— Святые пророк Захария и праведная Елисавета
Они были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, Елиcавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у Захария, где находится его сын Иоанн. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
— Император Юстиниан – основатель собора святой Софии
Святой Юстиниан Великий (527-565г.) почитается за распространение христианства во время своего правления и за основание «нового храма Соломонова» — собора Святой Софии в Константинополе.
— 552 г. Явление святого апостола Петра Императору Юстиниану
В 552 году царю Юстиниану было видение, которое он с клятвою открыл другим: во сне он увидал себя в церкви святого апостола Петра в Афире, ему явился сам Апостол Петр и, указав на святого Евтихия, сказал: «Сей да будет поставлен вам во епископа».
— 1015 г. † Благоверный князь Глеб
Сын святого равноапостольного Владимира Святославича, Великого князя киевского и всей Руси. Благоверный князь Глеб, в святом крещении Давид, является одним из первых русских мучеников – страстотерпцев; он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (в святом крещении Романом). После убийства святого Бориса третий брат, Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», т. е. в простом деревянном гробу.
— 1640 г. Церковный собор
В Киеве начался церковный Собор, утвердивший православный катехизис, которым на протяжении столетий руководствовалась православная церковь.
— 1648 г. † Преподобный Афанасий (Филиппович) Брестский
Жил в XVII веке. Учился в Виленском братском училище. В 1627 г. принял монашество в Свято-Духовом монастыре. Служил в нескольких монастыря. Выступал за права православных на русских землях, захваченных польскими оккупантами. Подвергнут пыткам и убит католиками, и униатами.
— 1698 г. Введен налог на бороды
Царь Петр I установил налог на бороды, дабы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду распространено на основные группы городского населения. Была определена штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно Указу 1705 года все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». Отменена пошлина была лишь в 1772 году.
— 1714 г. Встреча победителей Гангутского сражения
В торжественной обстановке состоялась встреча победителей Гангутского сражения, которые привели в столицу захваченные шведские корабли. На набережной на р. Невы против Сената было объявлено о присвоении «шаутбенахту Петру Михайлову» (Петру I) звания вице-адмирала. В честь победы в Гангутском сражении учреждена медаль, которой награждены все участники, а в Петербурге на Фонтанке был построен храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. В 1871 г. в Рилакс-фьорде на месте погребения русских воинов был поставлен памятник.
— 1744 г. День тезоименитства Императрицы Елизаветы Петровны
В день тезоименитства Императрицы Елизаветы Петровны, в лавре митрополит Рафаил торжественно отслужил литию, после которой был совершен молебен о здравии и долгоденствии государыни Елизаветы Петровны «с обычным коленопреклонением, колокольным звоном и пушечными выстрелами с крепостных бастионов». В тот же день Царица посетила Киево-Могилянскую духовную академию и побывала в ней еще раз 8 сентября, в день праздника Рождества Богородицы, на торжественном диспуте, устроенном в ее честь. Императрица Елизавета Петровна лично присутствовала при закладке церкви святого Андрея Первозванного (творение выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли) и позже пожаловала на ее возведение 20 тысяч рублей. Лавре Государыня пожаловала богатые ризы.
— 1799 г. Полковой праздник
В день свв. Захария и Елизаветы утвержден полковой праздник кавалергардского Ее Величества государыни Императрицы Марии Федоровны полка Российской императорской армии.
— 1809 г. Фридрихсгамский мир
Заключен Фридрихсгамский мир со Швецией, завершивший русско-шведскую войну 1808-1809 гг., главным итогом которой было вхождение Финляндии в состав России на правах автономного княжества. По Фридрихсгамскому мирному договору восемь восточных провинций Швеции вошли в состав Российской империии образовали Великое княжество Финляндское. Договор предписывал Швеции заключить мир и войти в союзную коалицию с Наполеоном. Финляндия объявлялась Великим княжеством в составе Российской империи, и ей даровалась широкая автономия. Время автономии, наступившее после подписания мирного договора, способствовало развитию экономики и культуры Финляндии. Будучи Великим княжеством в составе России, Финляндия, тем не менее, сохранила лютеранскую веру и шведское законодательство. Фридрихсгамский мирный договор в отношении Финляндии действовал вплоть до 1920 г., когда согласно Тартускому мирному договору между РСФСР и Финляндией была признана государственная независимость Финляндии.
— 1911 г. † Петр Аркадьевич Столыпин
Петр Аркадьевич Столыпин родился 2. 4. 1862 г. в Дрездене, Германия. Происходил из старинного дворянского рода. Выдающийся государственный деятель, сыгравший решающую роль в пресечении «первой русской революции». В апреле 1906 года Император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. Большим его достижением было также заселение Сибири в ходе крестьянской реформы. «Дайте нам 20 мирных лет — и вы не узнаете России», – сказал Столыпин. Потому он и был в 1911 г. убит теми силами, чьи антирусские планы перечеркнула бы окрепшая Россия. Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось, и было совершено 11 покушений. Последнее из них оказалось роковым. Глава российского правительства скончался после покушения на него Мордко Богрова в Киеве (1.9.1911 г.).
— 1920 г. Вызов митрополита Антония в Крым
На Афон пришла телеграмма от генерала Врангеля, которой он вызывал митрополита Антония в Крым для возглавления ВВЦУ. Владыка сразу же вернулся в Россию. Однако пребывание его и Белой армии в Крыму продлилось только 40 дней.
— 1992 г. † Николай Павлович Задорнов
Писатель. Родился 22.11.1909 г. Работал актером, режиссером в театрах Сибири и Урала. С 1935 г. — журналист. Первый роман Задорнова «Амур-батюшка» посвящен истории заселения русскими огромных пространств Сибири и Д. Востока. Патриотический роман, в котором была показана определяющая роль русского народа, сплотившего многонациональную державу, и прославление русского оружия, выглядел современным и злободневным. В повести «Мангму» (1946 г.), романах «Далекий край» (1949 г.), «К океану» (1949 г.; 1 ч. трилогии о Г.И.Невельском) Задорнов продолжает разрабатывать тему русских землепроходцев, широко показывая и жизнь коренного населения — гольдов (нанайцев) и других малых народностей Дальнего Востока. Романы «Капитан Невельской» (1956—58 гг.) и «Война за океан» завершают эпопею о подвиге русского адмирала Невельского, открывшего устье Амура и много сделавшего для возрождения Дальнего Востока. «Амур-батюшка» и «Мангму» тяготеют к жанру историко-бытовой хроники. Через все сочинения Задорнова проходит мысль о великой культурной роли русского народа, который, вопреки вероломной политике западных стран, завязывал с коренным населением Сибири и Дальнего Востока отношения, основанные на взаимном уважении и дружбе.
В 1951 г. за романы «Амур-батюшка», «Далекий край», «К океану» Задорнову присуждена Сталинская премия.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович