— Крещение Господне. Богоявление

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. ​Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мир Мессии, и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса».

В воспоминание крещения Христова в реке Иордане, в праздник Крещение бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника во храмах. С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это — для освящения как домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святой водой бывает и в другие праздники, например в храмовые. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Освященная вода именуется по-гречески агиасмой, т.е. великой святыней.​ ​Воду, освященную в праздник Крещение, берут по домам и хранят. Она святыня у христиан, не портится целые годы, исцеляет болезни.

— 1625 г. † Царица Мария Владимировна​ ​

​1-я жена царя Михаила Федоровича, дочь боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукого от брака с княжной Марьей Васильевной Барбашиной. ​Невеста была выбрана матерью Михаила — инокиней Марфой. Обручена Царю Михаилу 12 июля, венчана с ним 19 сентября 1624 г. На следующий день после свадьбы царица заболела и скоро умерла.​ ​ Умерла, как полагают, отравленная, 7 января 1625 г. Тело ее погребено в московском Вознесенском монастыре, что в Кремле.

— 1699 г. Крестный ход

​В праздник Богоявления царь Петр I участвовал в крестном ходе на водосвятие, совершавшееся на реке Неглинной, в Москве, и в качестве капитана Преображенского полка шел вместе с полком и хором музыки. Преображенцы были в зеленых, а семеновцы — в голубых мундирах. Около иордани устроен был высокий стол, на котором стоял человек, державший царское знамя, белое с двуглавым орлом, вышитым золотом. Знаменосец несколько раз наклонял знамя, которое, по погружении креста в воду, окроплено было святою водою. Затем на шести белых конях везли во дворец огромный сосуд со святою водою.​ Описывая виденное при крещенском водосвятии, один из современников-иностранцев замечает: «Этот праздник в старину отправляли с гораздо большею торжественностью, потому что их царские величества и все знатные вельможи государства присутствовали на нем».

— 1727 г. Празднование Крещения Императрицей Екатериной I

​Особенно торжественно праздновала день Крещения Императрица Екатерина в 1727г. Около церкви Св. Троицы, на Петербургской стороне, была устроена иордань, а с правой ее стороны «особливый высокий театр ее Императорскому величеству», увенчанный Императорскою короною и внутри обитый, с богатыми золотыми позументами, бархатом. ​ ​ ​ Здесь находились особы императорской фамилии, когда в 1-м часу дня в великолепной коляске, запряженной восьмеркою лошадей, приехала Императрица, одетая в амазонское тканное из серебра платье, белый парик, шляпу с драгоценным бриллиантом вместо пуговицы, с осыпанной бриллиантами шпагой.​ По окончании литургии совершено было пятью архиереями водосвятие с окроплением знамен, при громе пушечных выстрелов и ружейных залпов. ​Вплоть до начала XX в. водосвятие в присутствии войск, имеющее главной целью — освящение знамен, совершалось везде, где были расположены воинские части.

— 1814 г. Водоосвящение Рейна​ ​ ​

​Русские войска присутствовали на совершении русским духовенством водоосвящения на Рейне. После чего состоялась переправа на противоположный берег и вступление русских войск во Францию.

— 1894 г. † Святитель Феофан Затворник

​В миру Говоров Георгий Васильевич, епископ, родился 10.01.1815 г. в семье сельского священника Орловской епархии. Заканчивая Киевскую духовную академию, принял монашеский постриг и стал преподавателем в духовных учебных заведениях. ​Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе, что имело большое значение для его духовного становления. Ревностный труженик на ниве церковной был назначен ректором Петербургской духовной академии, через 2 года хиротонисан во епископа Тамбовского, а еще через 4 года переведен на древнюю Владимирскую кафедру.​ Через 25 лет беспорочной службы еп. Феофан подал прошение об увольнении, и в 1866 г. был отправлен на покой в избранную им Успенскую Вышенскую пустынь. Он затворился в отдельном флигеле и предался молитвенным и духовным трудам.

Свт. Феофан Затворник 22 года провел в затворе, обретя прозорливость. В это время он написал важные литературно-богословские труды и множество писем, в которых высказал пророческие предупреждения об опасном увлечении Западом: «Западом и наказывал и накажет нас Господь… Нас увлекает просвещенная Европа… Да! Там впервые возстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».

Особым подвигом была его литературно-богословская деятельность, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Сочинения по христианской нравственности, толкования слова Божия, переводы писаний Св. Отцов, ответы на многочисленные письма, приходившие со всех концов России, — эти творения стали для христиан практическим руководством на пути к вечной жизни. «Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане нетрудно будет подготовить голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится».

Господь призвал Своего служителя в великий праздник Богоявления. Мощи св. Феофана почивают в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии. Церковь празднует день его памяти 10 /23 января.

— 1903 г. «Крещенский» заряд для Государя

По Зимнему дворцу со стороны Петропавловской крепости выстрелила пушка. Это был традиционный выстрел, возвещающий полдень. Но вместо холостого в орудие заложили боевой «крещенский» заряд. Картечь пролетела мимо Государя, но ранила городового. Фамилия городового оказалась Романов. «Сердце Царево – в руце Божией, – сказал тогда Государь, – еще не 18-й год».

— 1911 г. Из воспоминаний сенатора П.П. Стремоухова

​Из воспоминаний сенатора Петра Петровича Стремоухова: «6 января 1911 г. мне удалось попасть в Мариинский театр на «Бориса Годунова» с Шаляпиным. Спектакль этот оказался совершенно исключительным. В первый раз после революционных лет Царь Николай II посетил театр. После 3-го действия, где на сцене изображена Боярская дума, занавес опустился, вдруг неожиданно, минуты через две, взвился. Обращенная к Императорской ложе толпа бояр на коленях, имея во главе Шаляпина, запела «Боже, Царя храни!» под аккомпанемент могучего, идеального оркестра Мариинского театра. Красиво это было до жути, мурашки буквально забегали у меня по спине. Гимн был повторен три раза, подхвачен публикой. Такого исполнения гимна я никогда более в моей жизни не слышал».

 

— 1918 г. Разгон большевиками Всероссийского учредительного собрания

6 января 1918 г. по решению большевистского правительства было разогнано Учредительное собрание, которое по замыслу организаторов Февральской революции было уполномочено «волею народа» решить вопрос о форме правления в России. Именно на волю этого Учредительного собрания Великим князем Михаилом Александровичем, братом Государя, и другими присоединившимися членами династии (в том числе Вел. кн. Кириллом Владимировичем) было незаконно передано решение вопроса о судьбе российской монархии. Многие православные надеялись увидеть в этом нечто вроде Всероссийского Земского Собора, хотя, конечно, это была утопия в тех революционных условиях, да и делегатов избирали совсем не православным образом — на партийной основе.

 — 1919 г. † Андрей пресвитер и иже с ним пострадавшие Лидия, Домника, Мария и две дочери его

Священномученики.

​Протоиерей Андрей Зимин служил с 1899 по 1919 г. в храме с. Черниговка Уссурийского уез. Приморской обл., что ок. 200 верст от Владивостока, благочинным округа. ​Под Крещение в 1919 г. батюшка отслужил всенощную, но наутро по звону к литургии в храм не пришел. Оказалось, что к нему в дом ворвалась шайка бандитов-большевиков из соседних деревень и связала его самого и всех домашних, даже детей. Их страшно мучили и пытали, на глазах у всех изнасиловали детей и матушку Лидию. Бабушка Домника Петровна умерла тут же от разрыва сердца. Детей и матушку застрелили, а батюшку, положив на пол, раздавили дверью. ​Похоронены мученики были в общей могиле у храма, где батюшка прослужил более 20 лет. ​Задолго до своей смерти батюшка отправил своему другу, профессору богословия, во Владивосток письмо, которое просил вскрыть лишь в случае его смерти. В письме он описал сон, подробно и точно изобразивший его будущую мученическую кончину.

— 1950 г. † Лаврентий Черниговский

​Лаврентий (Проскура) преподобный. Родился в Черниговской губ.в крестьянской семье. С детских лет пел в церковном хоре, в 14 лет стал регентом. В 23 года ушел в монастырь. О. Лаврентий был непоколебимым патриотом единой Святой Православной Руси, он часто с настойчивостью и строгостью предупреждал, что «наши родные слова — Русь и Русский. И обязательно нужно знать, помнить, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать городов Русских»О. Лаврентий подвергался гонениям. В документах ГПУ о нем говорилось: «Столпом И.П.Ц. является игумен Проскура Лаврентий, который является духовным отцом всех монахов… Проскура по своим взглядам является крайним реакционером, и, как говорят кликуши, что когда поминают в церкви Сергия, то Проскура затыкает себе уши; это характеризует и отношение его сторонников к легализованному церковному управлению, и его отношение к советской власти…».​ ​Батюшка предрекал предстоящее покаяние русского народа, говоря: «Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили <…> нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. И что много лет ходили на поклонение разрушителю страны — советско-безбожному идолу, а также и кумиру Сталину, почитая его имя бессмертным».​ ​Но, предсказывал о. Лаврентий, придет время, «погибнет память их с шумом. Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее царство. Окормлять его будет Царь православный, Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное предантихристово время. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живым и мертвым). Русского православного Царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой ему: Аллилуйя». ​О. Лаврентий говорил, что земля русская никогда, т. е. до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним. Однако он предупреждал о коварстве грядущих времен: «Приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится антихрист.​ ​«Молитесь, чтобы Господь продлил нам еще время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет короноваться, как царь, в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и патриарха».

Батюшка также обладал даром исцеления. Известно, что старец задолго до кончины принял тайную схиму от сщмч. Пахомия, схиепископа Черниговского. День своей кончины старец предсказал за полгода. Все эти полгода он не ел ничего, кроме овощей.

 — 1971 г. † Николай Михайлович Рубцов

​Русский поэт. Дипломная работа в Литинституте​ –​ знаменитая впоследствии книга «Звезда полей» (1967 г.). В сборниках стихов «Душа хранит» (1969 г.) и «Сосен шум»​ (1970 г.) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. Обостренным чувством Родины и критическим отношением к т.​ н. прогрессу (который «может быть крушеньем») Рубцов близок к творчеству В. Распутина и В. Белова. Выбитые на его надгробии строки «Россия, Русь! Храни себя, храни!» выражают главную духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемницей творчества Есенина, объединяя ее со стихами Тютчева, Фета, Бунина. «До конца, до тихого креста. Пусть душа останется чиста»​ –​ главная заповедь коренного русского человека.

— 1971 г. Вышел первый номер русского национального журнала «Вече»

Вышел в свет первый номер русского национального журнала «Вече», сыгравший большую роль в пробуждении русского национального сознания. Главный редактор​ –​ В.Н. Осипов. Под его редакцией с 19​ января 1971​ г. по март 1974​ г. вышли 9​ номеров. Среди авторов заслуживают особого упоминания писатели Л.И. Бородин (отсидевший 6​ лет по делу ВСХСОН), О.В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа) и Д.А. Жуков, архитектор-реставратор В.А. Виноградов, священник Д. Дудко (без совета с которым не выходил ни один номер журнала), искусствовед М.И. Кудрявцев, публицист Г.М. Шиманов и др. Большинство авторов публиковались под псевдонимами. ​ ​ ​ За издание журнала, проповедовавшего славянофильские идеи, его главный редактор был отправлен в лагерь.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: