— 1649 г. Начало печатания книги Кормчая

Книга правил святых апостолов, святых Соборов и святых отцов вместе с некоторыми узаконениями благочестивых царей греческих.

 

— 1680 г. Царский Указ

​Царь Федор Алексеевич объединил управление военными приказами — Разрядным, Рейтарским и Иноземным (он ведал​ солдатами) в​ руках известного военачальника боярина князя Ю.А.Долгорукова, а двенадцатого числа издал развернутый именной указ о​ военно-административной реформе. Отныне все приказы, кроме названных и Стрелецкого (также управлявшегося Долгоруковым), теряли военные функции. Лишь в ведении Сибирского и Казанского приказов оставлялись местные войска, но и они входили в округа, образованные по военно-окружной реформе.

— 1708 г. Указ царя Петра I

​«О бежавших с изменником Мазепою Малороссийских старшинах и всякаго звания людях, о прощении их и возвращении им имущества и чинов, если оставив Шведов, прибегнут с разскаянием к Российскому Государю и о наказании их в противном случае смертию»​

«…Мы, Великий Государь, милосердуя и о тех подданных своих, которые изменою вора Мазепы заведены в неприятельския руки, объявляем сею Нашею, Царскаго Величества, грамотою: дабы оные, надеясь на Нашу Великаго Государя милость, от неприятеля, Короля Шведскаго, и от него вора изменника отлучались и приходили без всякаго опасения паки под Высокодержавную Нашего Царскаго Величества руку… и служили Нам, Великому Государю, по прежнему верно, в прежних своих чинах при войске Запорожском. А хотя бы некоторые из них о его Мазепине злом намерении и измене и ведали, но опасаясь его власти, на него не доносили и были с ним в согласии: и тем Мы милостивое отпущение вин их при сем объявляем и в прежних чинах их быть соизволяем, ежели возвратятся они паки в войско Наше Запорожское… даем всем оным, при воре Мазепе обретающимся, к возвращению на месяц время, считая с сего нижеписаннаго числа, обещая им Нашим, Царскаго Величества, словом, что ежели в те числа возвратятся, содержание чинов и маетностей их, без всякаго умаления и впредь Нашу Царскаго Величества милость. Но буде они, презрев сию Нашу Царскаго Величества милость и от неприятеля Нашего, Короля Шведскаго, и от него изменника Мазепы, в то определенное время отлучась… не возвратятся: то объявляем их, сею Нашего Царскаго Величества грамотою, за изменников Наших, и повелеваем их лишить всех чинов и урядов при войске Нашем Запорожском, також и маетности их и имение, яко изменничье, определяем отдавать за службы иным верным в войске Нашем Запорожском, а жен их и детей брать за караул и присылать к Нам Великому Государю, которые сосланы будут в ссылку; а ежели кто из них самих пойман будет, тот восприимет, яко изменник, достойную смертную казнь…»

 

— 1723 г. Основание Екатеринбурга

​В честь Императрицы Екатерины I был назван город Екатеринбург. Датой основания города считается 7 ноября 1723 г., когда начал работать Казенный металлургический завод. Его основал историк В.Н. Татищев, который в 1720-1722 гг. и в 1734-1737 гг. управлял заводами на Урале.

 

— 1742 г. Принятие православия

​Принял православие и наречен Великим князем Петром Федоровичем будущий Император Петр III, внук Императора Петра I, сын царевны Анны и герцога Голштинского.

— 1775 г. Губернская реформа

Императрицей Екатериной II было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужского пола. ​Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.​ Губернатор — стоял во главе губернии. Они подчинялись непосредственно Императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором.

 

— 1824 г. Сильнейшее наводнение в Петербурге

​День 6 ноября 1824 года с самого утра был очень неприятным. Дождь и пронзительно холодный ветер. К вечеру он еще больше усилился, предвещая Петербургу грозное бедствие. Только когда вода поднялась на три с половиной фута, на Адмиралтействе были зажжены сигнальные фонари и всю ночь (на 7 ноября) неоднократно раздавались пушечные выстрелы. ​А ведь многие народные приметы, над которыми ученые люди того времени подсмеивались, предвещали катастрофу еще месяца за четыре до того рокового дня. Летом камень, лежащий близ берега на Каменном острове, был весь покрыт водой. По приметам старожилов, это предвещало необыкновенное повышение воды осенью. ​ ​ ​ Необыкновенно высоко устроили свои «склады» зимних запасов муравьи — на верхней перекладине ворот. И опять-таки старые люди увидели в этом предупреждение: когда быть большой воде, муравьи делают свои гнезда как можно выше. ​ ​ ​За несколько дней до 7 ноября известный физик и механик Роспини увидел, что его барометры показывают такое низкое давление, какого он никогда еще не видывал. ​ ​ ​ ​ За день до наводнения кошка в одном доме перетащила своих котят на ту ступеньку лестницы, до которой вода потом не поднялась. Во многих домах крысы и мыши из подвалов перебрались на чердак. Но большая часть жителей отнеслась к чудовищным порывам ветра с какой-то беспечной легкомысленностью, хотя ветер вздымал воду в реках и каналах Петербурга до самых берегов. ​Утром 7 ноября, когда на улицах появились шедшие по своим делам люди, ветер уже перешел в ужасную бурю, которая срывала крыши с домов и вырывала с корнями большие деревья.​ ​Император Александр I смотрел на ужасы наводнения с балкона Зимнего дворца. Едва вода настолько стекла, что можно было проехать по улицам, он поехал в Галерную гавань. Страшная картина разрушений предстала перед ним. Пораженный, он вышел из экипажа и несколько минут стоял безмолвно. Слезы медленно текли по его лицу. Народ обступил Императора с воплями и рыданиями. «За наши грехи Бог нас карает!» — сказал кто-то из толпы. «Нет, за мои!» — ответил скорбно, с грустью Государь. Целую неделю посещал он места разорения, принося пострадавшим помощь вещественную и утешение.

— 1846 г. † Великая княжна Мария Михайловна

​Великая княжна Мария Михайловна родилась в Санкт-Петербурге, 25 февраля. Дочь Великого князя Михаила Павловича, сына Императора Павла I и Великой княгини Елены Павловны (урожд. Принцессы Вюртембергской). Была первым ребёнком в великокняжеской семье. Её воспитанию и образованию уделялось повышенное внимание со стороны матери. Великий князь очень хотел сына, из которого мог бы воспитать солдата. Но в его семье рождались только девочки, воспитание которых он предоставил жене.​ Была Августейшей попечительницей Литейной школы Санкт-Петербургского женского патриотического общества.​ ​ ​ Погребена в Родовой Усыпальнице Дома Романовых – Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

— 1885 г. † Николай Яковлевич Данилевский

​Русский идеолог панславизма. Великий русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель.​ ​В 1860-е​ годы приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869 г.) развивает теорию культурно-исторических типов человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. ​В современной истории Данилевский уделяет основное внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ​ –​ конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию. ​В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории. Труды Данилевского оказали большое влияние на развитие русской и мировой философии мысли.

— 1894 г. † Алексей Павлович Бобринский

​Граф, государственный деятель, генерал-лейтенант (1872 г.), член Государственного Совета (1871—74 гг.), крупный землевладелец. ​С начала Крымской войны 1853—56 гг. вступил в армию. С 1856 г. в качестве флигель-адъютанта состоял при Императоре Александре II, выполняя его личные поручения.​ ​ С мая 1871 г. служил товарищем министра путей сообщения, с сент. 1871 г. управлял Министерством путей сообщения, с апр. 1872 г. являлся министром путей сообщения. Бобринский содействовал широкому железнодорожному строительству; к моменту его отставки (июль 1874 г.) сеть железных дорог в Европейской России превысила 21 тыс. верст.

— 1910 г. Умер Лев Николаевич Толстой

​Лев Николаевич Толстой всемирно знаменитый русский писатель. Родился в1828 г., в аристократической графской семье. Трудно найти человека, который бы не знал Толстого как писателя; гораздо меньше людей знают о его духовных заблуждениях, за которые граф в 1901 г. был отлучен от Православной Церкви и предан анафеме. ​Государь Николай II на докладе министра внутренних дел о кончине Льва Николаевича Толстого написал резолюцию: «Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

-1920 г. Указ патриарха Тихона

​Указ № 362 от 20. 11. 1920 г. об автономном самоуправлении епархий при невозможности беспрепятственной связи с возглавлением Церкви в Москве — этот указ стал основой каноничного существования Русской Зарубежной Церкви.​ ​ ​ ​

​- 1937 г. † Расстрел святителей

​В Казахстане, близ города Чимкента, в местности называемой Лисья балка, постановлением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области были расстреляны святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, святитель Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский (язык не поворачивается пользоваться тогдашним титулом) и святитель Евгений (Кобранов), епископ Ростовский. Вместе с ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне.​​ ​ ​ ​ Все пострадавшие были прославлены в лике новомученников в 1981г. Русской Пр. Церковю Зарубежом и Московской Патриархией в 2000г. Только митрополит Иосиф не был включен в списки прославляемых МП.

 

— 1937 г. † Кирилл (Смирнов)

Священномученик, митрополит Казанский и Свияжский родился 26.04.1863 г., в семье псаломщика в г. Кронштадте Петербургской губ. Окончил Петербургскую духовную академию.​ ​Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.​ ​ ​ ​ Твердость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Все, что не от веры — грех», — высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года. Во время февральских событий 1917г. владыка предупреждал: «Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую первую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».​ ​Во время первой мировой войны по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам. ​На Поместном Соборе владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25 кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне. По завещательному распоряжению патр. Тихона от 25 декабря 1924г. он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины св. патр. Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал сщмч. митрополитПетр (Полянский).​ ​В 1937 г. он был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе с митр. Иосифом (Петровых) и еп. Евгением (Кобрановым).

— 1937 г. Иосиф (Петровых)

​ ​Священник, митрополит Ленинградский.​ ​Бесстрашно в своих проповедях он обличал богоборцев:«Вам нужно уничтожение Христа, мне нужно Его процветание… По-вашему, мы​ –​ мракобесы, по-нашему, Вы​ –​ настоящие сыны тьмы и лжи. Вам доставляет удовольствие издеваться над религией и верующими, таскать по тюрьмам и гонять по ссылкам ее служителей. Нам кажется величайшей дикостью, позором позоров XX​ в. ваши насилия над свободой совести и религиозными убеждениями человечества… Мы готовы на все мучения, но правды Христовой никогда не принесем в жертву посмеянию и мракобесию безбожия <своей веры>».​ ​С мая 1924 г. владыка избран членом Св.​ Синода при Патриархе Тихоне. В 1924 и 1925 гг. временно управлял Новгородской и Старорусской епархией. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. Местоблюстителем Патриаршего Престола согласно его завещанию стал сщмч. митрополит​ Петр​ (Полянский). ​В своем распоряжении за несколько дней до ареста он поставил владыку третьим кандидатом в заместители Патриаршего Местоблюстителя после митр.​ Сергия (Страгородского) и митрополита Киевского Михаила (Ермакова). ​В 1926 г. назначен на Петроградскую кафедру в сане митрополита «по настоятельной просьбе верующих» Петрограда, как говорилось в Указе. Из послушания преосвящ. Иосиф принял назначение, но возражал, чтобы именоваться «Ленинградским».​ В начале декабря 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр.​ Сергий​ (Страгородский) был арестован, и его обязанности временно перешли к владыке Иосифу.​ ​Владыка признавал единственным каноническим первоиерархом Русской Церкви сщмч.​ митр.​ Петра (Полянского, память 27​ сентября), что являлось для него самого гарантией избежания раскола. На одном из допросов владыка мужественно сказал: «Никакими репрессиями со стороны советской власти наше движение не может быть уничтожено. Наши идеи, стойкость в чистоте Православия пустили глубокие корни».​ ​ ​ ​ Отказавшись от компромиссов с безбожной властью, сщмч.​ Иосиф сознательно выбрал свой путь мученика за веру. Всю остальную часть своей жизни владыка провел в ссылках и местах лишения свободы. Расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом (Казахстан).

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: