата”, так как церемония его заключения прошла в Копенгагенском замке. Здесь в присутствии полномочных русских послов от царя Ивана III король Ханс скрепил печатью и поцеловал крест на договоре, как того требовали русские. Не только сам факт заключения, но содержание договора надо отнести к успехам русской и датской дипломатии. По условиям которого Дания брала обязательства оказать России военную поддержку против Великого княжества Литовского в обмен на помощь против Швеции, к которой у России были претензии на Восточную Финляндию.
— 1552 г. Празднование в Москве взятия Казани
Известие о взятии Казани произвело на людей неизгладимое впечатление. Со времен Дмитрия Донского русское оружие не одерживало более славной победы. Сама мысль, что после стольких лет ига, татарское ханство пало, наполняло все сердца бурным ликованием. В течении трех дней по возвращению в Москву с 8 по 10 ноября в царском дворце Иоанна Грозного шел пир, за это время Царь раздал даров на 48 000 рублей.
— 1720 г. † Яков Федорович Долгоруков
Князь, боярин, сенатор. Старший сын окольничего князя Ф.Ф.Долгорукова. Изучал математику, богословие, латинский язык. Во время московского восстания 1682 г. выступил сторонником Петра I, в связи с чем был назначен комнатным стольником Царя. Одним из первых стал на сторону Петра I в борьбе с царевной Софьей и прибыл в Троице-Сергиеву лавру. Участвовал в Азовских походах 1695—96 гг., за что пожалован в ближние бояре (1696 г.). После взятия Азова служил на Белгородской засечной черте и охранял южные границы от крымских набегов. В начале Северной войны ведал всеми запасами армии. Попал в плен к шведам под Нарвой (1701 г.). В 1711 г., во время переезда в Готтенбург, захватил шхуну и вместе с другими соотечественниками бежал в Ревель. С 1717 г. являлся президентом Ревизион-коллегии. По отзывам современников, был строгим и неподкупным контролером.
— 1739 г. † Иван Алексеевич Долгоруков
Государственный деятель. Фаворит Императора Петра II, светлейший князь (1729 г.), сын А.Г.Долгорукова. Долгое время жил в Варшаве и в 1723 г. приехал в Россию. С 1725 г. служил гофюнкером Великого князя Петра Алексеевича (будущий Император Петр II), с июля 1727 г. — камергером. После восшествия на престол Петра II находился при его дворе. Между ним и Долгоруковым установились дружеские отношения, используя которые Долгоруков способствовал разрыву Петра II с А.Д. Меншиковым. Способствовал обручению Петра II со своей сестрой Е.А. Долгоруковой. На допросах под пытками рассказал о подложном завещании Императора Петра II и роли в его составлении своих родственников. По обвинению в государственной измене он вместе с С.Г., И.Г. и В.Л. Долгоруковыми был казнен (четвертован).
— 1739 г. † Василий Лукич Долгоруков
Князь, государственный деятель. Казнен вместе с И.Г. Долгоруковым. Начало роду Долгоруковых положил потомок князя Михаила Всеволодовича Черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, прозванный за свою мстительность Долгорукой. Со временем некоторые из рода Долгоруковых стали писаться как Долгорукие, но родовые корни у этих фамилий все равно общие. Род Долгоруковых дал России многих государственных и военных деятелей. Одним из наиболее выдающихся был Василий Лукич Долгоруков. Почти 30 лет своей жизни отдал он дипломатической службе, охраняя интересы государя за границей и содействуя авторитету и славе России, но закончил жизнь на плахе. В царствование Петра II Долгоруков, назначенный членом Верховного тайного совета, был руководителем всех честолюбивых планов фамилии Долгоруковых. Свою фамилию он считал самой аристократической в России и связывал с ней мысль о благоденствии страны. Во время предсмертной болезни Петра II он был самым энергичным участником в составлении подложного духовного завещания в пользу своей родственницы — невесты государя Екатерины Алексеевны Долгоруковой. Замысел этот потерпел неудачу, и Долгоруков, тотчас по кончине Петра II, на заседании Верховного тайного совета поддержал предложение князя Голицына об избрании в императрицы герцогини Курляндской Анны Иоанновны Василий Лукич активно участвовал в редактировании «ограничительных пунктов» («кондиций»), он сам отвез их в Митаву и уговорил Анну Иоанновну подписать их Василий Лукич сопровождал будущую императрицу в Москву. Поселив ее во дворце, он сам остался при ней. Без его разрешения с ней никто не смел говорить, даже родные сестры. Ходили слухи, что он намеривался сам жениться на Анне Иоанновне и провозгласить себя правителем государства. Он пользовался большим доверием еще некоронованной императрицы, пока та не узнала о его роли в ограничении ее самодержавной власти. А в апреле 1730 года Анна Иоанновна потребовала присутствия бывшего фаворита при публичном уничтожении составленных им «кондиции». Опала Василия Лукича быстро распространилась и на его родственников. Многие из Долгоруковых были отправлены в отдаленные провинции, сам же Василий Лукич получил назначение губернатором в Сибирь. Но он «слишком долго» добирался к месту назначения, и в день коронации императрицы находился близко от Москвы. Сразу же последовал новый манифест: «За многие его, князя Василия Долгорукова, как Ее Императорскому Величеству самой, так и государству бессовестные противные поступки, лишая его чинов и кавалерии сняв, послать в дальнюю его деревню». Так Василий Лукич был сослан в пензенскую вотчину, где содержался очень строго — первое время ему даже запрещались прогулки. 12 июня 1730 года Сенат издал новый указ, которым повелевалось заточить князя Долгорукова в Соловецкий монастырь. Здесь ему разрешалось выходить из кельи только для посещения церкви, пищу ему приносили из монастырской трапезы, а общаться он мог лишь с прислугой. В монастыре князь Василий написал завещание, поделив оставшееся после конфискации наследство между родственниками. Пять лет провел Василий Лукич в таких тяжелых условиях, но затем его участь была несколько облегчена. Ему стали выдаваться кормовые деньги на содержание себя и прислуги, а режим содержания чуть смягчился. Так продолжалось до 1739 года. В начале 1739 года все князья Долгоруковы были доставлены в Шлиссельбург, где начала работать особая комиссия, образованная для рассмотрения их дела. После признания князя Ивана Алексеевича относительно подложной духовной Петра II, комиссия приговорила всех к суровым наказаниям, а четверым, в том числе и князю Василию, вынесла смертный приговор. Василий Лукич Долгоруков был привезен в Новгород, подвергнут допросам и пытке, и 8 ноября 1739 года обезглавлен. Его останки были захоронены в Новгороде в церкви Св. Николая Чудотворца.
- 1797 г. Единый Орденский праздник
Единый Орденский праздник в Российской Империи. Этот праздник установлен Императором Павлом I в день своей коронации 05. 04. 1797 г., для кавалеров всех Российских орденов. Государь объединил все существующие в России Орденские корпорации в единый Российский кавалерский орден, или Кавалерское общество Российской Империи.
— 1811 г. Полковой праздник
Полковой праздник лейб-гвардии Московского полка Российской императорской армии в день Собора Архистратига Михаила.
— 1833 г. Учрежден киевский Университет
«Киев – колыбель святой веры наших предков и вместе с сим первый свидетель их гражданской самобытности», – сказано в высочайшем указе Императора Николая Павловича об учреждении Университета святого Владимира от 8 ноября 1833 года.
— 1905 г. Создание Союза Русского Народа
8 ноября 1905 г. в день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных был создан Главный Совет Союза Русского Народа — черносотенной организации, насчитывавшей сотни тысяч членов. Это был народный ответ на так называемую «первую русскую революцию», которую тогда удалось подавить.
Председателем Союза был избран детский врач, доктор медицины Александр Иванович Дубровин. Его заместителями стали сын известного русского поэта А.Н. Майкова, художник, автор проекта нагрудного знака Союза Аполлон Аполлонович Майков, инженер Александр Иосифович Тришатный, казначеем — петербургский купец Иван Иванович Баранов, секретарем Совета — юрист, присяжный поверенный Сергей Иосифович Тришатный. Помимо них в первый состав Главного Совета вошли такие известные деятели черносотенного движения как неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист Павел Федорович Булацель, известный публицист, специалист по финансам и нацмональному вопросу Георгий Васильевич Бутми, председатель Совета петербургского Гостиного Двора купец Павел Петрович Сурин и другие.
— 1907 г. Русский Народный Союз имени Михаила Архангела
Пуришкевич Владимир Митрофанович 8 ноября 1907 года вместе с покинувшими, либо исключенными членами Союза Русского Народа создал новую черносотенную организацию — Русский Народный Союз имени Михаила Архангела. Единственным существенным отличием новой организации от Союза Русского Народа было признание Государственной Думы и, соответственно, необходимости для монархистов стремиться к участию в ее работе.
— 1921 г. Открылся I Всезарубежный Церковный Собор
В Сремских Карловцах открылся I Всезарубежный Церковный Собор. Это был Собор русских людей, проигравших борьбу против антирусской силы, захватившей Россию, но покаянно осознавших внутренние причины своего поражения («мы не забыты Богом, но наказываемы Богом за то, что забыли Его и Его заповеди», – говорилось в послании к эмигрантам) и стремившихся в опоре на восстановленное православно-монархическое сознание продолжать борьбу, тем более что она не прекращалась на родине. А послание к Мировой Конференции стало очень важным нравственным шагом русской эмиграции, пытавшейся напомнить западному миру истинные нравственные нормы и координаты добра и зла.
— 1985 г. † Святитель Филарет (Вознесенский)
Митрополит Филарет (Вознесенский), родился в 1903 г. – третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (с 1964 г.). В его правление Зарубежная Церковь совершила важные прославления русских святых, в том числе новомучеников Российских во главе с Царской Семьей. Святитель Филарет был одним из первых, кто открыто выступил против экуменизма и в защиту истинного Православия. Мощи его обретены нетленными. Причислен к лику святых.
— 2005 г. Возрождение Союза Русского Народа
21 ноября 2005 г. в Москве прошел восстановительный съезд «Союза Русского Народа», лидером которого является скульптор В. Клыков. Этот съезд «Союза Русского Народа» приурочен к 100-летию Союза Русского Народа. Первоначально мероприятие планировалось провести в Храме Христа Спасителя, однако администрация храма отказала организаторам «по техническим причинам», в результате оно было перенесено в ДК им. Горбунова. Съезд открыл Вячеслав Клыков, поставивший главную задачу собрания — «возобновление деятельности массовой патриотической организации русского народа — СРН, который был впервые организован сто лет назад». Атаман Московского казачьего отряда имени св. Александра Невского Александр Ткачев заявил, что «самое основное требование, считаться с русским народом, потому что русский народ является государствообразующим народом». Всего в работе Съезда приняли участие около 800 человек из 70-ти городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Абхазии. Вместе с гостями на съезде присутствовало более 1000 человек. На съезде был принят Устав «Союза Русского народа», а также выбраны члены Высшего Совета.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович